Для цитирования: Щербакова
Е.М. Образование населения ЕС-28, 2015 год //Демоскоп Weekly. 2016.
№ 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В некоторых странах ЕС-28 число обучающихся по программам
профессионального образования более низкого уровня сопоставимо с
числом обучающихся по программам высшего образования
В некоторых странах ЕС-28 число обучающихся по программам
профессионального образования более низкого уровня вполне сопоставимо
с числом обучающихся по программам высшего образования. В целом
по ЕС-28 число обучающихся по программам профессионального обучения
3-4 уровней составило в 2014 году чуть более 12 миллионов человек,
или 24 в расчете на 1000 человек постоянного населения. Профессиональное
обучение предусматривают и некоторые программы 2 уровня образования
по МСКО-2011. Число студентов, обучающихся по программам высшего
образования, составило в 2014 году 19,5 миллиона человек, или 38
в расчете на 1000 человек постоянного населения (рис. 21).
Число студентов, обучающихся по программам высшего образования
(5-8 уровни МСКО-2011), в расчете на 1000 человек постоянного населения
заметно различается по странам Европейского союза. В 2014 году оно
варьировалось от 12 в Люксембурге до 62 в Греции. Помимо Греции
число студентов на 1000 жителей превышало 50 в Финляндии, Дании
и Литве. Помимо Люксембурга с малочисленным населением, в составе
которого преобладают мигранты из других стран ЕС-28, относительно
низким числом студентов – около 30 на 1000 человек – отличаются
Румыния, Мальта и Италия.
Число обучающихся по программам среднего профессионального
образования (3 уровень МСКО-2011) составило в среднем по Европейскому
союзу 21 на 1000 человек, а по странам ЕС-28 варьировалось от 0,5
в Ирландии до 46 в Финляндии. Помимо Финляндии оно высоко в Бельгии
(41), Хорватии, Австрии, Словении и Чехии (29-31). В Люксембурге
оно в 2,2 раза превышает число студентов, обучающихся по программам
высшего образования (27 против 12 на 1000 человек).
Низким числом обучающихся по программам среднего профессионального
образования (3 уровень МСКО-2011) отличаются, помимо Ирландии, Мальта
и Кипр (по 5 на 1000 человек), Литва (8), Греция, Эстония, Венгрия,
Испания и Латвия (10-13).
Число обучающихся по программам профессионального образования
выше среднего, но не высшего уровня образования (4 уровень МСКО-2011),
менее значительно. В целом по Европейскому союзу оно составило в
2014 году 3 на 1000 человек постоянного населения, а среди стран
ЕС-28 варьировалось от 0 в Испании и Нидерландах (по Великобритании,
Дании, Словении и Хорватии данные не представлены, возможно, из-за
отсутствия таким программ обучения) до 12 на 1000 человек в Ирландии.
В Германии, Эстонии, Венгрии и Польше число обучающихся по программам
профессионального образования 4 уровня МСКО-2011 составляло от 7
до 9 на 1000 человек постоянного населения.
Рисунок 21. Число студентов, обучающихся по
программам профессионального обучения, по уровню образования (МСКО
2011) и странам ЕС-28*, 2014 год, на 1000 человек постоянного населения
* Ирландия – число учащихся по программам 3 уровня за 2013
год
Источники: Eurostat. Pupils enrolled in vocational upper
secondary and post-secondary non-tertiary education by education
level, sex and field of education [educ_uoe_enrs10] (Extracted
on 29.01.2017); Students enrolled in tertiary education by education
level, programme orientation, sex and field of education [educ_uoe_enrt03]
(Extracted on 26.01.2017); Population change - Demographic balance
and crude rates at national level [demo_gind] (Extracted on 12.08.2016).
Доля обучающихся по программам профессионального образования
2-4 уровней образования по МСКО-2011 представлена в таблице 1.
