… о подготовке
медицинских кадров в классических и медицинских вузах
Врачи без ведомственных границ
Минздрав и Минобрнауки не стали делить медицинское
образование
Российский союз ректоров (РСР) обсудил качество медицинского образования
в стране. Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин (ЕР) возмутился
из-за большого количества медицинских факультетов в непрофильных
вузах. По мнению господина Володина, это снижает качество образования,
а нехватка врачей в стране все равно сохраняется. Однако ректоры
не согласились с парламентарием. Они заявили, что факультеты в непрофильных
вузах помогают и развитию медицинской науки, и решению кадровых
проблем, поэтому губернаторы сами нередко инициируют их открытие.
А главы Минздрава и Минобрнауки (с 7 мая в статусе врио) заверили,
что не имеют претензий к работе друг друга, и сообщили, что им "удается
успешно сотрудничать".
Заседание РСР прошло в понедельник в МГУ. Президент РСР, ректор
МГУ Виктор Садовничий заверил, что в России подготовка медицинских
кадров "традиционно ведется совместными усилиями Минздрава
и Министерства образования". "У нас далеко не во всех
регионах есть собственный медвуз, а профильный факультет в классическом
университете дает возможность отучиться на врача", - объяснил
он. Но главное, по мнению господина Садовничего, - это "междисциплинарные
возможности классических вузов". "Сегодня медицинские
исследования находятся на стыке множества наук - физика, химия,
биология, - и фундаментальное образование многопрофильных вузов
тут особенно эффективно", - сказал ректор МГУ.
По данным Минобрнауки, в России подготовку медицинских кадров осуществляют
127 вузов. Из них 49 подведомственны Минздраву, 56 - Минобрнауки,
3 - Минпросвещения, 3 - муниципалитетам, 2 - правительству РФ, а
14 - частные организации. Большинство студентов (72,6%) учатся в
вузах Минздрава. В 13 регионах подготовка ведется как в вузах Минобрнауки,
так и Минздрава; в 21 субъекте есть только вузы Минздрава, а в 26
регионах - только вузы Минобрнауки. По закону решение об открытии
медицинского факультета принимает ученый совет вуза при согласовании
с Рособрнадзором, а Минздрав не участвует в этом процессе.
Важность и востребованность медфакультетов в классических вузах
подтвердила вице-губернатор Липецкой области Ольга Белоглазова.
Она пожаловалась, что в регионе "наблюдается острый дефицит
врачей". "Средний коэффициент обеспечения населения врачами,
работающими в государственных и муниципальных организациях, - 41,2
на 10 тыс. человек. А у нас - 32,2", - посетовала госпожа Белоглазова.
Несмотря на программы поддержки врачей, молодежь не остается работать
в регионе, рассказала она: "Даже "целевые" студенты
нередко отрабатывают необходимый период и переезжают. А если они
изначально учились в соседних областях, то вероятность возвращения
в Липецкую область еще меньше".
Вот почему региональное правительство само попросило, чтобы в Елецком
госуниверситете имени Бунина (ЕГУ) в 2021 году появился медицинский
факультет - первый в области. Выступивший тут же ректор ЕГУ Сергей
Щербатых рассказал, что университет обращается к "опыту коллег
из медицинских школ, имеющих большую историю и опыт работы".
А к преподаванию на факультете привлекают медицинских специалистов,
практикующих в регионе и имеющих ученую степень.
Похожая ситуация сложилась и в Севастополе.
Ректор СевГУ Владимир Нечаев рассказал, что решение об открытии
медицинского факультета также было принято совместно с правительством
региона "для решения проблем с нехваткой медперсонала".
"Медицинские факультеты в непрофильных вузах открываются не
только в последние годы. В РУДН такой факультет ведет историю с
момента основания вуза", - заступился за коллег директор медицинского
института РУДН Алексей Абрамов.
