Для цитирования: Садовская
Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. №
629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Китайская миграция в Казахстане
|
Над темой номера работала
|
|
Елена
САДОВСКАЯ
|
|
Китайский бизнес как двигатель миграции
Миграция для открытия и ведения бизнеса в Казахстане
– это один из наиболее «укорененных» видов миграций из Китая. Первая
«волна» китайского бизнеса «новейшего периода» поднялась на рубеже
1990-х, когда в процессе нормализации советско-китайских отношений
обе страны подписали в июле 1988 года. Соглашение между СССР и КНР
о взаимных поездках граждан, а в июле 1991 года – «Соглашение о
принципах и основных направлениях развития сотрудничества между
Казахской ССР и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской
Народной Республики», и между странами возобновились контакты. Эти
соглашения открыли путь торговому сотрудничеству и развитию трансграничных
передвижений, которую составили преимущественно индивидуальные предприниматели
из КНР. В этот период в Советском Союзе нарастал экономический кризис
и острый дефицит товаров и продуктов. Десятки тысяч мелких торговцев
приезжали в РК, и в начале 1990-х страна, особенно в южном регионе,
стала похожа на большую «барахолку», где бойко шла торговля китайскими
товарами. После распада СССР, к ним прибавился встречный поток казахстанских
челноков.
Сегодня, в условиях транснационализации хозяйственных
связей, миграция для открытия и развития бизнеса за рубежом служит
одним из признаков включения страны в глобальную экономическую систему.
Китайский бизнес в Казахстане разнообразен и развивается во многом
по тому же сценарию, что и в других странах мира, хотя и имеет свои
особенности. За счет расширения малого бизнеса этнических китайцев
за рубежом и их трудовой эмиграции, в их стране частично решаются
вопросы безработицы и одновременно продолжается экономическое наступление
КНР в мире.
Данные о динамике предприятий китайского и совместного
малого и среднего бизнеса в Казахстане остаются противоречивыми
на протяжении многих лет. По официальным данным, по состоянию на
март 2013 года, в Казахстане насчитывалась 1250 действующих предприятий,
учрежденных юридическими и физическими лицами КНР. Вместе с филиалами
(47) и представительствами (86) различных компаний Китая в РК, общее
число действующих субъектов малого, среднего и крупного китайского
предпринимательства в республике насчитывает 1383[14].
В региональном масштабе больше всего предприятий в Алматы, Алматинской
области, Астане и Актюбинской области.
Среди крупных предприятий наиболее
известны: акционерное общество (АО) «CNPC-Актобемунайгаз» – совместное
казахстанско-китайское предприятие, которое занимается разработкой
месторождений углеводородного сырья в Актюбинской области на западе
Казахстана; компания «ПетроКазахстан» – вертикально интегрированная
нефтегазовая группа, которая занимается геологоразведкой, разработкой
месторождений, добычей нефти и газа, а также переработкой и продажей
нефти в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях; АО «Тургай
Петролеум» и Товарищество с ограниченной ответственностью «СП «Казгермунай»,
которые осуществляют разведку, разработку, добычу и сбыт углеводородного
сырья на месторождениях Южно-Тургайского нефтяного бассейна, и другие.
Общий социально-экономический эффект деятельности крупных
компаний и привлечения ИРС в Казахстан значителен. Крупный китайские
и совместные компании вносят вклад в развитие конкретных отраслей
экономики и экономическое развитие в целом. Они создают дополнительные
рабочие места, переобучают местную рабочую силу с тем, чтобы потом
заменить ею иностранных менеджеров, специалистов, рабочих. В рамках
политики социальной ответственности бизнеса крупные компании инвестируют
в социальные программы и местные проекты, реализуют благотворительные
программы, что способствуют решению социальных проблем на уровне
предприятий и местных сообществ. Однако, мероприятия социального
порядка, реализуемые китайскими компаниями, мало известны общественности,
а благотворительные взносы не всегда распределяются прозрачно, что
вызывает неудовлетворенность и напряжение в местных сообществах,
формирует негативное отношение к «китайцам».
