Rambler's Top100

№ 629 - 630
9 - 22 февраля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Китайская миграция в Казахстане

Исторические предпосылки миграции

Поступательный рост миграции из Китая

Трудовых мигрантов из Китая пока не много, но…

Китайский бизнес как двигатель миграции

Образовательная миграция - «мягкая сила» Китая?

Перспективы развития образовательной миграции

Репатриация казахов из Китая

Китайская миграция и бизнес в Казахстане: вызов или новые возможности?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Садовская Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. № 629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Китайская миграция в Казахстане

Над темой номера работала

Елена
САДОВСКАЯ

Образовательная миграция - "мягкая сила" Китая?

Образовательная миграция и академическая мобильность между Казахстаном и Китаем резко увеличились в последние годы. Под образовательной (учебной) миграцией мы имеем в виду обучение в высшем или среднем учебном профессиональном заведении за рубежом с целью получения специальности. Сюда также включены языковые курсы, которые, как правило, предшествуют обучению в вузе или колледже. Академическая мобильность – это обучение студентов, стажировка преподавателей, проведение исследований в течение определенного академического периода, как правило, семестра или учебного года, в другом высшем учебном заведении внутри страны или за рубежом.

Образовательная миграция из Китая в Казахстан незначительна по объему, прошла свой пик в середине нулевых (2165 студентов в 2005 году) и представлена в основном этническими казахами из Синьцзяна – репатриантами или сохранившими гражданство КНР. Напротив, миграция для обучения в университетах и колледжах Китая растет из года от года, и в 2014 году на порядок превышала поток студентов в Казахстан. Это более интернациональный поток, хотя казахстанцы-казахи в нем также преобладают.

Столь впечатляющая динамика достигнута по нескольким причинам. Во-первых, сотрудничество в области образования обусловлено экономическими потребностями обеих стран. В настоящее время Китай реализует в Казахстане несколько крупных инфраструктурных проектов, и это требует привлечения специалистов различных специальностей по профилю данных проектов, которые отсутствуют, либо в дефиците на рынке труда республики. Во-вторых, она обусловлена современным состоянием системы образования и науки РК. Основные ее недостатки: недофинансирование на протяжении многих лет, преобладание специалистов-гуманитариев в ущерб техническим, низкое качество преподавания и, соответственно, получаемых знаний, несоответствие номенклатуры подготавливаемых специальностей потребностям рынка труда, дороговизна образования и проживания в городах, коррупция.

С другой стороны, молодежь привлекает относительная дешевизна университетского образования в Китае, растущая репутация китайских вузов, возможность изучить китайский язык, получить более востребованную специальность и работать на китайских или совместных предприятиях, получая при этом достаточно высокую зарплату. Конечно, определенную роль играет и геополитическое и геоэкономическое возвышение самого Китая, которое делает привлекательным обучение в этой географически близкой стране. Кроме того, и сам Китай в последние годы активно включился в глобальную конкуренцию за студентов и продвигает свои университеты на мировом рынке образовательных услуг, в том числе в Казахстане.

В Китае увеличение образовательной миграции осуществляется в рамках политики «мягкой силы» («soft power», кит. жуань шили). Понятие «мягкая сила» введено в оборот американским профессором Джозефом Наем[17] и обозначает использование нематериальных ресурсов культуры и идеологии для оказания влияния на другие страны и их население, не применяя военные или силовые методы («убеждением, а не принуждением»).

Одним из важнейших направлений «мягкого» воздействия является система образования: Китай активно посылает своих студентов за рубеж и привлекает иностранных студентов в свои университеты. Число иностранных студентов в КНР резко возросло в последние 15 лет. На Всекитайском совещании по вопросам обучения за рубежом, прошедшем в Пекине 12-13 декабря 2014 года, были озвучены следующие цифры. Сегодня Китай является страной номер один в Азии, которая привлекает зарубежных студентов: в 2014 году 360 тысяч иностранцев из более чем 200 стран и регионов обучались в различных учебных заведениях КНР, лидируют среди них Южная Корея, США, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия и Индия. Одновременно Китай первенствует в мире по количеству студентов, обучающихся за границей: с начала политики «реформ и открытости» КНР за 1978-2013 годы их общее число составило 3,06 млн, они обучались более чем в 100 странах мира, а 350 тысяч китайских студентов в 2013 году по окончанию учебы возвратились на родину. В 2013 году Китай подписал соглашения о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях с 41 страной и регионом мира[18].

