Rambler's Top100

№ 713 - 714
23 января - 5 февраля 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 
Образование населения ЕС-28, 2015 год

В 2015 году доля населения 30-34 лет с высшим образованием в ЕС-28 повысилась до 39%

Среди родившихся за пределами ЕС-28 доля населения 30-34 лет с высшим образованием возросла до 35%

Высшее образование ежегодно получают около 4,8 миллиона человек, треть выпускников - в области социальных наук, бизнеса и права

В 2014 году по программам высшего образования в ЕС-28 обучалось 19,5 миллиона человек

В некоторых странах ЕС-28 число обучающихся по программам профессионального образования более низкого уровня сопоставимо с числом обучающихся по программам высшего образования

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Европейского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Образование населения ЕС-28, 2015 год //Демоскоп Weekly. 2016. № 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В некоторых странах ЕС-28 число обучающихся по программам профессионального образования более низкого уровня сопоставимо с числом обучающихся по программам высшего образования

В некоторых странах ЕС-28 число обучающихся по программам профессионального образования более низкого уровня вполне сопоставимо с числом обучающихся по программам высшего образования. В целом по ЕС-28 число обучающихся по программам профессионального обучения 3-4 уровней составило в 2014 году чуть более 12 миллионов человек, или 24 в расчете на 1000 человек постоянного населения. Профессиональное обучение предусматривают и некоторые программы 2 уровня образования по МСКО-2011. Число студентов, обучающихся по программам высшего образования, составило в 2014 году 19,5 миллиона человек, или 38 в расчете на 1000 человек постоянного населения (рис. 21).

Число студентов, обучающихся по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО-2011), в расчете на 1000 человек постоянного населения заметно различается по странам Европейского союза. В 2014 году оно варьировалось от 12 в Люксембурге до 62 в Греции. Помимо Греции число студентов на 1000 жителей превышало 50 в Финляндии, Дании и Литве. Помимо Люксембурга с малочисленным населением, в составе которого преобладают мигранты из других стран ЕС-28, относительно низким числом студентов – около 30 на 1000 человек – отличаются Румыния, Мальта и Италия.

Число обучающихся по программам среднего профессионального образования (3 уровень МСКО-2011) составило в среднем по Европейскому союзу 21 на 1000 человек, а по странам ЕС-28 варьировалось от 0,5 в Ирландии до 46 в Финляндии. Помимо Финляндии оно высоко в Бельгии (41), Хорватии, Австрии, Словении и Чехии (29-31). В Люксембурге оно в 2,2 раза превышает число студентов, обучающихся по программам высшего образования (27 против 12 на 1000 человек).

Низким числом обучающихся по программам среднего профессионального образования (3 уровень МСКО-2011) отличаются, помимо Ирландии, Мальта и Кипр (по 5 на 1000 человек), Литва (8), Греция, Эстония, Венгрия, Испания и Латвия (10-13).

Число обучающихся по программам профессионального образования выше среднего, но не высшего уровня образования (4 уровень МСКО-2011), менее значительно. В целом по Европейскому союзу оно составило в 2014 году 3 на 1000 человек постоянного населения, а среди стран ЕС-28 варьировалось от 0 в Испании и Нидерландах (по Великобритании, Дании, Словении и Хорватии данные не представлены, возможно, из-за отсутствия таким программ обучения) до 12 на 1000 человек в Ирландии. В Германии, Эстонии, Венгрии и Польше число обучающихся по программам профессионального образования 4 уровня МСКО-2011 составляло от 7 до 9 на 1000 человек постоянного населения.

Рисунок 21. Число студентов, обучающихся по программам профессионального обучения, по уровню образования (МСКО 2011) и странам ЕС-28*, 2014 год, на 1000 человек постоянного населения

* Ирландия – число учащихся по программам 3 уровня за 2013 год

Источники: Eurostat. Pupils enrolled in vocational upper secondary and post-secondary non-tertiary education by education level, sex and field of education [educ_uoe_enrs10] (Extracted on 29.01.2017); Students enrolled in tertiary education by education level, programme orientation, sex and field of education [educ_uoe_enrt03] (Extracted on 26.01.2017); Population change - Demographic balance and crude rates at national level [demo_gind] (Extracted on 12.08.2016).

Доля обучающихся по программам профессионального образования 2-4 уровней образования по МСКО-2011 представлена в таблице 1.

В целом, доля обучающихся по программам профессионального образования среди обучающихся по программам 2 уровня МСКО-2011 незначительна – 3% по ЕС-28. Однако в Бельгии она достигает почти 21%, в Великобритании составляет 12,5%, в Португалии и Хорватии превышает 9%.

