Для цитирования: Садовская
Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. №
629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Китайская миграция в Казахстане
|
Над темой номера работала
|
|
Елена
САДОВСКАЯ
|
|
Поступательный рост миграции из Китая
В настоящее время между Китаем и Казахстаном, другими
республиками Центральной Азии наблюдаются все основные типы миграционных
перемещений: постоянные и временные, законные и незаконные, добровольные
и вынужденные, экономическая и социально-культурная миграция (в
частности, образовательная) и другие. Наиболее распространена экономически
мотивированная миграция: трудовая, торговая и бизнес-миграция.
Не все виды миграции распространены одинаково, они имеют
разную историю и динамику. За последние 10-15 лет сформировались
и некоторые общие характеристики миграции: относительно быстрый
рост объемов миграции; диверсификация видов; полиэтнический состав
потоков, увеличение роли диаспор и мигрантских сетей в развитии
миграции и бизнеса; увеличение трудовой и бизнес-миграции в Китай
и др.
Динамика и общие характеристики трудовой миграции из
Китая, соотносятся с этапами развития казахстанско-китайского торгового
и экономического сотрудничества. С конца 1980-х это была преимущественно
торговая миграция, а с конца 1990-х, и особенно с 2004 года, по
мере укрепления сотрудничества, китайская иммиграция в республику
стала быстро увеличиваться, распространился китайский бизнес. Увеличение
миграции сопровождало растущее присутствие КНР в таких секторах
экономики как энергетика, транспорт, банковский и другие сферы услуг,
а ныне – сельское хозяйство и туризм.
Особенностью двусторонних миграций являлась большая
доля мелких торговых мигрантов, челночников и индивидуальных предпринимателей.
Этот феномен характерен для постсоветских стран, некоторых стран
Восточной Европы, Турции и Китая, и возник как форма самодеятельности
населения в ответ на экономический кризис 1990-х годов, когда в
условиях массовой безработицы население стало зарабатывать средства
к существованию за счет покупки за рубежом и перепродажи на родине
товаров повседневного спроса.
Важной характеристикой трансграничных пересечений (как
и в целом китайско-казахстанских торговых и экономических отношений)
является то, что они происходят не между Казахстаном и Китаем в
целом, а преимущественно между Казахстаном и приграничным Синьцзян-Уйгурским
автономным районом, что способствует регионализации торгово-экономических
отношений и миграционного обмена между ними.
Одним из наиболее чувствительных вопросов публичного
дискурса в отношении китайской миграции является число мигрантов
из КНР и опасения по поводу «нашествия китайцев» и «китаизации Казахстана».
В Казахстане пока нет точного и сопоставимого статистического учета
всех категорий китайских граждан, прибывающих и находящихся в стране,
а данные различных ведомств порой имеют значительные расхождения.
Согласно статистике Пограничной службы Казахстана, число пересечений
казахстанско-китайской границы за последние 10 лет увеличилось в
десятки раз. Иную оценку дает статистика Министерства внутренних
дел на основе данных о регистрации мигрантов. Регистрация в органах
МДВ обязательна для всех иностранцев в течение пяти дней (исключение
– граждане стран ЕАЭС), что позволяют определить и количественные
рамки пребывания граждан КНР в Казахстане. И те, и другие оценки
свидетельствуют о росте китайской миграции в Казахстан, но количественно
они очень разнятся (рис. 1).
Рисунок 1. Число иностранных
граждан, въехавших в Казахстан из Китая через пункты
пропуска Пограничной службы Казахстана, и число зарегистрированных
в органах МВД
Разную, хотя, в основном, взаимно не противоречащую
информацию дают два указанных источника и о целях миграции (табл.
1 и 2, рис. 2 и 3)
Таблица 1. Число иностранных
граждан, въехавших в Казахстан из Китая через пункты пропуска Пограничной
службы Казахстана в 2000–2012 годах, по целям прибытия, человек
Год
|
Всего
|
в том числе по целям поездок
|
Служебная
|
Туризм
|
Частная
|
ПМЖ
|
Персонал транспортных средств
|
Транзит
|
2000
|
46006
|
14834
|
229
|
9087
|
586
|
12096
|
9174
|
2001
|
41368
|
11289
|
1143
|
15930
|
252
|
12331
|
523
|
2002
|
49480
|
27668
|
2349
|
8407
|
1174
|
9226
|
656
|
2003
|
51582
|
21052
|
1681
|
18130
|
1633
|
8861
|
225
|
2004
|
79594
|
42057
|
2922
|
19759
|
2788
|
11013
|
1055
|
2005
|
91494
|
37707
|
2923
|
29567
|
5798
|
15166
|
333
|
2006
|
126832
|
36305
|
2903
|
54661
|
9553
|
23107
|
303
|
2007
|
175926
|
38351
|
2826
|
95528
|
4173
|
34807
|
241
|
2008
|
191223
|
39627
|
1368
|
113059
|
978
|
36025
|
166
|
2009
|
169980
|
32608
|
1174
|
100329
|
114
|
35615
|
140
|
2010
|
134923
|
28939
|
4203
|
75371
|
1062
|
25231
|
117
|
2011
|
161132
|
33786
|
3271
|
90037
|
3229
|
29591
|
1218
|
2012
|
190633
|
34181
|
2806
|
117171
|
1871
|
34536
|
68
|
Рисунок 2. Распределение иностранных
граждан, въехавших в Казахстан из Китая через пункты пропуска Пограничной
