|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Сиротство
в России |
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Светлана БИРЮКОВА
|
Мария ВАРЛАМОВА
|
Оксана СИНЯВСКАЯ
|
|
Без попечения родителей…
Первичная профилактика сиротства связана с мерами раннего
вмешательства и сохранения ребенка в семейном окружении без процедур
изъятия детей из кровной семьи.
Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет функцию
выявления детей, оставшихся без попечения родителей, за органами
опеки и попечительства. При этом должностные лица образовательных,
лечебных и других учреждений законодательно обязаны сообщать информацию
о таких детях в органы опеки и попечительства по месту фактического
нахождения детей (статья 122). Согласно законодательству, детьми,
оставшимися без попечения родителей, признаются дети
в ситуациях, когда:
- родители лишены родительских прав;
- родители ограничены в родительских правах;
- родители признаны недееспособными;
- родители больны настолько, что не могут осуществлять родительское
попечение;
- родители длительно отсутствуют (более 6 месяцев);
- родители уклоняются от воспитания детей;
- родители уклоняются от защиты прав и интересов детей:
- родители отказываются взять своих детей из какого-либо
учреждения (отказники);
- родители не забирают своих детей из учреждений, формально
не отказываясь от них;
- одинокая мать оставила ребенка на полное государственное
попечение, не поддерживает контактов (не принимает участия
в его воспитании) с ребёнком;
- родители действием или бездействием создают угрозу жизни
и здоровью ребёнка;
- родители препятствуют нормальному воспитанию или развитию детей;
- родительское попечение отсутствует по любым иным причинам:
- в том числе вследствие заключения родителей под стражу
или назначения приговором суда наказания, связанного с лишением
или ограничением свободы.
Таким образом, перечень оснований для признания ребенка
оставшимся без попечения родителей намного шире, чем только ограничение
или лишение родительских прав. Органы опеки и попечительства обязаны
организовать постоянное устройство ребенка, оставшегося без попечения
родителей, в течение месяца с момента обнаружения факта оставления,
а при отсутствии такой возможности направить данные о ребенке в
региональный банк данных о детях. Орган исполнительной власти субъекта
РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует
его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного
субъекта, а при отсутствии такой возможности направляет указанные
сведения в федеральный банк данных о детях. С 1 января 2015 года
сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, будут передаваться
в региональный и федеральный банки данных одновременно – в течение
трех дней имеющаяся информация для первичного учета и в течение
месяца – полная документированная информация о ребенке.
Инициировать заявление о лишении родительских
прав может один из родителей, опекун, попечитель,
приемные родители, органы опеки и попечительства, учреждения для
детей-сирот, дома ребенка и другие учреждения, на которые возложены
обязанности по охране прав несовершеннолетних, в случаях, если родители
(статья 69 СК):
- уклоняются от выполнения своих обязанностей, в том числе при
злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из
родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения,
воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения
или из аналогичных организаций;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое
или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья
своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
При этом, согласно постановлению Верховного Суда о применении
судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием
детей:
- уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию
детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном
и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному
труду;
- под злоупотреблением родительскими правами следует понимать
использование этих прав в ущерб интересам детей, например путем
создания препятствий в обучении, склонения к попрошайничеству,
воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков
и т.п.;
- жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении
родителями физического или психического насилия над ними либо
в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении
недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном,
унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении
или эксплуатации детей);
- хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией
должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением.
Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено
независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным.
Факт лишения родительских прав, как и их ограничения,
не отменяет обязанностей родителей по содержанию ребенка — решение
суда должно содержать информацию об алиментах (родители сохраняют
обязанности по содержанию детей) и о том, кому передается ребенок
на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или
опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном порядке.
При этом ребенок сохраняет право общаться с родителями и другими
родственниками, если это не противоречит его интересам. Усыновление
ребенка, чьи родители лишены родительских прав, возможно только
спустя 6 месяцев после вынесения решения суда.
Ограничение родительских прав
инициируется близкими родственниками ребенка, органами по охране
прав несовершеннолетних детей, дошкольными, общеобразовательными
и другими учреждениями в случаях, когда оставление ребенка с родителями
(одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей
(одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное
хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если
оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения
является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания
для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители
(один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства
по истечении 6 месяцев (или ранее, если того требуют интересы ребенка)
после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан
предъявить иск о лишении родительских прав.