В целом, доля обучающихся по программам профессионального
образования среди обучающихся по программам 2 уровня МСКО-2011 незначительна
– 3% по ЕС-28. Однако в Бельгии она достигает почти 21%, в Великобритании
составляет 12,5%, в Португалии и Хорватии превышает 9%.
Среди обучающихся по программам среднего образования
доля обучающихся по программам профессиональной направленности (в
отличие от общеобразовательных) заметно выше. Среди обучающихся
по программам 3 уровня МСКО-2011 они близка к половине (47,4%),
а среди обучающихся по программам 4 уровня превышает 90%, причем
в отличие от обучающихся по программам 2 и 3 уровней среди женщин
она несколько выше.
Таблица 1. Доля обучающихся по программам профессионального
образования 2-4 уровней образования по МСКО-2011, страны ЕС-28,
2014 год, %
|
2 уровень
|
3 уровень
|
4 уровень
|
оба
пола
|
муж-
чины
|
жен-
щины
|
оба
пола
|
муж-
чины
|
жен-
щины
|
оба
пола
|
муж-
чины
|
жен-
щины
|
ЕС-28
|
3,0
|
3,3
|
2,7
|
47,4
|
52,6
|
42,0
|
90,3
|
89,1
|
91,1
|
Бельгия
|
20,7
|
21,2
|
20,3
|
59,7
|
61,6
|
58,0
|
92,7
|
95,3
|
90,3
|
Болгария
|
5,8
|
6,6
|
5,0
|
53,7
|
60,6
|
46,3
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Чехия
|
0,5
|
0,6
|
0,5
|
73,4
|
78,7
|
67,9
|
15,7
|
24,2
|
11,7
|
Дания
|
-
|
-
|
-
|
42,2
|
47,2
|
37,2
|
-
|
-
|
-
|
Германия
|
2,5
|
2,8
|
2,2
|
47,8
|
54,8
|
39,5
|
90,6
|
87,7
|
92,8
|
Эстония
|
1,0
|
1,7
|
0,3
|
34,7
|
44,7
|
24,4
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Ирландия
|
?
|
?
|
?
|
1,5
|
1,0
|
2,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Греция
|
1,3
|
1,7
|
0,9
|
31,5
|
39,1
|
23,0
|
-
|
-
|
-
|
Испания
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
34,4
|
37,1
|
31,7
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Франция
|
-
|
-
|
-
|
42,7
|
47,4
|
37,8
|
51,0
|
40,1
|
56,8
|
Хорватия
|
9,3
|
7,3
|
11,3
|
70,7
|
77,6
|
63,8
|
-
|
-
|
-
|
Италия
|
-
|
-
|
-
|
56,1
|
67,4
|
44,1
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Кипр
|
-
|
-
|
-
|
15,1
|
23,6
|
6,3
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Латвия
|
0,8
|
1,2
|
0,4
|
39,6
|
45,6
|
33,1
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Литва
|
2,1
|
3,0
|
1,0
|
26,7
|
32,6
|
20,2
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Люксембург
|
-
|
-
|
-
|
59,8
|
62,0
|
57,6
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Венгрия
|
0,6
|
0,7
|
0,5
|
25,1
|
29,4
|
20,6
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Мальта
|
1,1
|
1,6
|
0,6
|
13,3
|
15,5
|
11,0
|
96,5
|
96,7
|
96,1
|
Нидерланды
|
5,9
|
6,7
|
5,1
|
66,4
|
68,1
|
64,7
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Австрия
|
-
|
-
|
-
|
69,8
|
73,7
|
65,4
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Польша
|
1,0
|
1,1
|
0,8
|
49,2
|
58,8
|
38,8
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Португалия
|
9,4
|
11,3
|
7,4
|
46,0
|
51,9
|
39,9
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Румыния
|
-
|
-
|
-
|
57,2
|
65,2
|
48,8
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Словения
|
-
|
-
|
-
|
66,8
|
73,5
|
59,7
|
-
|
-
|
-
|
Словакия
|
2,3
|
2,7
|
1,8
|
69,0
|
74,9
|
63,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Финляндия
|
-
|
-
|
-
|
70,4
|
73,0
|
68,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Швеция
|
0,9
|
1,0
|
0,9
|
43,7
|
46,5
|
41,3
|
72,1
|
69,9
|
73,9
|
Великобритания
|
12,5
|
13,6
|
11,3
|
42,7
|
42,3
|
43,0
|
-
|
-
|
-
|
Источник: Eurostat. Vocational education and training
statistics / Education and training in the EU – facts and figures
(Extracted on 26.01.2017)
Среди завершивших обучение по профессиональным программам
3 уровня МСКО-2011 в 2014 году женщины преобладали только в Ирландии,
Финляндии, Испании и Дании (рис. 22). В Италии, Латвии, Греции,
Эстонии, Литве и Польше доля женщин среди выпускников этих программ
образования составляла от 35% до 40%, а на Мальте – всего 20%.
