Rambler's Top100

№ 713 - 714
23 января - 5 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Где и кем работают высокообразованные россияне

Все больше работников с высшим образованием

Инженеры, экономисты, учителя…

Новые времена – новый спрос на специальности

Специальность и должностной рост

Связь работы со специальностью по диплому (субъективная оценка)

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Варшавская Е.Я. Где и кем работают высокообразованные россияне //Демоскоп Weekly. 2017. № 7013-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Где и кем работают
высоко-образованные россияне

Над темой номера работала

Елена
ВАРШАВСКАЯ

Специальность и должностной рост

Профессионально-должностная структура строится на основе Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), в котором выделяются 10 групп, соответствующих четырем уровням квалификации[5]. Данная классификация задает структуру занятий (профессий), иерархически упорядоченную с точки зрения требуемой квалификации. Хотя связь между квалификацией и уровнем образования не является жестко заданной и однозначной, анализ профессионально-должностной структуры позволяет оценить спрос на образование и профессии, а также степень соответствия между уровнем образования и профессионально-должностным статусом работников.

Среди обладателей вузовских дипломов более половины (55,8%) работают на позициях специалистов высшего уровня квалификации (группа ОКЗ 2). Этот показатель существенно варьируется по направлениям подготовки (табл. 4). Абсолютным лидером являются выпускники медицинских факультетов, среди которых как специалисты работают 85,3%. Относительно высокий уровень принадлежности своей должностной группе демонстрируют работники, получившие естественно-математическую, педагогическую, юридическую и экономическую подготовку (56-61%). Среди имеющих дипломы аграрного и инженерного профиля эти показатели минимальны (38,0% и 47,4% соответственно).

Таблица 4. Распределение работников по направлениям подготовки и профессионально-должностным группам, %*

 

Руко-
води-
тели (ОКЗ 1)

Специ-
алисты высшей квали-
фикации (ОКЗ 2)

Специ-
алисты средней квали-
фикации (ОКЗ 3)

Слу-
жащие (ОКЗ 4)

Работ-
ники сферы обслужи-
вания (ОКЗ 5)

Работ-
ники сель-
ского хозяй-
ства (ОКЗ 6)

Рабо-
чие
(ОКЗ 7-9)

ИТОГО

Здравоохранение

7,1

85,3

5,4

0,2

1,0

0,3

0,8

100,0

Естественные науки и математика

16,8

61,2

7,9

1,8

4,6

1,0

6,6

100,0

Экономика и управление

18,9

56,2

9,1

4,1

6,2

0,7

4,9

100,0

Юридические науки

15,1

57,3

10,4

2,8

9,1

0,5

4,7

100,0

Культура и искусство

14,9

57,3

15,2

2,6

5,6

0,5

3,8

100,0

Техника и технологии

24,7

47,4

8,4

1,5

5,3

0,8

11,9

100,0

Образование и педагогика

10,9

61

15,8

1,9

4,7

1,3

4,5

100,0

Гуманитарные и социальные науки

13,6

54,8

16,7

3,9

6,6

0,5

4,0

100,0

Сельское и рыбное хозяйство

20,8

38,0

7,4

1,5

8,6

5,6

18,1

100,0

Всего

17,6

55,8

10,4

2,5

5,7

1,0

6,9

100,0

* Группы в таблице расположены по убыванию доли работающих на позициях ОКЗ 1-2.
Курсивом выделены группы, в которых потенциал высшего образования недоиспользуется.

Источник: ОНПЗ, 2014

Шестая часть (17,6%) работников с высшим образованием занимает ту или иную руководящую должность (группа ОКЗ 1). На такой позиции находятся четверть (24,7%) выпускников технических и пятая часть (20,8%) аграрных специальностей. Это максимальные показатели движения вверх среди выделенных нами направлений подготовки. Реже всего удается занять позиции руководителей обладателям медицинских и педагогических дипломов (7,1% и 10,9% от численности соответствующей группы).

Каждый четвертый (26,6%) выпускник вуза занимает позиции ОКЗ 3-9, т.е. выполняет работу, не требующую (во всяком случае, формально) высшего образования. Абсолютными лидерами движения вниз являются работники, получившие сельскохозяйственные специальности, среди которых 41,2% трудятся на таких должностях. 28-32% обладателей юридических, инженерно-технологических, педагогических и гуманитарно-социальных дипломов также занимаются работой, для которой высшее образование является избыточным. Реже всего нисходящая квалификационная мобильность наблюдается у медиков (менее 8%).