Среди обучающихся по программам среднего образования доля обучающихся по программам профессиональной направленности (в отличие от общеобразовательных) заметно выше. Среди обучающихся по программам 3 уровня МСКО-2011 они близка к половине (47,4%), а среди обучающихся по программам 4 уровня превышает 90%, причем в отличие от обучающихся по программам 2 и 3 уровней среди женщин она несколько выше.

Таблица 1. Доля обучающихся по программам профессионального образования 2-4 уровней образования по МСКО-2011, страны ЕС-28, 2014 год, %

 

2 уровень

3 уровень

4 уровень

оба
пола

муж-
чины

жен-
щины

оба
пола

муж-
чины

жен-
щины

оба
пола

муж-
чины

жен-
щины

ЕС-28

3,0

3,3

2,7

47,4

52,6

42,0

90,3

89,1

91,1

Бельгия

20,7

21,2

20,3

59,7

61,6

58,0

92,7

95,3

90,3

Болгария

5,8

6,6

5,0

53,7

60,6

46,3

100,0

100,0

100,0

Чехия

0,5

0,6

0,5

73,4

78,7

67,9

15,7

24,2

11,7

Дания

-

-

-

42,2

47,2

37,2

-

-

-

Германия

2,5

2,8

2,2

47,8

54,8

39,5

90,6

87,7

92,8

Эстония

1,0

1,7

0,3

34,7

44,7

24,4

100,0

100,0

100,0

Ирландия

?

?

?

1,5

1,0

2,0

100,0

100,0

100,0

Греция

1,3

1,7

0,9

31,5

39,1

23,0

-

-

-

Испания

0,0

0,0

0,0

34,4

37,1

31,7

0,0

0,0

0,0

Франция

-

-

-

42,7

47,4

37,8

51,0

40,1

56,8

Хорватия

9,3

7,3

11,3

70,7

77,6

63,8

-

-

-

Италия

-

-

-

56,1

67,4

44,1

100,0

100,0

100,0

Кипр

-

-

-

15,1

23,6

6,3

100,0

100,0

100,0

Латвия

0,8

1,2

0,4

39,6

45,6

33,1

100,0

100,0

100,0

Литва

2,1

3,0

1,0

26,7

32,6

20,2

100,0

100,0

100,0

Люксембург

-

-

-

59,8

62,0

57,6

100,0

100,0

100,0

Венгрия

0,6

0,7

0,5

25,1

29,4

20,6

100,0

100,0

100,0

Мальта

1,1

1,6

0,6

13,3

15,5

11,0

96,5

96,7

96,1

Нидерланды

5,9

6,7

5,1

66,4

68,1

64,7

100,0

100,0

100,0

Австрия

-

-

-

69,8

73,7

65,4

100,0

100,0

100,0

Польша

1,0

1,1

0,8

49,2

58,8

38,8

100,0

100,0

100,0

Португалия

9,4

11,3

7,4

46,0

51,9

39,9

100,0

100,0

100,0

Румыния

-

-

-

57,2

65,2

48,8

100,0

100,0

100,0

Словения

-

-

-

66,8

73,5

59,7

-

-

-

Словакия

2,3

2,7

1,8

69,0

74,9

63,0

100,0

100,0

100,0

Финляндия

-

-

-

70,4

73,0

68,0

100,0

100,0

100,0

Швеция

0,9

1,0

0,9

43,7

46,5

41,3

72,1

69,9

73,9

Великобритания

12,5

13,6

11,3

42,7

42,3

43,0

-

-

-

Источник: Eurostat. Vocational education and training statistics / Education and training in the EU – facts and figures (Extracted on 26.01.2017)

Среди завершивших обучение по профессиональным программам 3 уровня МСКО-2011 в 2014 году женщины преобладали только в Ирландии, Финляндии, Испании и Дании (рис. 22). В Италии, Латвии, Греции, Эстонии, Литве и Польше доля женщин среди выпускников этих программ образования составляла от 35% до 40%, а на Мальте – всего 20%.

Среди завершивших обучение по профессиональным программам 4 уровня МСКО-2011 доля женщин заметно выше. Среди стран, по которым такие данные представлены, она варьировалась от 25% в Нидерландах до 75% в Польше. Помимо Польши, доля выпускниц по этим образовательным программам превышала 70% в Австрии и Дании, 60% - в Латвии, Румынии, Эстонии, Греции и Германии.

Рисунок 22. Доля женщин среди выпускников программ среднего профессионального обучения (3-4 уровни образования МСКО 2011) по странам ЕС-28, 2014 год, %

Источники: Eurostat. Vocational education and training statistics / Education and training in the EU – facts and figures (Extracted on 26.01.2017)

Среди обучающихся по программам профессионального образования 3 уровня МСКО-2011 особенно много получающих инженерные специальности и специальности в области обрабатывающих и строительных отраслей. По данным за 2014 год, их доля составляла от 15% в Великобритании до 63% на Кипре (рис. 23). От 40% до 50% она составляла в Эстонии, Румынии, Литве, Венгрии, Польше, Латвии и Болгарии.

