Для цитирования: Щербакова
Е.М. Образование населения ЕС-28, 2015 год //Демоскоп Weekly. 2016.
№ 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Высшее образование ежегодно получают около 4,8 миллиона
человек, треть выпускников - в области социальных наук, бизнеса
и права
Среди целевых индикаторов образования стратегии Европа-2020
нет показателей, характеризующих распределение учащихся и выпускников
образовательных учреждений по областям образования, хотя оно, несомненно,
интересно с точки зрения состава кадрового потенциала и возможностей
использования пополнения рабочей силы на современном рынке труда.
Ранее в качестве одной из целей развития сферы образования в Европейском
союзе выдвигалось повышение доли выпускников высших учебных заведений,
подготовленных по специальностям группы «Математика, наука и технологии»
(области образования «Естественные науки, математика и компьютерное
дело» и «Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли»), до
15% при снижении гендерного дисбаланса (преобладания мужчин). Эта
задача, в основном, была решена к 2003 году, однако некоторые другие
задачи не были выполнены и до 2010 года[8].
По данным Евростата за 2013-2014 годы, число выпускников,
получивших высшее образование, составило по ЕС-28 в целом около
4,8 миллиона человек ежегодно. Среди них 58% составляли женщины,
42% - мужчины. Каждый третий получил образование в области социальных
наук, бизнеса и права.
По данным за 2014 год, область образования 31 тысячи
из 4752 тысяч выпускников (0,6%) неизвестна, а остальные распределялись
по областям образования следующим образом (рис. 12):
- 33,8% - в области социальных наук, бизнеса и права,
- 14,4% - в области инженерных, обрабатывающих и строительных
отраслей,
- 14,2% - в области здравоохранения и социального обеспечения,
- 11,0% - в области гуманитарных наук и искусства,
- 10,1% - в области естественных наук, математики и компьютерного
дела,
- 9,5% - в области образования,
- 4,7% - в области сферы услуг (включая транспорт и связь),
- 1,6% - в области сельского хозяйства и ветеринарии.
Мужчины преобладали среди выпускников только в области
инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей (73%), естественных
наук, математики и компьютерного дела (58%). Гендерный паритет наблюдался
среди выпускников, получивших высшее образование в области сельского
хозяйства и ветеринарии (50,6%). Женщины наиболее значительно преобладали
среди выпускников в области образования (80%), здравоохранения и
социального обеспечения (75%), менее значительно - среди выпускников
в области гуманитарных наук и искусства (67%), в области социальных
наук, бизнеса и права (61%), в области сферы услуг (52%).
Сходное распределение выпускников, получивших высшее
образование, по областям знания и полу отмечалось и по данным за
2013 год.

