"Таджикские автономии" в Подмосковье:
почему их создание встревожило россиян
Москвичи выразили обеспокоенность появившимися в СМИ
объявлениями о создании в Подмосковье сети национально-культурных
автономий, объединяющих выходцев из стран СНГ. Россияне заподозрили
в происходящем скрытую угрозу. В проблеме разбирались "Новые
Известия". Учредительное собрание и сход
В феврале в соцсетях и СМИ начали появляться объявления о том, что
сразу в нескольких подмосковных городах планируется создать национальные
автономии мигрантов из стран ближнего зарубежья.
Новости о проведении сходов, связанных с возможным появлением таджикских
и узбекских автономий, пришли из Лобни, Котельников, Балашихи и
других городов столичного региона.
"С какой целью в Подмосковье создают национально-культурную
автономию таджиков? Этот шаг даёт мигрантам больше прав и возможностей.
Начинаются интересные события! Очевидно, что кто-то систематизирует,
организует приезжих. Но для каких целей и задач? Кто это позволяет?",
- стали спрашивать авторы многочисленных телеграм-каналов.
Некоторые пользователи заинтересовались, не станут ли места компактного
проживания мигрантов в Московской области предвестниками "национально-культурного
центра" приезжих.
Тексты вот таких объявлений в СМИ встревожили жителей Подмосковья
Однако юристы заверили, что на самом деле ни о каком
создании "национальных островков территориальной независимости"
в Подмосковье речи не идет: планируется лишь организация культурных
центров. Автономия автономии рознь
Как пояснила в беседе с "НИ" юрист Анна Смирнова, понятие
"автономия", то есть способность субъекта действовать
на основании самостоятельно установленных принципов, в России трактуется
довольно широко.
"В эпоху СССР автономии были видом национально-территориальных
образований с преобладающим нерусским населением в составе Союза.
С распадом СССР почти все они, за исключением вошедшей в состав
Хабаровского края Еврейской автономной области, получили статус
республик. Согласно статье 5 действующей Конституции РФ, автономные
области и округа являются равноправными субъектами с широким кругом
полномочий. В то же время, во многих регионах России существуют
национально-культурные автономии, которые не являются административно-территориальными
единицами, а действуют в качестве некоммерческих организаций (НКО),
и это принципиально разные структуры", - пояснила юрист.
Она уточнила, что работу национально-культурных союзов регламентируют
федеральные законы "Об общественных объединениях" и "О
национально-культурной автономии".
"В законодательстве четко указано, что целью объединения граждан,
относящих себя к определенной этнической общности, является решение
вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной
культуры, а также помощь в социальной и культурной адаптации мигрантов.
Осуществление права на национально-культурную автономию не должно
наносить ущерб интересам других этнических общностей. Важно, что
право на национально-культурную автономию не является правом на
национально-территориальное самоопределение", - подчеркнула
Анна Смирнова.
Чтобы создать и официально зарегистрировать национально-культурную
автономию, нужно не менее чем за три месяца до проведения учредительной
конференции направить уведомление в органы исполнительной власти,
которые вправе направить на съезд своих представителей.
Все автономии наряду с другими НКО вносятся в специальный реестр.
Он открыто размещается в Интернете. Право на школы и допуск в эфир
Сегодня в России действует множество национально-культурных автономий
местного, регионального и федерального уровня.
Они обладают достаточно широкими полномочиями. Например, могут создавать
свои СМИ, клубы, театры, музеи, библиотеки, архивы, а также частные
школы, детсады и другие образовательные организации с преподаванием
на национальных языках.
Автономии также вправе обращаться к местным и региональным властям
с предложениями создавать в государственных школах классы и группы
с обучением на национальном языке, запрашивать помощь государства
для выпуска специальных учебников и подготовки педагогов, работающих
в национальных школах.
Государственные телеканалы обязаны предоставлять национальным культурным
автономиям эфирное время, а органы власти могут оказывать таким
организациям помощь из средств бюджета соответствующего уровня,
передавать им имущество в собственность и в аренду. При этом размер
арендной платы исчисляется по правилам, установленным для НКО.
Алина ШУВАЛОВА. Новые Известия, 13 февраля 2024
года