службы Казахстана в 2000–2012 годах, по целям прибытия
Таблица 2. Число граждан Китая,
зарегистрированных в органах МВД Республики Казахстан в 2000–2012
годах, по целям прибытия, человек
Год
|
Зарегист-
рировано
|
Из них:
|
Администра-
тивные
нарушения
|
Выдворено
|
В служебных целях
|
В целях работы
|
В частных целях
|
Туризм
|
2000
|
13328
|
11233
|
131
|
1305
|
659
|
5221
|
430
|
2001
|
13415
|
9064
|
1224
|
2476
|
651
|
1198
|
203
|
2002
|
20243
|
13945
|
984
|
4344
|
970
|
661
|
159
|
2003
|
16974
|
9772
|
916
|
6016
|
270
|
363
|
151
|
2004
|
28558
|
16179
|
890
|
10860
|
629
|
1429
|
191
|
2005
|
34108
|
12755
|
2604
|
17108
|
1641
|
3881
|
531
|
2006
|
29183
|
7056
|
2513
|
19168
|
446
|
3587
|
866
|
2007
|
45570
|
11249
|
4720
|
29246
|
355
|
4715
|
553
|
2008
|
46307
|
14005
|
5593
|
26235
|
474
|
5998
|
666
|
2009
|
48285
|
12444
|
5027
|
30226
|
588
|
3836*
|
151*
|
2010
|
41092
|
14036
|
6408
|
18666
|
1982
|
8905
|
578
|
2011
|
48306
|
16935
|
6934
|
22524
|
1913
|
5485
|
258
|
2012
|
65284
|
16733
|
5841
|
41111
|
1599
|
3097
|
49
|
* За январь-июнь 2009 года
Рисунок 3. Распределение граждан
Китая, зарегистрированных в органах МВД Республики Казахстан в 2000–2012
годах, по целям прибытия
Важно отметить, что данные Пограничной службы о пересечении
границ и данные МВД о регистрации граждан не являются собственно
статистикой о мигрантах, потому что некоторые категории
граждан (дипломатический и консульский персонал; артисты, журналисты
и др. вообще не относятся к категории иммигрантов). Обслуживающий
персонал транспортных средств (железнодорожного, авиа и т.д.) не
относится к мигрантам, хотя фиксируется в статистике пересечений
государственной границы; прибывшие с частной или служебной целью
могут ограничиться кратким визитом и не тоже должны относиться к
мигрантам.
Тем не менее использование официальной статистики чрезвычайно
важно, чтобы на ее основе делать структурированный анализ и оценку
потоков, в частности, законной и нерегулируемой трудовой, а также
торговой миграции. Как известно, многие торговые и трудовые мигранты
при пересечении границы указывают, что прибыли с «частным» визитом
или «с целью туризма».
Так, в 2007-2012 годах в Казахстан, в среднем, ежегодно
пребывало около 50 тысяч граждан КНР, большинство из них временно.
По данным МВД, в 2013 году в стране пребывало 70,5 тысячи граждан
Китая, а за 9 месяцев 2014 года – 73,8 тысячи человек, большинство
– с «частными целями». Если учитывать основные характеристики миграции
из Китая – ее численность, полиэтнический состав, этническую дифференциацию
каждого вида миграции, преобладание этнических казахов среди пересекающих
границы в обоих направлениях, краткосрочность торговых «визитов»
– то китайская миграция перестает быть объектом беспочвенных страхов
или целенаправленных спекуляций. Она предстает как довольно традиционный
миграционный поток, приносящий с собой определенные проблемы, которые
требуют своего регулирования.
До 2004 года в Казахстан прибывало больше граждан КНР,
чем в обратном направлении. В 2004 году количество выезжающих из
Казахстана в Китай впервые превысило аналогичный показатель для
Китая и в последующие годы в два-три раза превосходило его. Например,
в 2010 и 2011 годы из Китая в Казахстан прибыло, соответственно,
134,9 тыс. и 161,1 тыс. человек (табл. 1), при этом выезд из Казахстана
в КНР, который в 2000 году составлял 43,8 тыс., в 2001 году – 15,8
тыс. человек, в 2010 и 2011 годах вырос, соответственно, до 366
тыс. и 503,7 тыс., превышение выезда над въездом в 2010 году составило
2,7 раза, а в 2011 году – 3,1 раза[5].
Значительное превышение выезда над въездом вызвано двумя
основными причинами. Первая – большое число этнических казахов (оралманов)
из Китая, прибывших в рамках государственной политики репатриации:
по данным МВД РК, на 1 октября 2014 года из КНР прибыло около 92,3
тыс. казахских репатриантов[6].
Казахские репатрианты поддерживают активные контакты с родственниками
в Синьцзяне на западе Китая и составляют наибольшую долю граждан,
которая пересекает границы РК в обоих направлениях. Именно с этой
категорией граждан связано основное отличие китайско-казахстанской
миграции: в составе мигрантов из КНР в другие страны преобладают
этнические китайцы (ханьцы), а в Китай – граждане посылающих государств.
Второй причиной превышения общего числа выезжающих в
Китай является политика открытости КНР, которая поощряет создание
на контрольно-пропускных пунктах (КПП) китайско-казахстанской границы
специально организованных торговых зон с однодневным безвизовым
режимом. На этих КПП казахстанские граждане имеют право пересечь
границу Китая без визы и в течение дня (или нескольких часов) закупить
товары. Эти краткосрочные торговые «рейды» также фиксируются пограничной
статистикой и повышают общее число пересечений.
[5] Подсчитано на основе данных
Пограничной службы КНБ РК. Астана, март 2013.
[6] По данным Управления миграционной
полиции МВД РК, на 1 октября 2014. Астана, 5 ноября 2014 г.
|