Он похвастался, что в рейтинге медицинского образования RAEX в топ-10
фигурируют сразу три непрофильных вуза (помимо РУДН - МГУ и СПбГУ).
А вступительные баллы на направлениях "Лечебное дело",
"Педиатрия" и "Стоматология" в РУДН выше, чем
в профильном Сеченовском университете. "Вообще, это и повод
попросить увеличить нам количество бюджетных мест",- как бы
между делом добавил господин Абрамов.
Интересно, что в ведение вуза передали больницу имени Виноградова.
"Теперь медучреждение официально находится под контролем образовательного
учреждения, что вызывало много споров, - отметил директор мединститута.
- Но мы сохраняем объем оказания услуг по ОМС, поэтому население
не теряет врачей, а студенты практикуются в реальных условиях".
Позицию профильных медицинских вузов высказал ректор Первого МГМУ
имени Сеченова Петр Глыбочко. "В медвузах сейчас тоже все исследования
на стыке наук, тут мы ничуть не уступаем классическим университетам",
- заявил он.
Большое количество факультетов, появляющихся без одобрения Минздрава,
вызывает у ректора Первого МГМУ Петра Глыбочко беспокойство.
"У нас на всю страну 163 образовательных организации готовят
медиков (Минобрнауки говорит про 127. - "Ъ"), и это много
даже для России. Но назовите мне хоть один вуз, который полностью
решил проблему подготовки и закрепления кадров в своем регионе",-
сообщил он. Тем не менее господин Глыбочко заявил коллегам, что
"все мы делаем общее дело", и призвал "перестать
делить полномочия между ведомствами и создать высокие стандарты".
Касательно последних ректор высказал целый ряд предложений. Так,
он уверен, что стандарты подготовки медиков, разработанные координационным
советом по медобразованию для вузов при Минздраве, должны быть расширены
и на остальные медицинские образовательные учреждения. Также ректор
предложил профсообществу "Медицинская лига России" проводить
аудит медицинских образовательных программ, а в вузах, не относящихся
к Минздраву, ввести обязательную профессионально-общественную аккредитацию.
В конце заседания выступили руководители Минобрнауки Валерий Фальков
и Минздрава Михаил Мурашко (с 7 мая в статусе врио). Они единогласно
заявили об отсутствии претензий друг к другу.
Валерий Фальков заверил, что именно Минздрав является "центром
ответственности, решающим вопрос об объеме и структуре бюджетных
мест на медспециальностях", а у Минобрнауки получается "удачно
сотрудничать" с ним.
"Качество медобразования возможно повысить только сообща, работая
двумя министерствами, - уверял господин Фальков. - Оно зависит не
только от взаимоотношений вуза и учредителя, но и от того, насколько
подготовленные дети выбирают там учиться, какая у вуза клиническая
база и количество бюджетных мест". Решать эту проблему господин
Фальков считает нужным с помощью классических мер поддержки вузов
- "начиная от хорошего сайта и маркетинга и заканчивая уровнем
общежитий и кадровой политикой региона в целом".
Вместе с этим Валерий Фальков признал: в регионах, где существует
свой медвуз, необходимость открытия профильных факультетов в других
университетах "неочевидна и требует глубокой экспертизы",
потому что "может привести к лишней борьбе за преподавательский
состав".
Но главы регионов без медвузов "регулярно ходатайствуют об
открытии у себя медфакультата", сказал господин Фальков, "так
как они уверены, что наличие собственной базы для подготовки медиков
поможет решить проблему дефицита кадров".
В ответ Михаил Мурашко заверил, что у него "внятные и понятные
отношения с Минобрнауки, нет никаких разногласий". Глава Минздрава
уверен, что для устранения дефицита медиков нужно тщательнее анализировать
потребности отрасли при наборе в вузы. А главное - регулировать
экономическое развитие регионов, устанавливая единую отраслевую
зарплату труда и предоставляя врачам конкретные социальные гарантии.