Для цитирования: Садовская
Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. №
629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Китайская миграция в Казахстане
|
Над темой номера работала
|
|
Елена
САДОВСКАЯ
|
|
Образовательная миграция - "мягкая сила" Китая?
Образовательная миграция и академическая мобильность
между Казахстаном и Китаем резко увеличились в последние годы. Под
образовательной (учебной) миграцией мы имеем в виду обучение в высшем
или среднем учебном профессиональном заведении за рубежом с целью
получения специальности. Сюда также включены языковые курсы, которые,
как правило, предшествуют обучению в вузе или колледже. Академическая
мобильность – это обучение студентов, стажировка преподавателей,
проведение исследований в течение определенного академического периода,
как правило, семестра или учебного года, в другом высшем учебном
заведении внутри страны или за рубежом.
Образовательная миграция из Китая в Казахстан незначительна
по объему, прошла свой пик в середине нулевых (2165 студентов в
2005 году) и представлена в основном этническими казахами из Синьцзяна
– репатриантами или сохранившими гражданство КНР. Напротив, миграция
для обучения в университетах и колледжах Китая растет из года от
года, и в 2014 году на порядок превышала поток студентов в Казахстан.
Это более интернациональный поток, хотя казахстанцы-казахи в нем
также преобладают.
Столь впечатляющая динамика достигнута по нескольким
причинам. Во-первых, сотрудничество в области образования обусловлено
экономическими потребностями обеих стран. В настоящее время Китай
реализует в Казахстане несколько крупных инфраструктурных проектов,
и это требует привлечения специалистов различных специальностей
по профилю данных проектов, которые отсутствуют, либо в дефиците
на рынке труда республики. Во-вторых, она обусловлена современным
состоянием системы образования и науки РК. Основные ее недостатки:
недофинансирование на протяжении многих лет, преобладание специалистов-гуманитариев
в ущерб техническим, низкое качество преподавания и, соответственно,
получаемых знаний, несоответствие номенклатуры подготавливаемых
специальностей потребностям рынка труда, дороговизна образования
и проживания в городах, коррупция.
С другой стороны, молодежь привлекает относительная
дешевизна университетского образования в Китае, растущая репутация
китайских вузов, возможность изучить китайский язык, получить более
востребованную специальность и работать на китайских или совместных
предприятиях, получая при этом достаточно высокую зарплату. Конечно,
определенную роль играет и геополитическое и геоэкономическое возвышение
самого Китая, которое делает привлекательным обучение в этой географически
близкой стране. Кроме того, и сам Китай в последние годы активно
включился в глобальную конкуренцию за студентов и продвигает свои
университеты на мировом рынке образовательных услуг, в том числе
в Казахстане.
В Китае увеличение образовательной миграции осуществляется
в рамках политики «мягкой силы» («soft power», кит. жуань
шили). Понятие «мягкая сила» введено в оборот американским
профессором Джозефом Наем[17]
и обозначает использование нематериальных ресурсов культуры и идеологии
для оказания влияния на другие страны и их население, не применяя
военные или силовые методы («убеждением, а не принуждением»).
Одним из важнейших направлений «мягкого» воздействия
является система образования: Китай активно посылает своих студентов
за рубеж и привлекает иностранных студентов в свои университеты.
Число иностранных студентов в КНР резко возросло в последние 15
лет. На Всекитайском совещании по вопросам обучения за рубежом,
прошедшем в Пекине 12-13 декабря 2014 года, были озвучены следующие
цифры. Сегодня Китай является страной номер один в Азии, которая
привлекает зарубежных студентов: в 2014 году 360 тысяч иностранцев
из более чем 200 стран и регионов обучались в различных учебных
заведениях КНР, лидируют среди них Южная Корея, США, Япония, Таиланд,
Вьетнам, Россия и Индия. Одновременно Китай первенствует в мире
по количеству студентов, обучающихся за границей: с начала политики
«реформ и открытости» КНР за 1978-2013 годы их общее число составило
3,06 млн, они обучались более чем в 100 странах мира, а 350 тысяч
китайских студентов в 2013 году по окончанию учебы возвратились
на родину. В 2013 году Китай подписал соглашения о взаимном признании
документов об образовании и ученых степенях с 41 страной и регионом
мира[18].
