Для цитирования: Щербакова
Е.М. Планирование семьи: потребности и политика //Демоскоп Weekly.
2016. № 707-708. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0707/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число стран, в которых государство прямо поддерживает
планирование семьи, возросло в 2015 году до 166
Растущая у населения потребность в планировании семьи
и расширение практики его применения во всех регионах мира приводит
к изменению отношения к различным аспектам планирования семьи со
стороны общества и государства.
Помимо постоянного мониторинга, анализа и прогнозирования
индикаторов планирования семьи, Отдел населения ООН ведет постоянный
мониторинг правительственных оценок проблем, связанных с рождаемостью,
планированием семьи и репродуктивным здоровьем, и политики, проводимой
с целью их решения. Основой для него являются официальные правительственные
ответы на запросы ООН по проблемам населения и развития (изменение
численности и возрастной структуры населения, рождаемость и планирование
семьи, здоровье и смертность, расселение и внутренняя миграция,
международная миграция).
Начиная с 1963 года проведено 11 раундов таких опросов.
Результаты опросов публикуются в специальных докладах (World Population
Policies), содержащих обзоры правительственных оценок проблем населения
и политики и анализ происходящих изменений. Сейчас они выпускаются,
как правило, раз в два года.
Для мониторинга правительственных оценок проблем населения
и политики, проводимой с целью их решения, создана и обновляется
каждые два года специальная база данных Департамента ООН по экономическим
и социальным вопросам[12].
Источниками для нее служат:
- официальные ответы на запросы ООН, направляемые в
государственные подразделения, ведающие вопросами населения и
социального развития;
- официальные публикации, законодательные акты, программы
и другие нормативно-правовые документы;
- международные доклады и публикации (отчеты региональных
и межправительственных комиссий, фондов, программ и т.д.);
- неправительственные публикации (материалы печати,
публикации в академических изданиях, отчеты и публикации исследовательских
центров, экспертные оценки).
В настоящее время эта база данных позволяет получить
информацию о политике в области населения и демографических индикаторах
за одиннадцать отдельных раундов: 1976, 1986, 1996, 2001, 2003,
2005, 2007, 2009, 2011, 2013 и 2015 годы. Число стран, по которым
представлены сведения, увеличивалось от раунда к раунду. В 2013
и 2015 году данные представлены по 197 странам. Это 193 страны-члены
ООН, две страны-наблюдатели (Святой Престол (Ватикан) и Государство
Палестина) и две страны (территории), не являющиеся членами ООН
(острова Кука и Ниуэ).
Для всех раундов имеется переменная, характеризующая
степень поддержки государством услуг, связанных с планированием
семьи. Прямая поддержка подразумевает, что такие услуги оказываются
государственными учреждениями и организациями. Косвенная поддержка
означает, что услуги планирования семьи не оказываются государственными
учреждениями, но государство поддерживает частный сектор, включая
неправительственные организации, в оказании таких услуг. Отсутствие
государственной поддержки означает, что государство разрешает частному
сектору предоставлять услуги, связанные с планированием семьи, но
не оказывает никакой материальной поддержки. В некоторых странах
государство может в рамках своей юрисдикции ограничивать или даже
полностью запрещать реализацию программ планирования семьи или оказание
услуг, связанных с ним.
Число стран, в которых имелись какие-либо ограничения
или запрет на услуги планирования, уже в 1976 году было незначительным,
а начиная с 2005 года ограничивалось только Ватиканом. В 1976 году
ограничения на услуги планирования семьи существовали не только
в Ватикане, но и в Аргентине, Габоне, Греции, Испании, Камбодже,
Лаосе, Малави, Саудовской Аравии и Чаде. В 1986 году такие ограничения
существовали в семи странах (Ватикане, Камбодже, Ираке, Ирландии,
Лаосе, Румынии и Саудовской Аравии), в 1996 году – в 2 странах (Ватикане
и Саудовской Аравии), а для четырех данные отсутствовали (Киргизия,
Эритрея, Ниуэ, Палау).
Число стран, в которых государство оказывало прямую
поддержку в оказании услуг планирования семьи, напротив, было значительным
и быстро возрастало, увеличившись в 2015 году до 166, или 84% от
общего числа стран, по которым представлены сведения (рис. 7). В
1976 году доля таких стран была почти на двадцать процентных пунктов
ниже (63%).
Изменение числа стран, в которых государство оказывает
косвенную поддержку в оказании услуг планирования семьи, было подвержено
заметным колебаниям и составляло от 9% (в 1996 и 2015 годах) до
18% (в 2005 году). Однако в целом число стран, в которых государство
оказывает ту или иную поддержку (прямую или косвенную) в оказании
услуг планирования семьи возрастало, увеличившись со 112 в 1976
году до 184 в 2015 году (с 75% до 93%).