Среди завершивших обучение по профессиональным
программам 4 уровня МСКО-2011 доля женщин заметно выше. Среди стран,
по которым такие данные представлены, она варьировалась от 25% в
Нидерландах до 75% в Польше. Помимо Польши, доля выпускниц по этим
образовательным программам превышала 70% в Австрии и Дании, 60%
- в Латвии, Румынии, Эстонии, Греции и Германии.
Рисунок 22. Доля женщин среди выпускников программ
среднего профессионального обучения (3-4 уровни образования МСКО
2011) по странам ЕС-28, 2014 год, %
Источники: Eurostat. Vocational education and training
statistics / Education and training in the EU – facts and figures
(Extracted on 26.01.2017)
Среди обучающихся по программам профессионального образования
3 уровня МСКО-2011 особенно много получающих инженерные специальности
и специальности в области обрабатывающих и строительных отраслей.
По данным за 2014 год, их доля составляла от 15% в Великобритании
до 63% на Кипре (рис. 23). От 40% до 50% она составляла в Эстонии,
Румынии, Литве, Венгрии, Польше, Латвии и Болгарии.
Довольно высока доля обучающихся по программам профессионального
образования 3 уровня МСКО-2011 в области сферы услуг, социальных
наук, бизнеса и права, здравоохранения и социального обеспечения.
Рисунок 23. Распределение выпускников программ
среднего профессионального обучения (3 уровень образования МСКО
2011) по областям образования и странам ЕС-28*, 2014 год, %
* нет данных по Ирландии, Италии, Хорватии
Источники: Eurostat. Pupils enrolled in vocational upper
secondary and post-secondary non-tertiary education by education
level, sex and field of education [educ_uoe_enrs10] (Extracted
on 29.01.2017)
Среди обучающихся по программам профессионального образования
4 уровня МСКО-2011 так же, как правило, довольно много получающих
инженерные специальности и специальности в области обрабатывающих
и строительных отраслей (рис. 24). В Эстонии, Финляндии и Португалии
она составляет от 25% до 30%, в Нидерландах, Люксембурге и на Кипре
превышает 65%.
Доля обучающихся по программам профессионального образования
4 уровня в области здравоохранения и социального обеспечения во
Франции, Германии, Румынии и Австрии составляет до 40% и более.
В то же время в Нидерландах, Болгарии, Португалии и на Кипре она
составляет менее 1-2%.
В некоторых странах ЕС-28 высока доля обучающихся по
программам профессионального образования 4 уровня в области социальных
наук, бизнеса и права (около 40% в Финляндии и Болгарии), в сфере
услуг (35-40%% в Болгарии, Польше, Словакии). Но в целом, как уже
говорилось, число обучающихся по профессиональным программам такого
уровня невелико.
