Для цитирования: Щербакова
Е.М. Образование населения ЕС-28, 2015 год //Демоскоп Weekly. 2016.
№ 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
![Екатерина Щербакова](../../img/ket2_s.jpg) |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
В 2014 году по программам высшего образования в ЕС-28
обучалось 19,5 миллиона человек
В 2014 году по программам высшего образования в ЕС-28
обучалось 19,5 миллиона человек. В 2013 году число студентов было
примерно таким же (19,6 миллиона человека). Отметим, что в США,
где численность населения в 1,6 раза меньше, число обучающихся по
программам 5-8 уровней МСКО 2011 даже несколько выше, чем в ЕС-28
(19,7 миллиона человек в 2014 году).
Среди обучающихся по программам высшего образования
в ЕС-28 женщин несколько больше (54%), чем мужчин (46%).
По данным за 2014 год, область образования 129 тысяч
студентов (0,6%) была неизвестна, а остальные распределялись по
областям образования следующим образом (рис. 15):
- 32,4% - в области социальных наук, бизнеса и права,
- 15,8% - в области инженерных, обрабатывающих и строительных
отраслей,
- 13,4% - в области здравоохранения и социального обеспечения,
- 12,3% - в области гуманитарных наук и искусства,
- 11,4% - в области естественных наук, математики и компьютерного
дела,
- 7,9% - в области образования,
- 4,4% - в области сферы услуг (включая транспорт и связь),
- 1,8% - в области сельского хозяйства и ветеринарии.
Мужчины преобладали среди студентов, обучающихся в области
инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей (74%), естественных
наук, математики и компьютерного дела (61%), сферы услуг (52%).
Среди обучающихся в области сельского хозяйства и ветеринарии было
примерно поровну мужчин и женщин. Среди студентов, обучающихся в
других областях образования, преобладали женщины, особенно значительно
в области образования (77%), здравоохранения и социального обеспечения
(72%). Среди обучающихся в области гуманитарных наук и искусства
женщины составляли 65%, в области социальных наук, бизнеса и права
– 57%.
![](img/b_graf015.jpg)
Рисунок 15. Число студентов, обучающихся по
программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям
образования и полу, ЕС-28, 2014 год, тысяч человек и % женщин
Источник: Eurostat. Students enrolled in tertiary education
by education level, programme orientation, sex and field of education
[educ_uoe_enrt03] (Extracted on 26.01.2017)
Среди студентов, обучающихся по программам высшего образования,
больше всего женщин, получающих образование в области социальных
наук, бизнеса и права – 18,6% (рис. 16). Вторая по численности группа
студентов – мужчины, получающие высшее образование по тем же специальностям
(13,8%), третья – мужчины, обучающиеся инженерным специальностям
и специальностям в области обрабатывающих и строительных отраслей
(11,8%).
Схожее распределение по областям образования и пола
наблюдалось и по данным за 2013 год, представленным в базе данных
Евростата.
![](img/b_graf016.jpg)
Рисунок 16. Распределение студентов, обучающихся
по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям
образования и полу, ЕС-28, 2014 год, % от общего числа
Источник: Eurostat. Distribution of students enrolled
at tertiary education levels by sex and field of education [educ_uoe_enrt04]
(Extracted on 26.01.2017)
Преобладание женщин среди студентов, обучающихся по
программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), наблюдается
по всех странах ЕС-28, кроме Германии и Греции. По данным за 2014
год, доля мужчин среди студентов Германии составляла 52,6%, а среди
студентов Греции – 51,3% (рис. 17). В то же время в Словакии, Польше
и Швеции она лишь немного превышала 40%.
![](img/b_graf017.jpg)
Рисунок 17. Распределение студентов, обучающихся
по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по полу
и странам ЕС-28, 2014 год, % от общего числа
Источник: Eurostat. Distribution of students enrolled
at tertiary education levels by sex and field of education [educ_uoe_enrt04]
(Extracted on 26.01.2017)
Страны ЕС-28 заметно различаются по составу студентов,
обучающихся в различных областях знания. Так, по данным за 2014
год, больше всего студентов во всех странах ЕС-28, кроме Финляндии,
обучались в области социальных наук, бизнеса и права – от 23,7%
в Финляндии до 46,4% в Люксембурге (рис. 18). В Финляндии немного
больше студентов обучалось по инженерным специальностям, в области
обрабатывающих и строительных отраслей – 23,8%. Не менее 20% студентов
обучалось в данной области образования также в Греции, Германии,
Хорватии, Португалии и больше всего - в Румынии (24,4%). Менее 10%
студентов специализировались в данной области образования в Великобритании
(9,2%), Нидерландах (8,7%), Люксембурге (6,9%) и на Мальте (8,6%).