Политика «мягкой силы» Китая ознаменовалась открытием в разных странах мира институтов Конфуция – некоммерческих гуманитарных учреждений, созданных для продвижения китайского языка и культуры во всем мире. Первый такой институт появился за пределами Китая в 2004 году в Сеуле. За десять лет Китай учредил 475 институтов Конфуция в 126 странах и регионах мира[19].

Как и во всем мире, в Казахстане политика «мягкой силы» КНР способствует распространению китайской культуры и китайского языка. Обучение языку происходит на многочисленных языковых курсах и в институтах Конфуция; растет миграция студентов и мобильность стажеров и докторантов; развиваются научные обмены и исследовательские проекты; активизируются двусторонние культурные обмены и выставочная деятельность; Китай инвестирует в образование (в том числе передает безвозмездные гранты), сектор теле- и радиовещания, культурные мероприятия.

Интенсификация гуманитарного сотрудничества между Казахстаном и Китаем началась в 2000-е годы после подписания межгосударственных и межведомственных соглашений в области образования: в Китай на учебу отправились сначала десятки, а потом и сотни студентов. По сообщениям СМИ, в 2006 году в Китае получали высшее образование около 1200 казахстанских студентов[20] по всем видам программ – государственным, корпоративным, частным. По последним сообщениям СМИ, в 2014/2015 учебном году в КНР обучаются почти 11,2 тысячи казахстанских студентов[21]. По данному показателю Китай занимает второе место после России, где учатся 28 тысяч человек, а всего за пределами РК обучаются свыше 50 тысяч казахстанских студентов. Это беспрецедентно высокий рост обучающихся за рубежом в стране, с которой еще четверть века назад у Казахстана не было дипломатических отношений.

Почти треть казахстанских студентов обучается в Пекине – около 4 тысяч, в Урумчи – 1250, Шанхае – 800, Сиане – 700, Гуанчжоу – 500, Ухане – 400 и других городах. Сложилось определенное преобладание вузов Пекина, Шанхая, Сианя, Гуанчжоу, Урумчи, т.е. крупных городов восточного, а также северо-западного КНР, географически близкого Казахстану. Например, в вузах Синьцзян-Уйгурского автономного района в 2011 году обучалось 1360 студентов (по данным посольства РК в КНР). Так, в Медицинском университете Синьцзяна традиционную китайскую медицину изучают более 70 студентов из Казахстана, Кыргызстана и других стран Центральной Азии. По словам одной из казахстанских студенток, ее интерес к китайской медицине пробудился после того, как в стране открылись многочисленные оздоровительные учреждения, применяющие традиционные методы: акупунктуру, китайский массаж, и лекарственные травы[22].

Первый год образования в Китае посвящен, как правило, обучению китайскому языку. Обучение на языковых курсах позволяет студентам сдать государственный экзамен HSK (Hanyu Shuiping Kaoshi, Ханьюй Шуйпин Каоши) для сертификации уровня владения китайским языком и последующего обучения в системе высшего образования – это экзамен для лиц, не являющихися носителями китайского языка, включая иностранцев, китайских эмигрантов (хуацяо) и представителей национальных меньшинств[23].

Выучить язык можно также и в Казахстане, либо на специальных курсах, либо в институтах Конфуция. Первые институты Конфуция открылись в Астане – при Евразийском национальном университете им. Н. Гумилева в декабре 2007 г., и в Алматы – при Казахском национальном университете (КазНУ) им. аль-Фараби в феврале 2009 г. Институт Конфуция в КазНУ открылся на базе Центра китайского языка, созданного в 2002 году в результате многолетнего сотрудничества вуза с Ланьчжоуским университетом[24]. Ежегодно Институт направляет преподавателей для научных стажировок и совершенствования знания китайского языка. К 2014 году Институт Конфуция отправил в КНР свыше 500 студентов и сотрудников университета[25]. В 2011 году в Казахстане открылось еще два института Конфуция – в Актобе (Актюбинске) и Караганде на базе вузов этих городов, их партнером выступил Синьцзянский университет экономики и финансов в Урумчи[26]. Деятельность институтов Конфуция способствует более тесному сотрудничеству в образовательной и культурной сферах и дальнейшей регионализации отношений Казахстана и СУАР.

