От продолжительной жизни до экономики данных - окончательный
список стратегических целей пока не готов
Ни итогового списка нацпроектов-2030, ни хотя бы одного согласованного
паспорта нового нацпроекта пока нет. Но ближе к сентябрю должно
проясниться, сколько потребуется вложений - и прежде всего бюджетных
- в обновленные приоритеты. Об этом рассказал в ходе Ломоносовских
чтений в МГУ главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач, предупредив,
что окончательная стоимость нацпроектов скорее всего будет в разы
отличаться от сегодняшних оценок. Но "в разы" в какую
сторону - в большую или меньшую? Ответ для экспертов, как выяснилось,
не очевиден. Судя по разъяснениям Минфина, сначала надо дождаться
указа президента о скорректированных национальных целях развития.
Действующие нацпроекты заканчиваются 2024 годом, и теперь надо решить,
как и какие стратегические приоритеты будут в первоочередном порядке
финансироваться до 2030 года. Такая работа начата. Пока нет ни итогового
списка новых национальных проектов, ни хотя бы одного согласованного
паспорта, сообщил на Ломоносовских чтениях завкафедрой экономического
факультета МГУ, главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач (экс-замминистра
Минэкономразвития). "Соответственно идет бурная эскалация относительно
того, а сколько же это будет стоить. Цифры, если брать только в
части Послания президента, колеблются в диапазоне от 8 трлн до 15
трлн руб. Это оценка того, что потребуется от бюджета", - рассказал
Клепач.
При этом экономист допустил, что вся сумма может выйти и за пределы
30 трлн руб. "Поэтому что останется в итоге, после всех решений
в мае-июне, а скорее уже в июле и к сентябрю, - сказать сложно,
- добавил Клепач. - Я думаю, цифры в разы будут отличаться от того,
что на разных площадках обсуждается".
Также экономист обратил внимание на возникающий сейчас вопрос о
том, "когда у нас возникнет какая-то согласованность системы
стратегического управления и, самое главное, вокруг чего эта система
стратегического управления должна строиться".
Напомним, изначально в России насчитывалось 12 нацпроектов плюс
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Их совокупный бюджет до 2024 года изначально составлял около 25,7
трлн руб., из которых вложения именно федерального бюджета должны
были составить более 13 трлн руб. Остальное предполагалось финансировать
из региональных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и
других внебюджетных источников, то есть за счет бизнеса.
Эти окончательные на какой-то момент цифры затем оказались все же
неокончательными. Потому что с течением времени нацпроекты пришлось
пересматривать, включая и сроки реализации, и ключевые показатели.
Изменился также сам список нацпроектов. Сначала появился проект
под названием "Туризм и индустрия гостеприимства". А с
2024-го стартовал нацпроект "Беспилотные авиационные системы".
В этом году по итогам Послания президента Федеральному собранию
стало известно о предстоящем появлении как минимум пяти новых нацпроектов:
"Семья", "Молодежь России", "Продолжительная
и активная жизнь", "Кадры", "Экономика данных".
И уже понятно, что определенные "старые" нацпроекты получат
свое продолжение в скорректированном виде уже в новых версиях.
Например, как ранее сообщал глава Минцифры Максут Шадаев, "Экономика
данных" как раз придет на смену нацпроекту "Цифровая экономика".
"Считаю, что к 2030 году нужно сформировать цифровые платформы
во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы, - пояснил
президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию. - Эти
и другие комплексные задачи будут решаться в рамках нового национального
проекта "Экономика данных". Направим на его реализацию
в предстоящие шесть лет не менее 700 млрд руб.".
А допустим, преемником Комплексного инфраструктурного плана станет
новый нацпроект "Развитие транспортной инфраструктуры",
следует из недавних сообщений правительства. В частности, транспортный
нацпроект предполагает развитие высокоскоростных железнодорожных
магистралей, опорных сетей аэродромов и аэропортов, морских портов,
автомобильных дорог, цифровизацию транспортного комплекса и многое
другое.
И один этот транспортный нацпроект, по данным РБК, может стоить
около 10 трлн руб. за период 2025-2030 годов.