Доля студентов, обучающихся в области естественных наук,
математики и компьютерного дела, выше всего в Великобритании (18,7%)
и превышает 16% в Ирландии и Германии. В Болгарии, Литве и Бельгии
она не достигает 7%. В то же время в Бельгии высока доля студентов,
обучающихся в области здравоохранения и социального обеспечения
(24,6%). Несколько ниже она в Дании (21,2%), Нидерландах, Швеции,
Словакии, Финляндии, Великобритании и на Мальте (17-18%). В то же
время в Австрии, Германии и Люксембурге доля студентов, обучающихся
в области здравоохранения и социального обеспечения, составляет
около 7%.
Различия в распределении студентов по областям образования
отражают не только пристрастия молодежи, но, скорее, специализацию
сложившихся учебных центров. Повышение учебной мобильности позволяет
расширять возможности получения качественного образования самого
высокого уровня.
![](img/b_graf018.jpg)
Рисунок 18. Распределение студентов, обучающихся
по программам высшего образования (5-8 уровни МСКО 2011), по областям
образования и странам ЕС-28, 2014 год, %
Источник: Eurostat. Students enrolled in tertiary education
by education level, programme orientation, sex and field of education
[educ_uoe_enrt03] (Extracted on 16.01.2016)
Среди студентов, обучающихся в ЕС-28 по программам высшего
образования, преобладают обучающиеся по программам 6 уровня МСКО-2011
(на степень бакалавра). По данным за 2014 год, их доля составляла
67%, а по отдельным областям образования варьировалась от 45% в
области здравоохранения и социального обеспечения до 68% в области
сферы услуг (рис. 19).
Доля студентов, обучающихся по программам 7 уровня МСКО-2011
(на степень магистра), составляла в целом 28%, варьируясь от 15%
среди получающих специальности в области сферы услуг до 39% в области
здравоохранения и социального обеспечения.
Доля студентов, обучающихся по программам высшего 8
уровня МСКО-2011 (на степень доктора или эквивалентную), невелика.
В 2014 году она составила 3,6%. Выше всего эта доля среди обучающихся
в области естественных наук, математики и компьютерного дела (7,8%),
ниже всего - среди обучающихся в области сферы услуг (1,0%).
Доля студентов, обучающихся по короткому циклу высшего
образования (5 уровень МСКО-2011), в целом также относительно невысока
(7,2%). Однако среди обучающихся по программам высшего образования
в области сферы услуг она достигает почти 16%. Ниже всего она среди
специализирующихся в области гуманитарных наук и искусства (4,0%),
а также в области естественных наук, математики и компьютерного
дела (4,2%).
![](img/b_graf019.jpg)
Рисунок 19. Распределение студентов, обучающихся
по программам высшего (третичного) образования, по области и уровню
образования (МСКО 2011), ЕС-28, 2014 год, %
Источник: Eurostat. Pupils and students enrolled by education
level, sex and field of education [educ_uoe_enra03] (Extracted
on 29.01.2017)
Доля женщин выше всего среди студентов, обучающихся
по магистерским программам (7 уровень МСКО-2011) – 57% по данным
за 2014 год (рис. 20). Среди студентов, обучающихся по программам
5 и 6 уровней МСКО-2011, доля женщин составляет 53%, а среди обучающихся
в докторантуре (8 уровень) – только 46%. Это связано, в первую очередь,
с низкой долей женщин, обучающихся по программам высшего уровня
по инженерным специальностям и в области обрабатывающих и строительных
отраслей (26%). Еще ниже доля женщин, обучающихся по этим специальностям
по короткому циклу программ высшего образования (17%). Мужчины преобладают
среди обучающихся в докторантуре в области естественных наук, математики
и компьютерного дела (59%) и в сфере услуг (53%).
Численный перевес мужчин отмечается среди студентов
всех уровней высшего образования в двух областях образования: естественных
наук, математики и компьютерного дела, а также по инженерным специальностям,
обрабатывающим и строительным отраслям. Перевес численности мужчин
наблюдается также среди обучающихся в сфере услуг по программам
6-8 уровней (в том числе за счет обучающихся в военных образовательных
учреждениях) и среди обучающихся в области сельского хозяйства и
ветеринарии по программам 5-6 уровней МСКО-2011.
![](img/b_graf020.jpg)
Рисунок 20. Доля женщин среди студентов, обучающихся
по программам высшего образования, по уровню МСКО-2011
и областям образования,
ЕС-28, 2014 год, %
Источник: Eurostat. Pupils and students enrolled by education
level, sex and field of education [educ_uoe_enra03] (Extracted
on 29.01.2017)
|