Рисунок 24. Распределение выпускников программ
среднего профессионального обучения (4 уровень образования МСКО
2011) по областям образования и странам ЕС-28*, 2014 год, %
* нет данных по Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Италии,
Словении, Хорватии, Чехии
Источники: Eurostat. Pupils enrolled in vocational upper
secondary and post-secondary non-tertiary education by education
level, sex and field of education [educ_uoe_enrs10] (Extracted
on 29.01.2017)
В современном обществе стало необходимым продолжать
профессиональное обучение после завершения формального образования
в учебных заведениях и вступления на рынок труда. В наибольшей степени
продолжающимся профессиональным обучением охвачены работники, занятые
в сфере информации, связи, финансов и страхования – 55% занятых
по данным обследования 2010 года (табл. 2). В некоторых странах
эта доля достигает 70% (Бельгии, Чехии, Люксембурге).
Таблица 2. Доля занятых (на всех предприятиях),
участвующих в курсах продолжающегося профессионального обучения,
по отраслям экономики и странам ЕС-28*, 2010 год, %
|
Всего
|
Промыш-
ленность
|
Строи-
тельство
|
Торговля, транспорт, гостиницы, предприятия питания
|
Инфор-
мация, связь, финансы, страхование
|
Операции с недвижи-
мостью; услуги**
|
ЕС-28
|
38
|
38
|
34
|
36
|
55
|
33
|
Бельгия
|
52
|
58
|
38
|
48
|
70
|
46
|
Болгария
|
22
|
20
|
17
|
17
|
56
|
23
|
Чехия
|
61
|
65
|
61
|
57
|
70
|
53
|
Дания
|
37
|
36
|
33
|
35
|
45
|
37
|
Германия
|
39
|
43
|
29
|
37
|
52
|
33
|
Эстония
|
31
|
27
|
27
|
28
|
58
|
36
|
Греция
|
16
|
17
|
4
|
12
|
42
|
16
|
Испания
|
48
|
48
|
57
|
46
|
66
|
42
|
Франция
|
45
|
50
|
33
|
44
|
61
|
39
|
Хорватия
|
23
|
19
|
14
|
21
|
50
|
25
|
Италия
|
36
|
32
|
34
|
34
|
65
|
32
|
Кипр
|
37
|
29
|
16
|
35
|
64
|
38
|
Латвия
|
24
|
23
|
18
|
22
|
46
|
25
|
Литва
|
19
|
16
|
18
|
16
|
41
|
23
|
Люксембург
|
51
|
56
|
31
|
41
|
70
|
55
|
Венгрия
|
19
|
16
|
16
|
20
|
41
|
12
|
Мальта
|
36
|
40
|
6
|
26
|
60
|
43
|
Нидерланды
|
39
|
40
|
40
|
34
|
51
|
38
|
Австрия
|
33
|
34
|
27
|
29
|
51
|
35
|
Польша
|
31
|
33
|
20
|
26
|
59
|
22
|
Португалия
|
40
|
39
|
34
|
45
|
59
|
28
|
Румыния
|
18
|
21
|
7
|
16
|
37
|
11
|
Словения
|
43
|
44
|
23
|
44
|
63
|
39
|
Словакия
|
44
|
50
|
42
|
34
|
63
|
34
|
Финляндия
|
40
|
44
|
30
|
39
|
53
|
38
|
Швеция
|
47
|
51
|
44
|
44
|
56
|
45
|
Великобритания
|
31
|
24
|
40
|
31
|
43
|
29
|
* Ирландия – нет данных
** Услуги в области научно-технической деятельности;
администрирования; искусства, отдыха и развлечений, а также некоторые
другие.
Источники: Eurostat. Percentage of employees (all enterprises)
participating in CVT courses, by NACE Rev. 2 [trng_cvts13] (Extracted
on 29.01.2017)
Источники: Статистическая служба Европейского
Союза – Eurostat,
Education and training statistics introduced - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Education_and_training_statistics_introduced
;
Tertiary education statistics - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Tertiary_education_statistics#Fields_of_study
;
Vocational education and training statistics - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Vocational_education_and_training_statistics
Eurostat/ Data online. Popuation and social conditions/Education
and training. - http://ec.europa.eu/eurostat/data/database
|