Треть указанной суммы, как сообщает пресса, должны составить средства
федерального бюджета. Между тем на текущий момент эти расходы госказны
уже и так во многом предусмотрены отраслевыми документами. И, как
можно судить по опубликованной в прессе информации, именно дополнительно
предстоит выделить чуть меньше 500 млрд руб.
Для опрошенных "НГ" экспертов, судя по всему, вовсе не
очевидно, в какую именно сторону - в большую или меньшую - будут
"в разы" отличаться окончательные суммы расходов по сравнению
с сегодняшними расчетами. Также высказывается предположение, что
бюджетные траты могут быть более жестко, чем раньше, лимитированы,
а основной акцент будет сделан на инвестициях бизнеса.
"Оценка бюджетов новых нацпроектов должна быть консервативна.
Федеральное правительство за последние годы нарастило компетенции
в достижении целей точечными небольшими капиталовложениями, ориентируясь
на действие рыночных сил", - считает гендиректор Агентства
трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. А вот доля
внебюджетных источников финансирования нацпроектов, по его мнению,
"несомненно, вырастет".
Как уточнил исполнительный директор Института экономики роста им.
Столыпина Антон Свириденко, надо принципиально понимать, что в Послании
президента было сказано в основном о дополнительных тратах, тогда
как перезагрузить предстоит все нацпроекты.
"Что касается возможностей - опыт показал, что расширение доходов
бюджета возможно. Весь вопрос в том, чтобы сбалансировать расходы
с доходами. И, вероятно, конечное решение будет приниматься исходя
из реалий, то есть прогнозируемых поступлений бюджета, чтобы чрезмерно
не раздувать траты", - рассуждает собеседник издания.
Как сообщили "НГ" в пресс-службе Минфина, на текущий момент
параметры финансирования новых национальных проектов находятся на
стадии проработки совместно с правительством РФ и другими федеральными
органами исполнительной власти. "Их итоговая стоимость реализации
будет рассчитана после определения президентом итогового перечня
национальных проектов, издания указа президента, устанавливающего
(уточняющего) национальные цели развития страны, определения параметров
финансового обеспечения реализации положений Послания, а также с
учетом актуальных сценарных условий функционирования экономики на
долгосрочный период в рамках формирования проекта федерального бюджета
на 2025-2027 годы", - сообщили в ведомстве Антона Силуанова.
Тут можно добавить, что указ президента о национальных целях развития,
которые предстояло реализовать за период до 2024 года, был подписан
в начале мая 2018-го. Следующий указ, в котором были скорректированы
цели и сроки (он охватывал период до 2030 года), был подписан в
конце июля 2020-го.
"Новые национальные проекты и меры по их реализации в настоящее
время разрабатываются уполномоченными государственными органами
и организациями. В этой связи говорить об объемах их финансового
обеспечения полагаем преждевременным", - сообщили также "НГ"
в пресс-службе Счетной палаты (СП). Но, как уверили в ведомстве,
позиция Счетной палаты в части обновленных нацпроектов и госпрограмм
будет затем сформирована.
"Система управления национальными проектами в настоящее время
также дорабатывается, в том числе на основе поручений президента
по итогам Послания Федеральному собранию. Вместе с тем Счетной палатой
ранее по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий направлялись предложения по совершенствованию механизмов
реализации государственных программ и национальных проектов",
- обратили внимание в СП. Эти предложения, в частности, касались
определения объемов финансирования за счет внебюджетных источников,
планирования показателей и результатов, их корректировки в течение
года и т.д.
Если же говорить о необходимом размере частных вложений, то в 2023
году весь объем инвестиций в основной капитал составил в России
около 34 трлн руб., это менее 20% от ВВП страны, напомнил Свириденко.
Тогда как, по экспертным оценкам, если на инвестиции приходится
менее 25% ВВП страны, то "экономика серьезно не воспроизводится".
То есть нужны на самом деле почти 43 трлн руб. в год, это еще около
9 трлн руб. в год. Откуда их взять? Возможно, из сформированных
гражданами сбережений, вложенных в финансовые инструменты. Или из
прибыли компаний, если будет обеспечено ее увеличение. Или эти средства
можно вложить с опорой на заемный капитал.