Довольно высока доля обучающихся по программам профессионального образования 3 уровня МСКО-2011 в области сферы услуг, социальных наук, бизнеса и права, здравоохранения и социального обеспечения.

Рисунок 23. Распределение выпускников программ среднего профессионального обучения (3 уровень образования МСКО 2011) по областям образования и странам ЕС-28*, 2014 год, %

* нет данных по Ирландии, Италии, Хорватии

Источники: Eurostat. Pupils enrolled in vocational upper secondary and post-secondary non-tertiary education by education level, sex and field of education [educ_uoe_enrs10] (Extracted on 29.01.2017)

Среди обучающихся по программам профессионального образования 4 уровня МСКО-2011 так же, как правило, довольно много получающих инженерные специальности и специальности в области обрабатывающих и строительных отраслей (рис. 24). В Эстонии, Финляндии и Португалии она составляет от 25% до 30%, в Нидерландах, Люксембурге и на Кипре превышает 65%.

Доля обучающихся по программам профессионального образования 4 уровня в области здравоохранения и социального обеспечения во Франции, Германии, Румынии и Австрии составляет до 40% и более. В то же время в Нидерландах, Болгарии, Португалии и на Кипре она составляет менее 1-2%.

В некоторых странах ЕС-28 высока доля обучающихся по программам профессионального образования 4 уровня в области социальных наук, бизнеса и права (около 40% в Финляндии и Болгарии), в сфере услуг (35-40%% в Болгарии, Польше, Словакии). Но в целом, как уже говорилось, число обучающихся по профессиональным программам такого уровня невелико.

Рисунок 24. Распределение выпускников программ среднего профессионального обучения (4 уровень образования МСКО 2011) по областям образования и странам ЕС-28*, 2014 год, %

* нет данных по Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Словении, Хорватии, Чехии

Источники: Eurostat. Pupils enrolled in vocational upper secondary and post-secondary non-tertiary education by education level, sex and field of education [educ_uoe_enrs10] (Extracted on 29.01.2017)

В современном обществе стало необходимым продолжать профессиональное обучение после завершения формального образования в учебных заведениях и вступления на рынок труда. В наибольшей степени продолжающимся профессиональным обучением охвачены работники, занятые в сфере информации, связи, финансов и страхования – 55% занятых по данным обследования 2010 года (табл. 2). В некоторых странах эта доля достигает 70% (Бельгии, Чехии, Люксембурге).

Таблица 2. Доля занятых (на всех предприятиях), участвующих в курсах продолжающегося профессионального обучения, по отраслям экономики и странам ЕС-28*, 2010 год, %

 

Всего

Промыш-
ленность

Строи-
тельство

Торговля, транспорт, гостиницы, предприятия питания

Инфор-
мация, связь, финансы, страхование

Операции с недвижи-
мостью; услуги**

ЕС-28

38

38

34

36

55

33

Бельгия

52

58

38

48

70

46

Болгария

22

20

17

17

56

23

Чехия

61

65

61

57

70

53

Дания

37

36

33

35

45

37

Германия

39

43

29

37

52

33

Эстония

31

27

27

28

58

36

Греция

16

17

4

12

42

16

Испания

48

48

57

46

66

42

Франция

45

50

33

44

61

39

Хорватия

23

19

14

21

50

25

Италия

36

32

34

34

65

32

Кипр

37

29

16

35

64

38

Латвия

24

23

18

22

46

25

Литва

19

16

18

16

41

23

Люксембург

51

56

31

41

70

55

Венгрия

19

16

16

20

41

12

Мальта

36

40

6

26

60

43

Нидерланды

39

40

40

34

51

38

Австрия

33

34

27

29

51

35

Польша

31

33

20

26

59

22

Португалия

40

39

34

45

59

28

Румыния

18

21

7

16

37

11

Словения

43

44

23

44

63

39

Словакия

44

50

42

34

63

34

Финляндия

40

44

30

39

53

38

Швеция

47

51

44

44

56

45

Великобритания

31

24

40

31

43

29

* Ирландия – нет данных
** Услуги в области научно-технической деятельности; администрирования; искусства, отдыха и развлечений, а также некоторые другие.

Источники: Eurostat. Percentage of employees (all enterprises) participating in CVT courses, by NACE Rev. 2 [trng_cvts13] (Extracted on 29.01.2017)

Источники: Статистическая служба Европейского Союза – Eurostat,

Education and training statistics introduced - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Education_and_training_statistics_introduced ;

Tertiary education statistics - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Tertiary_education_statistics#Fields_of_study ;

Vocational education and training statistics - http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Vocational_education_and_training_statistics

Eurostat/ Data online. Popuation and social conditions/Education and training. - http://ec.europa.eu/eurostat/data/database

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.