|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Сиротство
в России |
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Светлана БИРЮКОВА
|
Мария ВАРЛАМОВА
|
Оксана СИНЯВСКАЯ
|
|
Заключение
В целом современная российская система нормативно-правовых
документов, законодательно обеспечивающих работу с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также деятельность
по преодолению сиротства, ориентирована на развитие мер его первичной
и вторичной профилактики. Это включает в себя, соответственно, предотвращение
случаев социального и биологического сиротства и устройство детей,
оставшихся без попечения родителей, на семейное воспитание.
Тем не менее, фактическое изменение ситуации в сфере
сиротства происходит крайне медленно. Так, анализ данных официальной
статистики позволяет сделать вывод о том, что первичные риски социального
сиротства среди российских детей в настоящий момент находятся практически
на том же уровне, что и десять лет назад. Эффективная модель снижения
первичных рисков социального сиротства в России до сих пор не выработана.
По мнению ряда экспертов, чтобы снизить первичные риски
сиротства, в систему профилактических мер следует также включать
меры предварительной работы с семьями, направленные на предотвращение
попадания семей с детьми и детей в группы риска. Они включают в
себя пропаганду семейных ценностей, ответственного родительства
и здорового образа жизни. Однако такой широкий подход к проблемам
социального сиротства в настоящее время не применяется.
В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной
профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными
мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских
прав. Отличительной чертой российского сиротства является его «социальное
лицо». Доля биологических сирот в общей численности детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется на уровне
ниже 20%. Отчасти это связано с тем, что основным методом работы
с семьями, оказавшимися в кризисной ситуации, по-прежнему является
лишение родителей прав. Несмотря на то, что с середины 2000-х годов
распространенность ограничений в родительских правах постепенно
растет, на долю лишений по-прежнему приходится более 85% случаев.
Провозглашаемая на протяжении последних лет приоритетность
семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, привела к сокращению доли детей в институциональных учреждениях
с 27% в 2000 году до 15,7% к 2012 году. Среди семейных форм временного
устройства на протяжении длительного периода самой распространенной
являются опека в возрасте до 14 лет и попечительство в возрасте
от 14 до 18 лет, на долю которых, начиная с 2001 года, приходится
более половины всех случаев устройства детей, оставшихся без попечения
родителей. Постепенно растет устройство детей в приемные семьи,
в которых к 2012 году находилось уже 15,5% детей, оставшихся без
попечения родителей.
Намечается тенденция к снижению вторичных рисков социального
сиротства. Это означает, что реализуемые в данном направлении меры,
состоящие в подготовке приемных родителей и семей и их сопровождении
после устройства ребенка на воспитание, требуют дальнейшей поддержки
и развития. В этом смысле последние законодательные изменения, направленные
на повышение квалификации сотрудников органов опеки, профессионализацию
деятельности приемных родителей и усиление сопровождения семей,
следует рассматривать как позитивные.
Приоритетами политики в сфере преодоления сиротства
на следующем этапе ее развития должны стать: (1) преодоление дефицита
эффективных практик раннего выявления и дружественного вмешательства
в трудные жизненные ситуации, провоцирующие сиротство; (2) ориентация
на сохранение ребенка в кровной семье в максимально возможном числе
случаев; (3) организация работы с расширенной кровной семьей с целью
сохранения привычного социального окружения в случае изъятия ребенка
у родителей и обеспечение возможностей в перспективе вернуть ребенка
в кровную семью; (4) развитие института профессиональной приемной
семьи как места временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с целью полного ухода от помещения детей
в институциональные учреждения даже на временных основаниях; (5)
решение проблемы кадрового обеспечения системы и отсутствия сформулированных
требований к специалистам в сфере профилактики; и, наконец, (6)
формирование принципиально новой модели детских учреждений — «открытый
детский дом» — для тех детей, семейное устройство которых затруднено
либо менее предпочтительно (например, в случаях тяжелой инвалидности,
требующей постоянного сопровождения медицинским персоналом).
|