"Но с учетом реалий, высоких рисков, компетенций, внешних ограничений,
защиты прав предпринимательства вряд ли именно частный сектор будет
вкладывать все сам, - полагает Свириденко. - Без гарантий, льготных
программ он не пойдет".
Анастасия БАШКАТОВА. Независимая газета, 21 апреля
2024 года
Майский указ-2024: главные цели для экономики
и демографии через 12 лет
Эксперты оценили главные цели по экономике и демографии
из указа президента
Президент Владимир Путин подписал новый указ о национальных целях
развития. Временной горизонт - до 2036 года. Российская экономика
должна стать четвертой в мире, а люди - жить дольше 80 лет. Подробнее
- в материале РБК
Сразу после инаугурации Владимира Путина Кремль опубликовал новый
"майский указ" - о национальных целях развития. Это третья
итерация такого стратегического документа, первая появилась в 2018
году, вторая - летом 2020 года, в разгар пандемии. Цели установлены
на период до 2030 года (как и в предыдущей версии указа; в самой
первой фигурировал 2024 год) и "на перспективу до 2036 года".
Таким образом, временной горизонт обозначаемых целей последовательно
удлиняется с каждой итерацией.
По сравнению с предыдущим указом (документ от 2018 года с изменениями
2020 года) перечень поставленных целевых показателей и задач арифметически
сократился вдвое - до 82 с более 160. Однако произошли содержательные
изменения. Так, вернулась задача по достижению Россией определенного
места в мировой экономической табели о рангах, теперь она сформулирована
максимально амбициозно - выход не позднее 2030 года на четвертое
место в мире по объему ВВП, рассчитанного по паритету покупательной
способности (ППС). Впервые сформулирована задача по количественному
сокращению неравенства населения по доходам. Также впервые поставлены
цели по обеспечению россиян средним минимумом жилплощади на человека
(не менее 33 кв. м к 2030 году и не менее 38 кв. м к 2036 году по
сравнению с 28,2 кв. м за 2022 год, по данным Росстата) и по росту
капитализации отечественного фондового рынка. Цели по демографии
В указе 2020 года содержалась цель - обеспечить "устойчивый
рост численности населения" России. Согласно демографическому
прогнозу Росстата, составленному в 2023 году, стабильный прирост
численности населения начнется с 2031 года только в "высоком"
варианте прогноза (притом за счет миграционного притока). В базовом
варианте прогноза по итогам 2030 года количество жителей России
будет на 3,3 млн меньше, чем фактически по итогам 2023 года, к началу
2036 года - более чем на 5 млн меньше.
Основные демографические цели из нового указа - повышение суммарного
коэффициента рождаемости (СКР) до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036
году; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030
году (эта цель фигурировала в прежней версии и сохранилась) и до
81 года к 2036 году (новый ориентир).
По итогам 2023 года СКР, отражающий, сколько в среднем родила бы
одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (то есть
от 15 до 50 лет) при сохранении в каждой возрастной группе уровня
рождаемости соответственно 2023 года, составил 1,4. Максимума за
новейшую историю коэффициент достигал в 2015 году - 1,78. То есть
указ ставит задачу превысить этот рекордный уровень к 2036 году.
Целевые показатели по СКР опережают прогнозную траекторию Росстата
даже в оптимистичном сценарии: там показатель в 1,6 ребенка в среднем
на женщину достигается только к началу 2034 года, а показатель в
1,79 - только по итогам 2045 года. Тем не менее цель до 2030 года
по рождаемости "выглядит совершенно реалистично при условии
устойчивого роста доходов семейных пар детородного возраста и роста
расходов на поддержку рождаемости", говорит демограф Игорь
Ефремов. Но эти усилия должны концентрироваться на поддержке рождаемости
не только третьих и последующих детей (что прямо написано в указе),
но и вторых детей, для которых сейчас поддержка минимальна, считает
демограф.
Прямых целей по снижению смертности указ не ставит - за исключением
снижения смертности в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году и в
два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года (этот
показатель пока не опубликован, за 2022 год было 13,1 тыс. человек).
