Для цитирования: Бычков А.П., Долгих
Е.И., Ерлич В.А., Кузнецова П.О. Рейтинг устойчивого развития городов
России - что нового? //Демоскоп Weekly. 2016. № 677-678. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0677/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Рейтинг устойчивого
развития
городов России - что нового? |
|
Над темой номера работали
|
|
|
Александр
БЫЧКОВ
|
Елена
ДОЛГИХ
|
|
|
Виктор
ЕРЛИЧ
|
Полина
КУЗНЕЦОВА
|
|
Как считался рейтинг
В предыдущей статье[11],
представлявшей рейтинг устойчивого развития городов России в 2012
и 2013 гг.[12], достаточно
подробно изложены принципы устойчивого развития применительно к
городам, а также предпосылки, цель и задачи разработки рейтинга
устойчивого развития городов России, принципы выбора показателей
для его составления.
Напомним, что для построения рейтинга в области устойчивого
развития городов использовался опыт рейтингования ведущих исследовательских
групп и организаций: PWC[13],
McKinsey[14], Ernst&Young,
AustralianConservationFoundation[15],
ForumfortheFuture[16], EuropeanGreenCapital[17].
Можно выделить следующие основные блоки показателей, которые используются
в зарубежных рейтингах: удовлетворение базовых нужд населения, качество
жизни, экологическая ситуация, защита окружающей среды эффективность
использования ресурсов, развитие инфраструктуры, эффективность управления,
потенциал для будущего устойчивого развития. В некоторых из перечисленных
рейтингов наряду с данными статистики используются результаты социологических
исследований и результаты других рейтингов.
Большинство существующих международных рейтингов в области
устойчивого развития учитывают специфику их развития и особенностей
национальных систем сбора информации, это относится и к нашему рейтингу.
Ряд показателей, используемых за рубежом, не разрабатывается российской
статистикой, и ни одна из международных методик оценки устойчивого
развития городов в настоящее время не может быть применена в России
в неизменном виде. Поэтому потребовалась разработка собственного
рейтинга, хотя при этом мы стремились максимально использовать лучшие
наработки по оценке потенциала устойчивого развития городов в зарубежных
рейтингах, дополнив их показателями, характеризующими специфические
стороны развития именно российских городов. Так, в Рейтинге устойчивого
развития гораздо большее внимание уделено демографическим показателям,
сбалансированности бюджетной системы городов, уровню развития социальной
инфраструктуры.
В итоговом Рейтинге устойчивого развития городов используется
32 показателя, сгруппированных по трем разделам (экономика[18],
социальная сфера, экология), выделенным в соответствии с концепцией
триединого итога.
Для построения ИУР показатели внутри трех блоков подвергаются
операции линейного масштабирования (нормирования), то есть определению
положения того или иного города среди других городов с присвоением
частного индекса от 0 до 1, где 1 характеризует город как абсолютного
лидера по показателю, а 0 - как абсолютного аутсайдера.
Нормированные значения показателей рассчитывались после
определения выбросов, то есть наблюдений, заметно выделяющихся на
фоне общей выборки. Выбросы определялись с помощью межквартильного
расстояния, то есть как наблюдения, не попадающие в диапазон
,
где х25, x75 - соответственно
25-я и 75-я процентиль распределения показателя. Наблюдениям, попавшим
выше указанного диапазона, присваивалось значение нормированного
показателя 1, ниже - 0. Для остальных наблюдений значения нормированного
показателя рассчитывались как
.
Для показателей, рост которых соответствует ухудшению
ситуации в городе, окончательное значение нормированного показателя
принималось равным 1 - xnorm.
Итоговый индекс получается из частных индексов путем
суммирования с поправочными коэффициентами - весами, выбранными
методом экспертной оценки в соответствии с международными рекомендациями
и наиболее распространенными методиками.
Оценка веса группы показателей в итоговом рейтинге проводилась
на основе принципа равнозначности основных составляющих рейтинга:
блока социальной сферы, показателей, оценивающих
экологическую обстановку в городе, уровень
экономического развития и уровень развития городской
инфраструктуры. Подробно система показателей индекса устойчивого
развития отдельно по каждому блоку рассмотрена в предыдущей
статье.
Итоговый интегральный индекс устойчивого развития городов
получается вычислением среднего значения среди частных индексов
и теоретически может принимать значения от 0 до 1.
Методика рейтинга предполагает рассмотрение лишь количественных
показателей. Качественные показатели (например, наличие муниципальных
инициатив в сфере устойчивого развития) и результаты социологических
исследований (например, удовлетворённость населения жизнью в городе)
не учитываются поскольку сбор информации по 173 городам России в
подобном формате фактически становится отдельным крупным исследованием.
[11] Долгих Е., Антонов
Е. Рейтинг устойчивого развития российских городов / Демоскоп Weekly
2015 № 631-632, http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/demoscope631.pdf
[12] Рейтингом охвачено 170
городов РФ с населением свыше 100 тыс. человек в 2012 году и 173
города в 2013 и 2014 годы. Рейтингом за 2014 год охвачены 173 города
РФ с населением свыше 100 тыс. человек. (в т.ч. 3 города с населением
от 98 до 100 тыс. человек, в которых на 2012 год превышало 100 тыс.).
В связи с отсутствием необходимых статистических данных в рейтинг
УР за 2014 год не включены города Республики Крым и Севастополь.
[13] От Москвы до Сан-Паулу
http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/e7/assets/e7-2013-ru.pdf
[14] McKinsey USI http://www.mckinseychina.com/wp-content/uploads/2014/04/china-urban-sustainability-index-2013.pdf?afc765
[15] AСF Sustainable Cities
Index http://www.acfonline.org.au/sites/default/files/resources/2010_ACF_SCI_Report_Comparative-Table_and_Fact-Sheets.pdf
[16] UK Sustainable City
Index http://www.forumforthefuture.org/project/sustainable-cities-index/overview
[17] European Comission/
Environment http://ec.europa.eu/environment/europeangreencapital/index_en.htm
[18] В этом разделе выделяется
два блока показателей: показатели экономического развития и развития
городской инфраструктуры.
|