Одновременно снижалась доля стран, в которых государство
не оказывает никакой поддержки в оказании услуг планирования семьи.
Число таких стран снизилось с 28 в 1976 году до 18 в 1986 году.
После увеличения до 26 стран в 1996 году оно устойчиво снижалось,
опустившись до 12 стран в 2015 году. Их доля снизилась с 19% в 1976
году до 6% в 2015 году. В настоящее время государство не оказывает
поддержки в оказании услуг планирования в Андорре, Германии, Иране,
Ливии, Лихтенштейне, Монако, Польше, Сан-Марино, Саудовской Аравии,
Словакии, Швейцарии и ОАЭ.
Рисунок 7. Государственная поддержка планирования
семьи по данным обследований политики в области населения, % стран
(в скобках приведено число стран)
* начиная с 2011 года (2011, 2013 и 2015 годы),
ранее - ограничения или нет данных
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division. World Population Policies Database.
http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
.
Практически во всех развитых странах рождаемость снизилась
до уровня, не обеспечивающего простого замещения поколений, уже
не одно десятилетие остается на крайне низком уровне. Это вызывает
серьезную озабоченность и побуждает правительства некоторых стран
принимать меры, ограничивающие практику планирования семьи. Доля
развитых стран, в которых государство оказывает прямую поддержку
в оказании услуг планирования семьи, заметно снизилась в период,
когда отмечались наиболее низкие показатели рождаемости. По данным
за 2005 год, она составила всего 38% против 58% в 1996 году и 57%
в 2015 году (рис. 8).
Среди развивающихся стран озабоченность вызывает, скорее,
сохранение высокой рождаемости. Поэтому доля стран, в которых государство
оказывает прямую поддержку в оказании услуг планирования семьи,
заметно выше, и она устойчиво возрастает, увеличившись с 82% в 1996
году до 93% в 2015 году. Среди наименее развитых стран с наиболее
высокой рождаемостью она достигла, по данным за 2015 год, 100%.
Рисунок 8. Прямая государственная поддержка
планирования семьи по основным группам стран мира по данным обследований
политики в области населения 1996, 2005 и 2015 годов, % стран
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division. World Population Policies Database.
http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
.
Данные раунда 2015 года о политике в области населения
содержат новую переменную, которая показывает, ограничивает ли государство
доступность услуг контрацепции по каким-либо основаниям, из которых
выделены следующие:
- минимальный возраст,
- брачный статус,
- необходимость разрешения родителей (для детей, не
достигших определенного минимального возраста),
- экстренная контрацепция[13]
(после незащищенного полового акта или неудачного применения контрацептивов),
- стерилизация женщин,
- стерилизация мужчин.
Насколько можно судить по имеющимся данным, никаких
ограничений (из числа выделенных) нет в 151 стране, или в 77% от
их общего числа. По 11 странам (6%) нет данных (Ангола, Антигуа
и Барбуда, Катар, Кувейт, Ливия Монако, ОАЭ, Сан-Марино, Саудовская
Аравия, Сомали, Южный Судан).
Среди ограничений наиболее часто отмечается необходимость
разрешения родителей для детей, не достигших определенного минимального
возраста, - в 16 странах (8% от общего числа). Реже отмечаются ограничения
минимального возраста и применения экстренной контрацепции (по 9
стран, или по 5% от их общего числа), стерилизация мужчин (8 стран,
или 4%), стерилизация женщин или брачный статус (по 5 стран, или
по 3% от общего числа стран).
Еще одна новая переменная, появившаяся в данных раунда
2015 года, касалась специальных мер политики, направленных на улучшение
сексуального и репродуктивного здоровья подростков. В большинстве
стран мира – в 145 из 197 (74%) – такие меры увязывают с обеспечением
государством полового воспитания в рамках школьного образования.
Примерно в половине стран их увязывают с расширением охвата средним
образованием (108 стран, или 55%), повышением возраста вступления
в брак или более строгим соблюдением этого ограничения (99 стран,
или 55%). В основном речь идет о девочках в менее развитых регионах
мира. В 17 странах (9%) такие меры не принимаются, 6 стран (3%)
не представили данные.
[12] United Nations, World
Population Policies Database. http://esa.un.org/poppolicy/about_database.aspx
[13] Emergency contraception
/Fact sheet. February 2016 - http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs244/en/
; Экстренная контрацепция /Информационный бюллетень N°244. Июль
2012 года. - http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs244/ru/
|