Рейтинг устойчивого развития городов России - что нового? |
|
Над темой номера работали
|
|
|
Александр
БЫЧКОВ[1]
|
Елена
ДОЛГИХ[2]
|
|
|
Виктор
ЕРЛИЧ[3]
|
Полина
КУЗНЕЦОВА[4]
|
|
Зачем ставятся вопросы устойчивого развития
Во всем мире растет число различных инициатив, направленных
на устойчивое развитие, ресурсосбережение, стимулирование низкоуглеродного
энергопотребления и т.п. Большое значение приобретают инициативы,
направленные одновременно на экономическую и экологическую устойчивость.
В 2015 году прошло два масштабных международных форума
по тематике устойчивого развития: в сентябре - саммит ООН по устойчивому
развитию в Нью-Йорке, в начале декабря - Всемирная конференция по
вопросам изменения климата (СОР-21) в Париже[5].
На саммите ООН были приняты 17 целей устойчивого развития
на период до 2030 года, которые должны прийти на смену 10 целям
тысячелетия. Многие цели касаются устойчивого социально-демографического
развития, а именно - ликвидация нищеты и голода, обеспечение продовольственной
безопасности, справедливого и качественного образования, качественных
санитарных условий, гендерного равенства.
Одна из новых целей - обеспечение открытости, безопасности,
устойчивости городов и населенных пунктов - показывает смещение
приоритетов в сторону развития городов. Она предполагает обеспечение
доступа к качественному, безопасному и приемлемому по цене жилью
и основным коммунальным услугам, создание устойчивых транспортных
систем (в том числе расширение сети общественного транспорта), уменьшение
негативного экологического воздействия городов за счет повышения
качества воздуха и налаживания систем удаления и переработки отходов.
Все страны мира охвачены урбанизацией, доля городов
в создании глобального ВВП уже превышает 60% и продолжает расти
- отсюда и растущий интерес к городскому развитию. Кроме того, в
списке обозначены такие непосредственно касающиеся городского развития
цели, как обеспечение рациональных моделей потребления и производства
и принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.
В последние годы растет внимание к вопросам устойчивого
развития и в России. В целях привлечения внимания общества к вопросам
экологического развития, сохранения биологического разнообразия
и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен в России
годом экологии.
Министерство экономического развития РФ разрабатывает
и реализует план действий по достижению сокращения объема выбросов
парниковых газов. Цель по сокращению выбросов до уровня, не превышающего
75% объема выбросов парниковых газов в 1990 году, установлена Указом
президента РФ от 30 сентября 2013 годы №752.
В 2008 году Росгидрометом при участии специалистов РАН
и вузов был опубликован первый "Оценочный доклад об изменениях климата
и их последствиях на территории РФ", который послужил научной основой
Климатической доктрины РФ, утвержденной Президентом РФ 17 декабря
2009 года. С момента подписания в 2009 году федерального закона
№261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности"
в стране развернута государственная кампания по преобразованию и
усовершенствованию энергетической политики.
В 2015 году в РФ появился первый практический инструмент
на пути введения системы регулирования: премьер-министр Д. Медведев
подписал концепцию мониторинга, отчетности и проверки выбросов парниковых
газов. Несмотря на перенос сроков введения обязательной углеродной
отчетности и отмены господдержки проектов по снижению выбросов,
большинство участников рынка и экспертов приветствуют появление
документа, одновременно отмечая ряд недостатков, в числе которых
нечетко прописанная ответственность эмитентов, а также отсутствие
данных о выбросах по поставкам топлива.
В России приняты нормативные акты по отдельным аспектам
устойчивого развития, многие из которых затрагивают вопросы устойчивого
развития в городах. В частности, были приняты Государственные программы
РФ "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на
период до 2020 года"[6], "Охрана
окружающей среды" на 2012-2020 годы[7],
"Содействие занятости населения"[8],
поправки в закон "Об отходах производства и потребления"[9]
и др.
В ближайшие полтора года в России планируется разработать
и утвердить важные стратегические документы: "Стратегия социально-экономического
развития Российской Федерации до 2030 года"; "Стратегия транспортного
развития Российской Федерации до 2030 года" и др. Важную роль в
рамках разработки этих документов должно сыграть активное распространение
лучших инициатив в области устойчивого развития.
В 2014 году появились новые инструменты оценки эффективности
управления городом. Международной организацией по стандартизации
были разработаны два новых стандарта качества муниципального управления:
ISO 18091 и ISO 37120, созданные по аналогии с уже зарекомендовавшими
себя стандартами менеджмента качества для корпоративного сектора.
В стадии разработки находятся еще несколько международных стандартов
в области устойчивого развития населенных пунктов, в первую очередь
это базовый стандарт ISO 37101 "Устойчивое развитие поселений" и
несколько стандартов, предлагающих систему оценки развития городской
инфраструктуры. (СтандартISO 37150 - "Smart community infrastructures"
и дополняющие его ISO 37151 и ISO 37152). В России в настоящее время
на основе этих международных стандартов разрабатываются национальные
стандарты в области устойчивого развития городов.
Стандарт ИСО 18091:2014 "Системы менеджмента качества
- руководящие принципы по применению ISO 9001:2008 в системе местного
самоуправления" позволяет выстроить систему приоритетов, определить
проблемные области, задачи социально-экономического развития городов,
предлагает систему оценки четырех основных направлений деятельности
администрации, к которым были отнесены развитие институтов управления,
экономической и социальной сфер, а также поддержание высокого уровня
окружающей среды.
Стандарт ISO 37120:2014 "Устойчивое развитие населенных
пунктов - Показатели эффективности работы городских служб и качества
жизни"[10] предлагает универсальную
систему показателей для оценки эффективности и динамики предоставления
муниципальных услуг и качества жизни в городе, состоящую из ста
индикаторов (основных и вспомогательных), охватывающих 17 направлений.
Этот стандарт дает возможность сравнивать города между собой, выявлять
лучшие практики муниципального управления и служит инструментом
оценки эффективности деятельности городских властей со стороны федеральных
и региональных властей и других заинтересованных сторон.
[1] Бычков Александр Петрович
- председатель Совета Директоров Агентства "Эс Джи Эм".
[2] Долгих Елена Ивановна -
генеральный директор Агентства "Эс Джи Эм".
[3] Ерлич Виктор Александрович
- аналитик Агентства "Эс Джи Эм".
[4] Кузнецова Полина Олеговна
- старший научный сотрудник ЦЭФИР.
[5] По итогам Парижской конференции,
в которой приняли участие руководители более 100 государств, включая
Россию, было заключено климатическое соглашение, которое к 2020
году заменит Киотский протокол.
[6] Государственная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период
до 2020 года". См.: http://rosenergo.gov.ru/upload/GP%20do%202020.doc
[7] Государственная программа
Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы.
См.: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=130036
[8] Государственная программа
Российской Федерации "Содействие занятости населения". См.: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/1
[9] Законопроект № 584399-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства
и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации"
в части экономического стимулирования деятельности в области обращения
с отходами".
[10] ISO 37120 http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=62436
|