Политика «мягкой силы» Китая ознаменовалась открытием
в разных странах мира институтов Конфуция – некоммерческих гуманитарных
учреждений, созданных для продвижения китайского языка и культуры
во всем мире. Первый такой институт появился за пределами Китая
в 2004 году в Сеуле. За десять лет Китай учредил 475 институтов
Конфуция в 126 странах и регионах мира[19].
Как и во всем мире, в Казахстане политика «мягкой силы»
КНР способствует распространению китайской культуры и китайского
языка. Обучение языку происходит на многочисленных языковых курсах
и в институтах Конфуция; растет миграция студентов и мобильность
стажеров и докторантов; развиваются научные обмены и исследовательские
проекты; активизируются двусторонние культурные обмены и выставочная
деятельность; Китай инвестирует в образование (в том числе передает
безвозмездные гранты), сектор теле- и радиовещания, культурные мероприятия.
Интенсификация гуманитарного сотрудничества между Казахстаном
и Китаем началась в 2000-е годы после подписания межгосударственных
и межведомственных соглашений в области образования: в Китай на
учебу отправились сначала десятки, а потом и сотни студентов. По
сообщениям СМИ, в 2006 году в Китае получали высшее образование
около 1200 казахстанских студентов[20]
по всем видам программ – государственным, корпоративным, частным.
По последним сообщениям СМИ, в 2014/2015 учебном году в КНР обучаются
почти 11,2 тысячи казахстанских студентов[21].
По данному показателю Китай занимает второе место после России,
где учатся 28 тысяч человек, а всего за пределами РК обучаются свыше
50 тысяч казахстанских студентов. Это беспрецедентно высокий рост
обучающихся за рубежом в стране, с которой еще четверть века назад
у Казахстана не было дипломатических отношений.
Почти треть казахстанских студентов обучается в Пекине
– около 4 тысяч, в Урумчи – 1250, Шанхае – 800, Сиане – 700, Гуанчжоу
– 500, Ухане – 400 и других городах. Сложилось определенное преобладание
вузов Пекина, Шанхая, Сианя, Гуанчжоу, Урумчи, т.е. крупных городов
восточного, а также северо-западного КНР, географически близкого
Казахстану. Например, в вузах Синьцзян-Уйгурского автономного района
в 2011 году обучалось 1360 студентов (по данным посольства РК в
КНР). Так, в Медицинском университете Синьцзяна традиционную китайскую
медицину изучают более 70 студентов из Казахстана, Кыргызстана и
других стран Центральной Азии. По словам одной из казахстанских
студенток, ее интерес к китайской медицине пробудился после того,
как в стране открылись многочисленные оздоровительные учреждения,
применяющие традиционные методы: акупунктуру, китайский массаж,
и лекарственные травы[22].
Первый год образования в Китае посвящен, как правило,
обучению китайскому языку. Обучение на языковых курсах позволяет
студентам сдать государственный экзамен HSK (Hanyu
Shuiping Kaoshi, Ханьюй Шуйпин Каоши) для сертификации уровня
владения китайским языком и последующего обучения в системе высшего
образования – это экзамен для лиц, не являющихися носителями китайского
языка, включая иностранцев, китайских эмигрантов (хуацяо)
и представителей национальных меньшинств[23].
Выучить язык можно также и в Казахстане, либо на специальных
курсах, либо в институтах Конфуция. Первые институты Конфуция открылись
в Астане – при Евразийском национальном университете им. Н. Гумилева
в декабре 2007 г., и в Алматы – при Казахском национальном университете
(КазНУ) им. аль-Фараби в феврале 2009 г. Институт Конфуция в КазНУ
открылся на базе Центра китайского языка, созданного в 2002 году
в результате многолетнего сотрудничества вуза с Ланьчжоуским университетом[24].
Ежегодно Институт направляет преподавателей для научных стажировок
и совершенствования знания китайского языка. К 2014 году Институт
Конфуция отправил в КНР свыше 500 студентов и сотрудников университета[25].
В 2011 году в Казахстане открылось еще два института Конфуция –
в Актобе (Актюбинске) и Караганде на базе вузов этих городов, их
партнером выступил Синьцзянский университет экономики и финансов
в Урумчи[26]. Деятельность
институтов Конфуция способствует более тесному сотрудничеству в
образовательной и культурной сферах и дальнейшей регионализации
отношений Казахстана и СУАР.