Рисунок 12. Число выпускников с третичным образованием
(уровни 5-8 МСКО 2011) по основным областям образования и полу,
ЕС-28, 2014 год, тысяч человек и % женщин
Источник: Eurostat. Graduates by education level, programme
orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted
on 27.01.2017)
Распределение выпускников высшего образования по странам
ЕС-28 отличается заметным разнообразием. Несмотря на преобладание
во всех странах выпускников в области социальных наук, бизнеса и
права, их доля различается почти в два раза – от 25% в Финляндии
до 49% в Болгарии по данным за 2014 год (рис. 13).
Доля выпускников, получивших высшее образование по инженерным
специальностям, в области обрабатывающих и строительных отраслей,
варьировалась от 6% в Люксембурге до 21% в Румынии, Австрии, Финляндии
и Германии.
Доля выпускников, получивших высшее образование в области
здравоохранения и социального обеспечения, составляла от 6% в Люксембурге
до 25% в Бельгии. Помимо Бельгии, их доля превышала 20% в Швеции,
Дании и Финляндии, составляла около 18% в Нидерландах, Словакии
и Португалии.
Доля выпускников, получивших высшее образование в области
гуманитарных наук и искусства, варьировалась от 6% в Швеции до 16%
в Великобритании и Италии. Не более 8% она составляла, помимо Швеции,
в Болгарии, Словакии, Чехии, Польше, Люксембурге и на Кипре.
Образование в области естественных наук, математики
и компьютерного дела играет решающую роль в построении «общества
знания» и ускорении научно-технического прогресса. Доля выпускников,
получивших высшее образование в этих областях знания, различалась
в 2014 году в 3,4 раза – от 5% в Болгарии до 17% в Великобритании.
Помимо Великобритании относительно высокой долей выпускников в области
естественных наук, математики и компьютерного дела отличались также
Мальта (15%), Германия (14%), Греция, Ирландия, Эстония и Словения
(10-12%).
Особенно значительно страны ЕС-28 отличались по доле
выпускников, получивших высшее образование в области образования,
? от 2% в Румынии до 26% в Люксембурге. Еще в 11 странах она составляла
от 10% до 19%.
Доля выпускников, получивших высшее образование в сфере
услуг, также различалась в разы, но ни в одной стране ЕС-28 не превышала
10%, составляя от 0 в Люксембурге и 2% в Великобритании, Бельгии,
Греции, Швеции до примерно 9% в Австрии, Эстонии и Польше.
Доля выпускников, получивших высшее образование в области
сельского хозяйства и ветеринарии, невысока. В большинстве стран
ЕС-28 она не превышает 2% и только в Хорватии и Греции достигает
4%.

Рисунок 13. Распределение выпускников с третичным
образованием (уровни 5-8 МСКО 2011) по основным областям образования
и странам ЕС-28, 2014 год, тысяч человек и % женщин
Источник: Eurostat. Graduates by education level, programme
orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted
on 27.01.2017)
В расчете на 1000 человек постоянного населения число
выпускников, получивших высшее образование в 2014 году, варьировалось
от 3 в Люксембурге до 15 в Польше (рис. 14). Оно было высоким также
в Ирландии (14), Дании, Словакии, Великобритании (по 12), Литве
и Франции (по 11 выпускников на 1000 человек).
Число выпускников, получивших высшее образование в области
социальных наук, бизнеса и права, составило от 2 на 1000 человек
в Люксембурге, Германии, Италии, Греции, Швеции, Эстонии и Финляндии
до 5 в Польше, Литве и Франции.
Число выпускников, получивших высшее образование по
инженерным специальностям, в области обрабатывающих и строительных
отраслей, достигало 2 на 1000 человек в Финляндии. Близким к этому
уровню было значение показателя в Литве, Польше, Франции, Румынии
и Словакии.
Относительное число выпускников, получивших высшее образование
в области здравоохранения и социального обеспечения, было самым
высоким в Дании и Бельгии – 3 на 1000 человек. Сравнительно высоким
– 2 выпускника на 1000 человек – было значение показателя в Словакии,
Ирландии, Финляндии, Великобритании, Польше, Швеции и Нидерландах.
Самым высоким числом выпускников, получивших высшее
образование в области естественных наук, математики и компьютерного
дела, отличались Великобритания и Ирландия – 2 на 1000 человек.
В Люксембурге, Болгарии, Румынии, Италии и Венгрии оно было ближе
к нулю, составляя от 0,3 до 0,5.

Рисунок 14. Число выпускников с высшим образованием
(уровни 5-8 МСКО 2011) по некоторым областям образования и странам
ЕС-28, 2014 год, на 1000 человек постоянного населения
Источники: Eurostat. Graduates by education level, programme
orientation, sex and field of education [educ_uoe_grad02] (Extracted
on 27.01.2017); Population change – Demographic balance and crude
rates at national level [demo_gind] (Extracted on 12.08.2016)
[8] The
Social Situation in the European Union 2009. Annual Report - European
Union, 2010, p. 236. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-AG-10-001/EN/KE-AG-10-001-EN.PDF
|