Rambler's Top100

№ 629 - 630
9 - 22 февраля 2015

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Китайская миграция в Казахстане

Исторические предпосылки миграции

Поступательный рост миграции из Китая

Трудовых мигрантов из Китая пока не много, но…

Китайский бизнес как двигатель миграции

Образовательная миграция - «мягкая сила» Китая?

Перспективы развития образовательной миграции

Репатриация казахов из Китая

Китайская миграция и бизнес в Казахстане: вызов или новые возможности?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Садовская Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. № 629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Китайская миграция в Казахстане

Над темой номера работала

Елена
САДОВСКАЯ

Китайский бизнес как двигатель миграции

Миграция для открытия и ведения бизнеса в Казахстане – это один из наиболее «укорененных» видов миграций из Китая. Первая «волна» китайского бизнеса «новейшего периода» поднялась на рубеже 1990-х, когда в процессе нормализации советско-китайских отношений обе страны подписали в июле 1988 года. Соглашение между СССР и КНР о взаимных поездках граждан, а в июле 1991 года – «Соглашение о принципах и основных направлениях развития сотрудничества между Казахской ССР и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики», и между странами возобновились контакты. Эти соглашения открыли путь торговому сотрудничеству и развитию трансграничных передвижений, которую составили преимущественно индивидуальные предприниматели из КНР. В этот период в Советском Союзе нарастал экономический кризис и острый дефицит товаров и продуктов. Десятки тысяч мелких торговцев приезжали в РК, и в начале 1990-х страна, особенно в южном регионе, стала похожа на большую «барахолку», где бойко шла торговля китайскими товарами. После распада СССР, к ним прибавился встречный поток казахстанских челноков.

Сегодня, в условиях транснационализации хозяйственных связей, миграция для открытия и развития бизнеса за рубежом служит одним из признаков включения страны в глобальную экономическую систему. Китайский бизнес в Казахстане разнообразен и развивается во многом по тому же сценарию, что и в других странах мира, хотя и имеет свои особенности. За счет расширения малого бизнеса этнических китайцев за рубежом и их трудовой эмиграции, в их стране частично решаются вопросы безработицы и одновременно продолжается экономическое наступление КНР в мире.

Данные о динамике предприятий китайского и совместного малого и среднего бизнеса в Казахстане остаются противоречивыми на протяжении многих лет. По официальным данным, по состоянию на март 2013 года, в Казахстане насчитывалась 1250 действующих предприятий, учрежденных юридическими и физическими лицами КНР. Вместе с филиалами (47) и представительствами (86) различных компаний Китая в РК, общее число действующих субъектов малого, среднего и крупного китайского предпринимательства в республике насчитывает 1383[14]. В региональном масштабе больше всего предприятий в Алматы, Алматинской области, Астане и Актюбинской области.

Среди крупных предприятий наиболее известны: акционерное общество (АО) «CNPC-Актобемунайгаз» – совместное казахстанско-китайское предприятие, которое занимается разработкой месторождений углеводородного сырья в Актюбинской области на западе Казахстана; компания «ПетроКазахстан» – вертикально интегрированная нефтегазовая группа, которая занимается геологоразведкой, разработкой месторождений, добычей нефти и газа, а также переработкой и продажей нефти в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях; АО «Тургай Петролеум» и Товарищество с ограниченной ответственностью «СП «Казгермунай», которые осуществляют разведку, разработку, добычу и сбыт углеводородного сырья на месторождениях Южно-Тургайского нефтяного бассейна, и другие.

Общий социально-экономический эффект деятельности крупных компаний и привлечения ИРС в Казахстан значителен. Крупный китайские и совместные компании вносят вклад в развитие конкретных отраслей экономики и экономическое развитие в целом. Они создают дополнительные рабочие места, переобучают местную рабочую силу с тем, чтобы потом заменить ею иностранных менеджеров, специалистов, рабочих. В рамках политики социальной ответственности бизнеса крупные компании инвестируют в социальные программы и местные проекты, реализуют благотворительные программы, что способствуют решению социальных проблем на уровне предприятий и местных сообществ. Однако, мероприятия социального порядка, реализуемые китайскими компаниями, мало известны общественности, а благотворительные взносы не всегда распределяются прозрачно, что вызывает неудовлетворенность и напряжение в местных сообществах, формирует негативное отношение к «китайцам».