В предыдущей версии указа обозначались цели по сокращению смертности,
в частности в трудоспособном возрасте. "Чрезмерное увлечение
целевыми показателями в сфере смертности по причинам смерти в прошлом
привело к искажению статистики смертности по ряду причин во многих
регионах России. Поэтому отсутствие такой подробности в целях -
скорее, плюс", - считает Ефремов.
Косвенно цели по смертности встроены в ориентир по увеличению ожидаемой
продолжительности жизни. Ефремов предупреждает, что достичь 78 лет
к 2030 году будет трудно (по итогам 2023 года она составила 73,4
года). Для этого, по его мнению, нужно хотя бы "сильно ужесточить
налоговую и регуляторную политику в отношении главных факторов преждевременной
смертности (крепкий алкоголь, табак, вредное питание)". Цели по экономике
В указе 2018 года ставилась задача - вывести Россию "в число
пяти крупнейших экономик мира", но в 2020 году ее убрали (в
Кремле объясняли это неблагоприятной конъюнктурой). Теперь к 2030
году Россия должна стать четвертой экономикой мира по ППС.
Согласно апрельскому обновлению базы данных Международного валютного
фонда (МВФ), по итогам 2023 года российская экономика занимает 2,95%
совокупного глобального ВВП, что дает ей по-прежнему шестую строчку
в мировой табели о рангах (на эту позицию Россия впервые поднялась
в 2003 году). Но Всемирный банк в середине 2023 года ставил Россию
на пятое место в мире (.pdf) за 2022 год. Судя по тому, что президент
приводил именно данные Всемирного банка, говоря о вхождении России
в пятерку крупнейших экономик мира, власти будут ориентироваться
именно на эти оценки. Согласно данным Всемирного банка, в 2022 году
Россия занимала 3,25% мирового ВВП, уступая Японии (3,47%) и опережая
Германию (3,23%). Индия (третья строчка) недосягаема с 7,2%. Чтобы
выйти на четвертое место, понадобится обойти Японию.
Выход на четвертое место по ВВП (ППС) должен быть обеспечен за счет
роста российской экономики выше среднемировых темпов (такая же цель
значилась и в прежней версии указа). Среднемировой темп роста ВВП,
который наблюдается в последнее время, - чуть выше 3%, напоминает
главный экономист "Тинькофф Инвестиций" Софья Донец, а
среднегодовой темп роста ВВП России за последнее десятилетие ниже
(по данным Росстата, около 1,1%).
Россия - страна с умеренным темпом роста экономики и со средним
доходом на душу населения, среднедушевой ВВП довольно долго находится
вблизи среднемирового, отмечает Донец. "Чтобы выскочить куда-то
с этой траектории, обычно нужно открытие каких-то новых прорывных
рынков (внутри или вовне) или такие факторы, как большой рост населения,
открытие новых полезных ископаемых. Пока ничего такого, что могло
бы толкнуть на траекторию роста выше 3%, не просматривается",
- рассуждает она.
Ведущий экономист по развивающимся рынкам Oxford Economics Татьяна
Орлова со своей стороны считает вполне реалистичным текущий прогноз
МВФ, по которому Россия к 2030 году опустится на седьмое место по
доле в мировом ВВП, пропустив вперед Индонезию. К 2050 году Россию
с точки зрения ВВП по ППС также обходят Бразилия (на 0,5%) и Турция
(уже на 13%), приводит Орлова собственные оценки Oxford Economics.
Цель по обеспечению устойчивого роста доходов населения и уровня
пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции перешла из прежнего
указа, и хорошо, что "здесь нет попытки взять на себя избыточные
обязательства", говорит Донец. "Эта цель говорит о том,
что политика российских властей больше про стабильность, нежели
про рост любой ценой. Очевидно, у правительства есть понимание того,
что избыточный рост доходов иногда - это пар, который уходит в свисток,
есть цель стабилизации и понимания бюджетных ограничений",
- отмечает она. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по указу
должен достичь не менее 35 тыс. руб. в месяц к 2030 году, что более
чем вдвое превысит уровень 2023 года (16,2 тыс.).