Обучающие и исследовательские программы в Китае осуществляются как по официальным каналам (через вузы, академические и отраслевые институты и центры), так и вне официальных каналов. В Китае обучаются различные контингенты студентов: прибывшие в рамках государственных соглашений, в рамках казахстанской программы «Болашак»; самостоятельно оплатившие свое обучение: языковые курсы, обучение в колледже или университете, а также те, чье переобучение и стажировку оплатили посылающие предприятия – частные и частно-государственные компании, такие как ОАО «Актобемунайгаз». Например, за 2005-2014 годы в Китае по программе академической мобильности «Болашак» прошло обучение 190 студентов. Это небольшой процент по сравнению с другими странами (большинство студентов обучаются в Великобритании, США и России), однако, число обучающихся в университетах КНР и Юго-Восточной Азии, растет.

Основные специальности, по которым студенты получают образование, это: технические (например, нефтеразведка и нефтедобыча, металлургия и машиностроение, строительство и транспорт, информационные технологии и экология), и гуманитарные: регионоведение, международные отношения, переводческое дело.

Особенностью образовательной миграции из Казахстана в Китай является ее полиэтнический состав: среди студентов, обучающихся в китайских колледжах и университетах, – казахи, русские, украинцы, дунгане, китайцы (казахстанские граждане), представители других национальностей. Преобладают казахские студенты, потому что они превалируют среди участников государственных образовательных программ, и в этнодемографической структуре населения Казахстана в целом.

Рост желающих учить китайский язык и получить образование в КНР – это глобальная тенденция, которая подтверждает трансконтинентальное распространение китайского бизнеса, для эффективного сотрудничества с которым необходимо знание китайского языка[27]. Владение китайским языком также повышает конкурентоспособность казахстанских специалистов не только на местном, но и на международном рынке труда – некоторым успешным казахстанским студентам китайских вузов предлагают работу еще до того, как они получили дипломы.


[17] Nye, J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs Group, 2004.
[18] В мире уже 61 страна включает китайский язык в систему государственного образования, а число изучающих китайский по всему миру, достигло 100 млн человек, или в 4,3 раза больше, чем в 2004 г. В институтах в этот период трудились 100 тыс. специалистов-преподавателей, добровольцев и управленцев, которые подготовили 200 тыс. преподавателей китайского языка для более чем 100 стран. Ист.: Китай лидирует в мире по количеству обучающихся за рубежом. ИА Синьхуа, цит. по: http://www.ifes-ras.ru/center-doc-news/1312-news-141215 15.12.2014. (Доступ 22 декабря 2014).
[19] В 126 странах и регионах мира созданы 475 институтов Конфуция, ИА Синьхуа 07.12.2014. Ист.: http://www.ifes-ras.ru/center-doc-news/1301-news-141208 08.12.2014. (Доступ 22 декабря 2014) 08.12.2014.
[20] http://www.inform.kz 23.12.2006.
[21] ИА KAZINFORM. Цит.по: http://www.zakon.kz/4671983-v-shankhae-den-pervogo-prezidenta-rk.html (Доступ 1 декабря 2014).
[22] http://cbbs.chinadaily.com.cn/forum.php?mod=viewthread&tid=232363 (на кит. яз., перевод с китайского О.Адамс) (Доступ 14 августа 2012).
[23] http://www.study.uz/1/8/250/yekzamen-hsk ( Доступ 11 мая 2012).
[24] В Алматы открылся институт Конфуция. 23.02.2009. http://vesti.kz/foundation/4580/ (Доступ 3 марта 2009).
[25] http://www.kaznu.kz/ru/14355/page (Доступ 8 июня 2014).
[26] В 2011 году в Казахстане открылись еще два института Конфуция. 08.06.2011. http://vesti.kz/foundation/87663/ (Доступ 15 июня 2011).
[27] Learning Chinese to grab Chinese market: foreign youngsters. http://news.xinhuanet.com/english/2009-08/03/content_11819969.htm 3.08.2009 (Доступ 30 августа 2012).

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.