Обучающие и исследовательские программы в Китае осуществляются
как по официальным каналам (через вузы, академические и отраслевые
институты и центры), так и вне официальных каналов. В Китае обучаются
различные контингенты студентов: прибывшие в рамках государственных
соглашений, в рамках казахстанской программы «Болашак»; самостоятельно
оплатившие свое обучение: языковые курсы, обучение в колледже или
университете, а также те, чье переобучение и стажировку оплатили
посылающие предприятия – частные и частно-государственные компании,
такие как ОАО «Актобемунайгаз». Например, за 2005-2014 годы в Китае
по программе академической мобильности «Болашак» прошло обучение
190 студентов. Это небольшой процент по сравнению с другими странами
(большинство студентов обучаются в Великобритании, США и России),
однако, число обучающихся в университетах КНР и Юго-Восточной Азии,
растет.
Основные специальности, по которым студенты получают
образование, это: технические (например, нефтеразведка и нефтедобыча,
металлургия и машиностроение, строительство и транспорт, информационные
технологии и экология), и гуманитарные: регионоведение, международные
отношения, переводческое дело.
Особенностью образовательной миграции из Казахстана
в Китай является ее полиэтнический состав: среди студентов, обучающихся
в китайских колледжах и университетах, – казахи, русские, украинцы,
дунгане, китайцы (казахстанские граждане), представители других
национальностей. Преобладают казахские студенты, потому что они
превалируют среди участников государственных образовательных программ,
и в этнодемографической структуре населения Казахстана в целом.
Рост желающих учить китайский язык и получить образование
в КНР – это глобальная тенденция, которая подтверждает трансконтинентальное
распространение китайского бизнеса, для эффективного сотрудничества
с которым необходимо знание китайского языка[27].
Владение китайским языком также повышает конкурентоспособность казахстанских
специалистов не только на местном, но и на международном рынке труда
– некоторым успешным казахстанским студентам китайских вузов предлагают
работу еще до того, как они получили дипломы.
[17] Nye, J. Soft Power:
The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs
Group, 2004.
[18] В мире уже 61 страна
включает китайский язык в систему государственного образования,
а число изучающих китайский по всему миру, достигло 100 млн человек,
или в 4,3 раза больше, чем в 2004 г. В институтах в этот период
трудились 100 тыс. специалистов-преподавателей, добровольцев и управленцев,
которые подготовили 200 тыс. преподавателей китайского языка для
более чем 100 стран. Ист.: Китай лидирует в мире по количеству обучающихся
за рубежом. ИА Синьхуа, цит. по: http://www.ifes-ras.ru/center-doc-news/1312-news-141215
15.12.2014. (Доступ 22 декабря 2014).
[19] В 126 странах и регионах
мира созданы 475 институтов Конфуция, ИА Синьхуа 07.12.2014. Ист.:
http://www.ifes-ras.ru/center-doc-news/1301-news-141208
08.12.2014. (Доступ 22 декабря 2014) 08.12.2014.
[20] http://www.inform.kz
23.12.2006.
[21] ИА KAZINFORM. Цит.по:
http://www.zakon.kz/4671983-v-shankhae-den-pervogo-prezidenta-rk.html
(Доступ 1 декабря 2014).
[22] http://cbbs.chinadaily.com.cn/forum.php?mod=viewthread&tid=232363
(на кит. яз., перевод с китайского О.Адамс) (Доступ 14 августа 2012).
[23] http://www.study.uz/1/8/250/yekzamen-hsk
( Доступ 11 мая 2012).
[24] В Алматы открылся институт
Конфуция. 23.02.2009. http://vesti.kz/foundation/4580/
(Доступ 3 марта 2009).
[25] http://www.kaznu.kz/ru/14355/page
(Доступ 8 июня 2014).
[26] В 2011 году в Казахстане
открылись еще два института Конфуция. 08.06.2011. http://vesti.kz/foundation/87663/
(Доступ 15 июня 2011).
[27] Learning Chinese to
grab Chinese market: foreign youngsters. http://news.xinhuanet.com/english/2009-08/03/content_11819969.htm
3.08.2009 (Доступ 30 августа 2012).
|