Для цитирования: Варшавская Е.Я. Где
и кем работают высокообразованные россияне //Демоскоп Weekly. 2017.
№ 7013-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Где и кем работают
высоко-образованные россияне |
Над темой номера работала
|
|
Елена
ВАРШАВСКАЯ
|
|
Заключение
Основной результат нашего анализа состоит в том, что
профессиональная структура спроса на российском рынке труда не соответствует
структуре предложения дипломированного труда и, следовательно, существует
проблема недоиспользования полученного образования[12].
Каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего
образования. Почти 30% занятых с высшим образованием отрицают наличие
связи между работой и полученной профессией. При этом имеет место
существенная дифференциация по направлениям подготовки, с точки
зрения верности избранной профессии, вероятности восходящей и нисходящей
мобильности. Наиболее благополучной с точки зрения проанализированных
характеристик является группа работников с медицинскими дипломами.
Именно они чаще всего работают на позиции специалистов высшего уровня
квалификации и показывают максимальную верность своей профессии.
Работники, получившие аграрное образование, выступают самой проблемной
группой. Они имеют наименьшие шансы удержаться в своей профессионально-должностной
группе, демонстрируют максимальные показатели нисходящей мобильности
как по масштабам, так и по «глубине» спуска вниз, чаще всех отрицают
наличие связи между работой и полученной специальностью.
Выпускники технических специальностей имеют более высокие
риски нисходящей мобильности, чем обладатели экономических и юридических
дипломов. Они чаще говорят об отсутствии связи между специальностью
по диплому и текущим занятием. Эти результаты проявляются во всех
возрастных группах, в том числе и в молодых. Таким образом, полученные
результаты не подтверждают широко распространенную точку зрения
о перепроизводстве в российской экономике экономистов и юристов
на фоне дефицита инженеров. Однако, учитывая сложившиеся тенденции
в динамике структуры когорт выпускников по образовательным специальностям,
в ближайшие 10-15 лет следует ожидать дальнейшего увеличения доли
работников, получивших экономическое и юридическое образование,
и сокращение удельного веса специалистов, имеющих инженерно-техническую,
а также педагогическую подготовку.
Структура работников по полученным в вузах специальностям
дифференцирована по гендерным, возрастным и поселенческим характеристикам.
Важно отметить, что молодые и пожилые работники существенно различаются
по профессиональной структуре специальностей высшего образования,
и, соответственно, предъявляют спрос на разные рабочие места. Данный
факт можно рассматривать как один из аргументов того, что эти группы
являются скорее комплементами, а не субститутами, и напрямую не
конкурируют на рынке труда. Следовательно, повышение пенсионного
возраста не должно привести к снижению занятости и росту безработицы
молодежи.
[12] Причины
образовательно-профессионального несоответствия разнообразны, а
последствия неоднозначны и требуют специального изучения.
|