Некоторые цели носят прямой отпечаток санкционного противостояния
и форсированного импортозамещения. Так, ставится задача снизить
долю импорта товаров и услуг в структуре ВВП до 17% к 2030 году.
По итогам 2023 года она составила 19,1%, а в "досанкционный"
период стабильно превышала 20%. Если экстраполировать достижение
этой цели на 2023 год, импорт должен был бы оказаться на 3,5 трлн
руб. меньше фактического. Эта цель "кажется не обязательной",
считает Донец: само по себе "снижение доли импорта в ВВП не
будет свидетельствовать о том, что мы станем жить лучше". Источником
финансирования для импорта сейчас является не столько внутреннее
потребление, сколько встречный поток в отношениях с внешним миром,
то есть экспорт, а в таком случае "сценарий сокращения доли
импорта в ВВП выглядит нерадостным", поясняет она. Цели по социальному обеспечению
Впервые в указах этой серии сформулирована задача снизить уровень
неравенства, измеряемый коэффициентом Джини (индекс концентрации
доходов), - до 0,37 к 2030 году и до 0,33 к 2036 году. По итогам
2023 года индекс Джини составил 0,403 (чем он ближе к нулю, тем
меньше доходное неравенство; максимальное возможное значение - единица).
Возможная реформа прогрессивного налогообложения в России способна
снизить доходное неравенство между гражданами, оценивали ранее эксперты
РАНХиГС.
Уровень бедности должен быть снижен до менее 7% к 2030 году и ниже
5% к 2036 году, следует из указа. По итогам 2023 года показатель
уже составляет 8,5%, согласно уточненной в апреле оценке Росстата.
"В случае с бедностью та динамика, которую мы видим в последние
годы, показывает уже очень значительные позитивные результаты. В
значительной степени она отражает вливание средств в социальную
поддержку, в частности семей с детьми", - комментирует старший
научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Елена Горина.
Она добавляет, что уже сегодня в России больше десятка регионов,
где уровень бедности - 7% и ниже: нефтегазовые добывающие субъекты
и просто экономически развитые - Москва, Петербург с агломерациями,
Татарстан.
Единое пособие для малоимущих семей с детьми позволило вывести из
бедности семьи с небольшим дефицитом дохода, но в дальнейшем, чтобы
не сбавлять темпов и выводить из бедности семьи с более масштабным
дефицитом, потребуется больше бюджетных средств, предупреждает Горина.
"В этом состоит основной риск достижения заявленных целей -
если бюджет по каким-то причинам не потянет расширение финансирования,
например вследствие снижения доходов или секвестра", - указывает
она. Фондовый рынок
В указе также закрепляется цель по росту фондового рынка - к 2030
году его капитализация должна составить не менее 66% ВВП, а к 2036
году - до 75%. Речь идет о росте почти в два раза: по итогам 2023
года капитализация рынка акций составляла 58,1 трлн руб., а объем
ВВП - 172 трлн руб., то есть капитализация рынка составляет порядка
34% ВВП.
Если предположить, что до 2030 года российская экономика будет расти
теми же темпами, что и в 2023 году, а годовая инфляция в среднем
составит 4%, то при достижении к тому времени доли капитализации
рынка акций в 66% от ВВП индекс Мосбиржи может находиться около
9000 пунктов, оценивают аналитики "БКС Мир инвестиций".
По итогам 7 мая индекс Мосбиржи составил 3426 пунктов.
При этом 66% ВВП - это немного, около 10% роста в год без учета
дивидендов, рассуждает инвестиционный стратег инвесткомпании "Айгенис"
Искандер Луцко. С начала 2024 года рынок уже прибавил свыше 15%
и продолжает рост, за год вырос более чем на 50%. "Цель в 75%
ВВП на 2036 год еще более консервативна", - подчеркивает он.