Основной группой, в которую «спускаются» работники с высшим образованием, выступают специалисты среднего уровня квалификации (группа ОКЗ 3). В ней оказывается десятая часть выпускников вузов или почти 40% из тех, кто занимает позицию ниже, чем предполагает имеющееся образование. Максимальный отток в группу специалистов среднего уровня квалификации показывают работники, получившие социально-гуманитарное и педагогическое образование, а также образование в области культуры и искусства. Каждый шестой обладатель таких дипломов работает в этой квалификационной группе. 5,7% работников с высшим образованием заняты на рядовых позициях в сфере обслуживания (группа ОКЗ 5). Здесь лидируют специалисты в области права (9,1%) и аграрии (8,6%). Квалифицированными работниками сельского хозяйства (ОКЗ 6) чаще всего становятся выпускники сельскохозяйственных специальностей (5,6%). Для обладателей других дипломов вероятность перехода в эту группу не превышает 1%.

Около 7% дипломированных специалистов трудятся как рабочие (ОКЗ 7-9). Наибольший вклад в пополнение рабочих рядов дают выпускники сельскохозяйственных (18,1%) и инженерных (11,9%) направлений подготовки. Для всех остальных образовательных специальностей мобильность в рабочие профессии существенно ниже (3,9-6,7%).

На распределение работников с высшим образованием, имеющих различные вузовские специальности, по должностным группам ОКЗ существенно влияют их возрастные и особенно гендерные характеристики. Так, мужчины с вузовскими дипломами удерживаются на позициях специалистов высшего уровня квалификации гораздо реже, чем женщины (47,4% и 62,1% соответственно). При этом мужчины, с одной стороны, вдвое чаще занимают позиции руководителей (24,0% и 12,9% соответственно), с другой, несколько чаще спускаются и на рабочие места, не требующие наличия высшего образования (28,6% против 25,0%). Иначе говоря, вероятность и восходящей, и нисходящей мобильности для мужчин выше, чем для женщин.

С возрастом вероятность того, что выпускник вуза будет работать как специалист высшей квалификации, практически не меняется – во всех возрастных группах 53-57% респондентов трудятся на данной позиции. Вместе с тем увеличивается вероятность (до достижения пенсионного возраста), что работник, окончивший вуз, станет руководителем – с почти 10% в группе до 30 лет до 21-23% у 40-50-летних. Напротив, переход «вниз» уменьшается с 33,7% в группе 20-летних до 22,1% у 50-летних работников. Как отмечают В.Е. Гимпельсон и соавторы, «с возрастом происходит своего рода перегруппировка доступных рабочих мест, открывается доступ к позициям руководителей и идет отток с рабочих мест, не требующих высшего образования»[6].

В результате, при контроле пола и возраста, максимальные шансы для занятия позиции руководителя имеют выпускники экономических и инженерных специальностей. Причем, если у женщин названных направлений подготовки вероятность восходящей мобильности практически одинакова, то у мужчин-экономистов она выше, чем у их коллег, имеющих техническое образование. Этот разрыв увеличивается с 3 п.п. среди 20-летних до 10 п.п. в группе 40-50-летних. Таким образом, несмотря на то, что среди руководителей с высшим образованием[7] доля выпускников инженерно-технических специальностей превосходит долю специалистов, имеющих экономическую подготовку (37,6% и 28,3% соответственно), мы наблюдаем постепенное преодоление тенденции, когда технические вузы выступали главной кузницей руководящих кадров в России. Перевес в пользу инженеров, особенно значительный в группе руководителей 60 лет и старше, сокращается при движении к средним возрастам, уступая место преимуществу экономистов в самой молодой группе (рис. 2).

Рисунок 2. Доля среди руководителей с высшим образованием лиц, имеющих экономические и технические специальности по диплому (в процентах от численности соответствующей возрастной группы)

Источник: ОНПЗ, 2014


[5] Подробнее см.: Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008, с. 407-408
[6] Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т.13. №2, с.188.
[7] Среди руководителей доля имеющих высшее образование составляет 61,1%.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.