Предприятия малого и среднего китайского бизнеса многочисленны, хотя и не всегда устойчивы. Они работают по производству и сборке бытовой техники, металлопластиковых изделий, строительных конструкций; долгие годы процветали торгово-посреднические организации по сбыту одежды, обуви, косметики, текстильных товаров, мебели, строительных материалов. Сегодня к ним прибавились поставки транспортных средств, различного оборудования – от производственного до перерабатывающего, для самых различных отраслей – от строительной до хлебопекарной, а также растет предложение обучающих и тренинговых услуг для персонала, посреднических услуг.

Имеются примеры успешного среднего бизнеса, которые также вкладывают средства в социальные программы. Например, китайская компания «Цинказ», учрежденная в 1998 году, через 10 лет признана «лучшим предприятием последнего десятилетия» в отрасли по производству консервированных томатных изделий. Сейчас «Цинказ» контролирует крупнейшую долю на рынке томатной продукции Казахстана. Генеральный директор фабрики Жэнь Ян Кю – гражданин КНР, на фабрике занято 140 сотрудников, около 130 человек – местные жители, т.е. местные работники составляют 95% кадров.

Большие перспективы имеет в Казахстане китайский агробизнес. В 2014 году 32 китайских гражданина уже взяли в аренду участки сельскохозяйственной земли в Восточно-Казахстанской области, где китайские фермеры выращивают сою, которую планируется экспортировать и перерабатывать в Китае[15].

Торговля была и остается основным видом экономического взаимодействия РК и КНР. В торговом бизнесе сосуществуют крупные торговые компании, средние и небольшие закупочные и посреднические фирмы, но преобладают индивидуальные предприниматели, мелкие торговые мигранты, челночники. Этот феномен характерен для постсоветских стран, некоторых стран Восточной Европы, Турции и Китая. Он возник как форма экономической самодеятельности населения в ответ на экономический кризис 1990-х годов, когда в условиях массовой безработицы население стало зарабатывать средства к существованию за счет покупки за рубежом и перепродажи товаров повседневного спроса.

Участие большого числа мелких торговцев (как правило, не зарегистрированных юридически в качестве предпринимателей) сформировало и соответствующую инфраструктуру бизнеса: стихийные базары, малые рынки и большие оптово-розничные рынки. Значение оптово-розничных рынков и небольших розничных базаров трудно переоценить, потому что, начиная с 1990-х годов, покупка и перепродажа товаров стали единственным способом заработать средства к существованию, что помогло выжить сотням тысяч домохозяйств, а значит – миллионам казахстанцев. Многие предприниматели и мелкие торговцы называют рынок своим «кормильцем», хотя торговля в определенной мере происходила в сфере неформальной экономики[16].

Китайские товары поступают в Казахстан напрямую через контрольно-пропускные пункты на границе с КНР и транзитом – через территорию соседнего Кыргызстана. Поскольку Китай и Кыргызстан являются членами Всемирной торговой организации, по их территории гарантировано свободное перемещение товаров, капиталов и услуг. Товары с затем перепродаются крупными оптовиками и мелкими розничными торговцами во всех уголках Центральной Азии и России.


[14] По данным Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции РК на март 2013 г. Астана, март 2013.
[15] См. подробнее: Садовская Е.Ю. Китайский агробизнес в сельском хозяйстве Казахстана. 2015 (в печати).
[16] О значении оптово-розничных рынков в социальной и экономической жизни общества говорят следующие цифры. В 2012 г. в Казахстане действовало 818 торговых рынков, а это – 968 тыс. торговых мест. Как отметила вице-президент Ассоциации торговых предприятий РК, на рынках постоянно создавались новые рабочие места, на каждом торговом месте работают 5 человек – 1 арендатор, 2 продавца и 2 грузчика, т.е. один предприниматель предоставляет четыре рабочих места. Из числа людей, занимающих торговые места, 76% – женщины. Из числа всех занятых в сфере рынков 14% – люди моложе 30 лет. В общем объеме розничной торговли 46% приходится на долю рынков. Ист.: Трубачева Т. Дарига Назарбаева узнала про алматинскую барахолку.
http://forbes.kz/process/businessmen/dariga_nazarbaeva_uznala_pro_almatinskuyu_baraholku 22.01.2014. (Доступ 23 января 2014)

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.