По законодательству и ограничение, и лишение родительских
прав производятся только по решению суда, т.е. необходимо присутствие
судебного пристава для изъятия ребенка из семьи[6].
Кроме того, родители вправе требовать возврата ребенка от любого
лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на
основании судебного решения. В случае возникновения спора родители
вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Суд в дальнейшем может принять решение о восстановлении
родительских прав (для этого необходима отмена усыновления и прекращение
опеки, если они были) и о снятии ограничений, если причины, повлекшие
ограничение/лишение родительских прав, были устранены. Дело о восстановлении
родительских прав инициируется по заявлению родителей. Одновременно
судом может быть рассмотрено требование о возврате ребенка.
Если орган опеки и попечительства видит угрозу жизни
и здоровью ребенка, то он вправе немедленно отобрать ребенка у родителей
(одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Для этого необходимо подписать соответствующий акт[7],
незамедлительно уведомить прокуратуру, обеспечить временное устройство
ребенка (в т.ч. под временную опеку) и в течение 7 дней обратиться
в суд с иском о лишении родителей родительских прав или
об ограничении их родительских прав.
При этом в реальной практике дети зачастую попадают
в социальные институты (как правило, в больницы) через сотрудников
органов внутренних дел, которые оформляют их как беспризорных детей
и уже потом сообщают в органы опеки (это не требует подписания акта
и вызова органов опеки на место и дает возможность не начинать дело
о лишении или ограничении прав, возбуждение которого обязательно
при соблюдении процедуры отъема). Об этом, в частности, много пишут
на интернет-форумах — например, встречаются такие комментарии: «Мы
детей не изымаем, а только помещаем в больницу (альтернативы нет)
по причине безнадзорности, обязательно оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, опасной для жизни и здоровья. При этом кучу бумаг пишем.
Однако завтра этого ребенка больница вернет родителю, если он придет,
и все заново… Изъятие по 77 [статье Семейного кодекса РФ – Ред.]
— редкость, не потому что нет фактов, а потому что нет опеки, поднять
вечером после 17 часов затруднительно. Мы много лет пытаемся что-то
изменить, не получается, к сожалению, просвета пока нет»[8].
Несмотря на определенное предпочтение, которое отдают
российские суды лишению родительских прав, с 2007 года наметилась
тенденция к сокращению количества родителей, лишенных родительских
прав (с 76,3 до 52,2 тыс. к 2012 году), и увеличению числа случаев
ограничения в родительских правах (с 5,8 до 8,8 тыс. к 2012 году,
см. далее рис. 5), что может свидетельствовать о положительной динамике
в восприятии судом и органами опеки важности вопросов первичной
профилактики.
При этом целостной системы первичной профилактики сиротства,
направленной на раннее выявление фактов семейного неблагополучия,
в России пока не создано. Одним из главных результатов мер первичной
профилактики должно стать распространение механизма ограничения
в родительских правах. В российской же системе профилактики,
как было отмечено выше, пока наблюдается неустойчивое балансирование
между репрессивными мерами и методами социальной работы. С одной
стороны, в основе деятельности ряда институтов по-прежнему лежат
карательные меры работы с родителями и детьми — угроза лишения родительских
прав, сообщение на работу, административные штрафы и т.д. С другой
стороны, реформа социальной системы создала новые институты (приюты
временного пребывания, кризисные центры и т.д.), чья основная функция
— социальная помощь и поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации. Реализуемые меры социальной политики не образуют единой
системы, не всегда успешны и зачастую являются недостаточными, о
чем свидетельствует по-прежнему высокий уровень вторичного социального
сиротства
[6] Из Семейного кодекса РФ:
«Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей,
производится судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским
процессуальным законодательством. Если родитель (другое лицо, на
попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного
решения, к нему применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным
законодательством. Принудительное исполнение решений, связанных
с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно
производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства
и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых
случаях с участием представителя органов внутренних дел», а в соответствии
с изменениями от 05.05.2014 – также «детского психолога,
врача, педагога, переводчика и иных специалистов».
[7] «Немедленное отобрание
ребенка производится органом опеки и попечительства на основании
соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации либо акта главы муниципального образования
в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного
самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в
соответствии с федеральными законами.» Семейный кодекс, статья 77
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 02.07.2013
№ 167-ФЗ)
[8] Другие примеры можно найти
здесь
http://www.semya-rastet.ru/razd/izjatie_detejj__vzgljad_so_storony_mvd/.
|