По оценке начальника аналитического отдела ИК "Риком-Траст"
Олега Абелева, для достижения цели в 2030 году необходимо, чтобы
капитализация ежегодно росла на 12-15%. "Минус налоги и с учетом
дивидендов, индекс должен расти на 20-25% в год. Это вполне возможно",
- полагает он. А вот 75% на 2036 год - это уже менее достижимая
цель, продолжает Абелев. "Для ее достижения рынок должен в
ближайшие 12 лет расти с темами как минимум 15% ежегодно. Цель эта
труднодостижима с учетом волатильности курса, ключевой ставки",
- объясняет эксперт.
Из-за эффекта низкой базы цель вполне достижима, считает и руководитель
управления развития клиентского сервиса ФГ "Финам" Дмитрий
Леснов: "Для достижения этой цели необходимо создать условия,
максимально благоприятствующие привлечению эмитентов на российский
рынок, чтобы компании имели стимул становиться публичными, размещать
свои акции и облигации на российском фондовом рынке". Эмитентам,
скорее, нужны не меры поддержки, а улучшение прозрачности и корпоративного
управления, считает директор по инвестициям, начальник департамента
по доверительному управлению активами "Ренессанс Капитала"
Игорь Даниленко: "Это не было фокусом последние два года, но
без этого мультипликаторы не будут высокими".
Иван ТКАЧЁВ, Екатерина ВИНОГРАДОВА, Анна
ГАЛЬЧЕВА, Маргарита МОРДОВИНА. РБК, 8 мая 2024 года
Демограф Ракша оценил поручение Путина увеличить
численность населения России
"Цифры вполне реалистичны"
Владимир Путин в день своей инаугурации предложил повысить рождаемость
в России и увеличить ожидаемую продолжительность жизни к 2030 и
2036 годам.
Возможность достижений поручений президента мы выяснили у специалиста
по демографии.
"Цифры вполне реалистичны"
Президент России подписал новый майский указ, в котором поручил
повысить суммарный коэффициент рождаемости в стране до 1,6 к 2030
году и до 1,8 к 2036 году. В тексте указа идет речь о ежегодном
росте суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих
детей.
Этим же указом глава государства поручил увеличить ожидаемую продолжительность
жизни для мужчин и женщин до 78 лет и до 81 года соответственно.
- Планы главы государства частенько на грани возможного, они достижимы
только нетривиальными и радикальными усилиями, - рассуждает в беседе
с "МК" независимый демограф Алексей Ракша. - Но такого
раньше не происходило, поэтому и планы в демографии никогда не достигались
или достигались путем порчи статистики.
- Реально ли повысить суммарный коэффициент рождаемости в России
до обозначенных цифр - 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году? И что
для выполнения этого указа потребуется?
- Вполне реалистично. Цифра 1,6 на 2030 год достижима, если в ближайший
год ввести маткапиталы и на 2-го, и на 3-го ребенка в размере 1,5-2
млн рублей, на это потребуется 0,9-1,2 трлн рублей в год. С 1,8
сложнее. Ни в одной развитой стране мира, кроме Израиля, такого
нет. Это возможно, если бы был введен ББД (безусловный базовый доход)
на всех детей в размере 1 прожиточного минимума, но на это нужно
около 4-4,5 трлн рублей в год. Также необходимо снижение индекса
Джини (мера материального неравенства) до уровня Чехии, Дании. Более
эффективно выдавать квартиры тем, кто родил третьего ребенка, или
давать квартиру или дом на одну комнату просторнее. На это понадобилось
бы 2-3 трлн рублей в год..
- Путин также поручил увеличить к 2030 году ожидаемую продолжительность
жизни для мужчин - до 78 лет и женщин - до 81 года. Это возможно?
- Увы, достичь ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030
году и до 81 года к 2036 году - нереально без завершения СВО и крутого
закручивания гаек по крепкому алкоголю и сигаретам, и удвоения расходов
на здравоохранение.
- Три года назад вы заявляли, что население России каждый год будет
сокращаться на полмиллиона человек. Среди причин этого вы называли
уровень медицины, образ жизни, отношение к здоровью, безалаберность
людей, алкоголь и курение. Какие факторы влияют на сокращение населения
сегодня?
- Все перечисленное, плюс демографическое эхо 90-х и СВО, недостаточное
финансирование медицины и социальной сферы.
Анатолий САЛУНОВ. Московский Комсомолец, 8 мая
2024 года