Онлайн-портрет становится все более важным критерием
оценки при приеме на работу
Практически каждому пятому россиянину отказали в приеме на работу
из-за содержания личных страниц в соцсетях. К таким выводам пришли
эксперты проекта "HR Lab.- Лаборатория HR Инноваций" и
платформы "Академия здоровья", исследовав влияние активности
кандидатов в соцсетях на процесс трудоустройства. Многие работодатели
просят соискателей представить адреса профилей еще до этапа собеседования.
Онлайн-портрет сегодня является одним из инструментов для оценивания
качеств потенциального работника, значение которого будет расти,
подтверждают опрошенные "Ъ" эксперты.
Проект "HR Lab.- Лаборатория HR Инноваций" и платформа
"Академия здоровья" опросили 1663 респондентов по заданию
компании "АльфаСтрахование". В интернет-опросе приняли
участие россияне в возрасте от 18 до 55 лет из крупных городов (большинство
из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону,
Самары, Краснодара, Казани, Уфы, Новосибирска и Омска). Исследователи
выясняли, какое влияние оказывают соцсети на процесс трудоустройства.
Как оказалось, у 67% респондентов адреса личных страниц при приеме
на работу представители работодателя запрашивали еще до этапа собеседования.
19% опрошенных отказали в трудоустройстве из-за содержания их профилей,
а 31% столкнулись из-за этого с необходимостью ответить на дополнительные
вопросы кадровика и потенциального руководителя.
Повышенное внимание работодатели уделяют данным соискателей в последние
два года, отмечают авторы. В выборке представлены 11% руководителей,
которые сами нанимали персонал. Из них 28% заявили, что ограничиваются
просмотром основной информации и фото, 24% - изучают авторские публикации.
9% рассказали, что по никам пользователей находили сообщения на
форумах и в пабликах, которые влияли на окончательное впечатление
о соискателе.
"Для небольших компаний единая экосистема в коллективе имеет
определяющее значение, и соцсети могут помочь работодателю получить
представление об интересах человека, - замечает директор департамента
маркетинга "Медицина АльфаСтрахование" Алиса Безлюдова.-
В перспективе общность увлечений становится скрепляющим фактором
для коллег". Тем не менее, уверена госпожа Безлюдова, при приеме
на работу "оценка на основании онлайн-портрета хоть и является
первичной, но не должна становиться определяющей".
13% участников исследования рассказали, что создавали в соцсетях
аккаунты специально для того, чтобы произвести впечатление на коллег
или работодателей. 24% из таких пользователей делали специальные
подборки личных фотографий, 32% зачищали посты и репосты, а также
ленту публичных подписок, а 18%, наоборот, набирали подписки на
тематические аккаунты, чтобы сформировать правильное впечатление
о погруженности в рабочие вопросы. Скрыли свои соцсети от просмотров
полностью только 2% участников опроса.
CEO HRFeedBack Анна Филина замечает, что тенденция проверять страницы
в соцсетях при приеме новых сотрудников на работу будет только усиливаться.
"Наши профили - рабочие инструменты, которые могут быть мощным
средством для поиска работы и карьерного роста,- объясняет эксперт.-
При грамотно заполненном профиле на вас могут обратить внимание
хедхантеры, даже когда вы не ищете работу, и попытаться переманить
в другую компанию, предлагая потенциально интересные вакансии, которых
нет в открытом доступе, с зарплатой, как правило, выше рынка".
Таким образом, по мнению эксперта, отказ от ведения соцсетей и закрытый
профиль может лишить вас лишней возможности получить высокую должность.
Руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций
hh.ru Ксения Степанова подтверждает растущую важность соцсетей при
трудоустройстве. По ее данным, лишь в 16% компаний совсем нет практики
проверки профилей кандидатов. Причем особенное внимание уделяют
персональным страницам соискателей на руководящие должности. "Важно
помнить, что слишком частая активность в социальных сетях тоже может
отпугнуть работодателя, поскольку у него могут возникнуть сомнения
в том, что у вас остается время на выполнение задач,- рассказывает
эксперт.- Не всем стоит создавать "личный бренд" в медиа
- части профессий публичность может только навредить, а закрытость
как стиль коммуникации может дать больше информации о вас, чем множество
комментариев и фотографий".
Госпожа Степанова также напомнила, что "при поиске работы не
только работодатель выбирает вас, но и вы выбираете работодателя",
поэтому соискателям также будет полезно изучить, "как компания
позиционирует себя в соцсетях, как о ней отзываются потенциальные
коллеги".
Исследователи в ходе опроса выяснили, что с началом работы в новом
коллективе 47% сотрудников завели себе аккаунты для личного пользования,
которые доступны только родственникам и друзьям. 21% опрошенных
сделали это после того, как их личную жизнь или увлечения стали
обсуждать коллеги. 62% опрошенных признались, что и сами обсуждали
информацию о коллеге из его профиля.
"Социальные сети можно смело назвать частью личного пространства
человека,- замечает доцент базовой кафедры Благотворительного фонда
поддержки образовательных программ "Капитаны" РЭУ им.
Г. В. Плеханова Татьяна Захарова.- Поэтому добавляться в друзья
и пытаться посмотреть закрытую информацию сопоставимо с тем, чтобы
напрашиваться к коллегам в гости". Госпожа Захарова полагает,
что к любой информации, размещаемой в соцсетях, нужно подходить
осознанно, потому что "все, что находится в сети, может в любой
момент стать доступным в том числе и тем, с кем бы вы не хотели
этим делиться".
Перед началом поиска работы, по мнению эксперта, следует оценить
свой профиль и понять, "из чего вы выросли", чтобы информация
о ваших прошлых увлечениях не смутила работодателя.
Профессор корпоративного университета "Газпромтранс" Андрей
Ващенко отмечает, что соцсети могут даже послужить причиной конфликта
на работе, но не из-за обсуждения личной жизни сотрудников. "Сейчас
работодатели, особенно в компаниях, где время сотрудника очень дорого,
мониторят, на какие сайты заходят подчиненные в рабочее время, -
объясняет эксперт. - И если вместо выполнения профессиональных обязанностей
человек сидит в соцсетях, это вызывает вопросы и недовольство".
Господин Ващенко замечает, что такая практика не носит массового
характера, но пожаловаться руководству на бесцельное сидение сотрудника
в соцсетях могут и коллеги. "Тем не менее персональные странички
сотрудников в интернете, заполняемые ими не в рабочее время, очень
редко могут привести к проблемам на работе, и начальников это интересует
слабо", - подытожил он.
Полина ЯЧМЕННИКОВА. Коммерсант, 22 октября 2023
года