Предприятия малого и среднего китайского бизнеса
многочисленны, хотя и не всегда устойчивы. Они работают по производству
и сборке бытовой техники, металлопластиковых изделий, строительных
конструкций; долгие годы процветали торгово-посреднические организации
по сбыту одежды, обуви, косметики, текстильных товаров, мебели,
строительных материалов. Сегодня к ним прибавились поставки транспортных
средств, различного оборудования – от производственного до перерабатывающего,
для самых различных отраслей – от строительной до хлебопекарной,
а также растет предложение обучающих и тренинговых услуг для персонала,
посреднических услуг.
Имеются примеры успешного среднего бизнеса, которые
также вкладывают средства в социальные программы. Например, китайская
компания «Цинказ», учрежденная в 1998 году, через 10 лет признана
«лучшим предприятием последнего десятилетия» в отрасли по производству
консервированных томатных изделий. Сейчас «Цинказ» контролирует
крупнейшую долю на рынке томатной продукции Казахстана. Генеральный
директор фабрики Жэнь Ян Кю – гражданин КНР, на фабрике занято 140
сотрудников, около 130 человек – местные жители, т.е. местные работники
составляют 95% кадров.
Большие перспективы имеет в Казахстане китайский агробизнес.
В 2014 году 32 китайских гражданина уже взяли в аренду участки сельскохозяйственной
земли в Восточно-Казахстанской области, где китайские фермеры выращивают
сою, которую планируется экспортировать и перерабатывать в Китае[15].
Торговля была и остается основным
видом экономического взаимодействия РК и КНР. В торговом бизнесе
сосуществуют крупные торговые компании, средние и небольшие закупочные
и посреднические фирмы, но преобладают индивидуальные предприниматели,
мелкие торговые мигранты, челночники. Этот феномен характерен для
постсоветских стран, некоторых стран Восточной Европы, Турции и
Китая. Он возник как форма экономической самодеятельности населения
в ответ на экономический кризис 1990-х годов, когда в условиях массовой
безработицы население стало зарабатывать средства к существованию
за счет покупки за рубежом и перепродажи товаров повседневного спроса.
Участие большого числа мелких торговцев (как правило,
не зарегистрированных юридически в качестве предпринимателей) сформировало
и соответствующую инфраструктуру бизнеса: стихийные базары, малые
рынки и большие оптово-розничные рынки. Значение оптово-розничных
рынков и небольших розничных базаров трудно переоценить, потому
что, начиная с 1990-х годов, покупка и перепродажа товаров стали
единственным способом заработать средства к существованию, что помогло
выжить сотням тысяч домохозяйств, а значит – миллионам казахстанцев.
Многие предприниматели и мелкие торговцы называют рынок своим «кормильцем»,
хотя торговля в определенной мере происходила в сфере неформальной
экономики[16].
Китайские товары поступают в Казахстан напрямую через
контрольно-пропускные пункты на границе с КНР и транзитом – через
территорию соседнего Кыргызстана. Поскольку Китай и Кыргызстан являются
членами Всемирной торговой организации, по их территории гарантировано
свободное перемещение товаров, капиталов и услуг. Товары с затем
перепродаются крупными оптовиками и мелкими розничными торговцами
во всех уголках Центральной Азии и России.
[14] По данным Комитета
регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции
РК на март 2013 г. Астана, март 2013.
[15] См. подробнее: Садовская
Е.Ю. Китайский агробизнес в сельском хозяйстве Казахстана. 2015
(в печати).
[16] О значении оптово-розничных
рынков в социальной и экономической жизни общества говорят следующие
цифры. В 2012 г. в Казахстане действовало 818 торговых рынков, а
это – 968 тыс. торговых мест. Как отметила вице-президент Ассоциации
торговых предприятий РК, на рынках постоянно создавались новые рабочие
места, на каждом торговом месте работают 5 человек – 1 арендатор,
2 продавца и 2 грузчика, т.е. один предприниматель предоставляет
четыре рабочих места. Из числа людей, занимающих торговые места,
76% – женщины. Из числа всех занятых в сфере рынков 14% – люди моложе
30 лет. В общем объеме розничной торговли 46% приходится на долю
рынков. Ист.: Трубачева Т. Дарига Назарбаева узнала про
алматинскую барахолку.
http://forbes.kz/process/businessmen/dariga_nazarbaeva_uznala_pro_almatinskuyu_baraholku
22.01.2014. (Доступ 23 января 2014)
|