| Для цитирования: Щербакова 
              Е.М. ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013 /Демоскоп Weekly. 
              2014. № 603-604. URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0603/barometer603.pdf
 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                | 
  
 
 |   
                |  |  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова |  Почти 60% погибших в результате ДТП - люди в возрасте 
              15-44 года Почти 60% (59%) погибших в результате ДТП составляют 
              люди в возрасте 15–44 года. Более 3/4 погибших (77%) мужчины. Распределение умерших в результате ДТП по возрасту различается 
              по группам стран, но в целом все же схожи (рис. 13). Определенное 
              исключение составляют страны с высоким уровнем дохода, в которых 
              доля людей в возрасте старше 70 лет среди погибших от ДТП существенно 
              выше, чем в странах с низким и средним доходом (17% против, соответственно, 
              6% и 2%). Это различие связано с более высокой продолжительностью 
              жизни в данной группе стран в сочетании с повышенным риском, обусловленным 
              ограниченной подвижностью и хрупкостью здоровья пожилых людей в 
              условиях высокой автомобилизации. 
 Рисунок 13. Распределение умерших в результате 
              ДТП по возрасту и группам стран мира с разным уровнем ВНД на душу 
              населения, 2010 год, %  
              Источник: World Health Organization (2013). Global status 
                report on road safety 2013: supporting a decade of action. P. 
                7. Особенности распределения погибших в результате транспортных 
              несчастных случаев по полу и возрасту, а также динамику смертности 
              от них с устранением влияния изменений возрастного состава можно 
              проиллюстрировать на данных стран Европейского союза[11], 
              отличающихся налаженной системой учета движения населения, в том 
              числе смертей по причинам смерти. Данные о смертности в разбивке 
              по причинам смерти[12], полу, 
              возрасту, а также регионам стран-членов ЕС[13] 
              представлены в базе данных Статистической службы Европейского союза 
              (Евростата) начиная с 1994 года (по ЕС-28 начиная с 1999 года), 
              хотя отдельные показатели представлены и за более ранние периоды. 
             По имеющимся данным статистики транспортных происшествий, 
              число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП)[14] 
              в ЕС-27 сократилось за 1990-2000 годы в 2,2 раза - с 75,4 тысячи 
              в 1991 году до 34,5 тысячи в 2009 году. За 1991-1999 годы оно снизилось 
              на 23,5% (до 57,7 тысячи в 1999 году), а за 1999-2009 годы – еще 
              на 40,2%. Снижение числа погибших в результате ДТП происходило на 
              фоне роста населения, так что снижение смертности от ДТП было более 
              значительным: на 25,0% за 1991-1999 годы (с 16 до 12 умерших на 
              100 тысяч человек постоянного населения) и на 42,5% за 1999-2009 
              годы (до 6,9 в 2009 году). Смертность от ДТП по ЕС-28 снизилась с 6 на 100 тысяч 
              человек в 2006-2007 годах до 6 в 2010-2011 годах[15]. 
              Наибольшее снижение смертности от ДТП наблюдалось в странах Балтии, 
              Венгрии, Испании и Португалии. В 2011 году смертность от ДТП составляла 
              в ЕС-28 от 3 умерших на 100 тысяч человек в Великобритании, Нидерландах 
              и Швеции до 11 в Польше, 10 в Греции и Литве, 9 на 100 тысяч человек 
              в Болгарии, Латвии, Румынии и Хорватии.  Снижение смертности в результате ДТП происходило на 
              фоне роста объема пассажирских и грузовых автомобильных перевозок 
              (по крайней мере, до финансово-экономического кризиса 2008 года). 
              Оно было обусловлено рядом причин: улучшениями в проектировании 
              и строительстве дорог, ужесточением законодательства в отношении 
              употребления алкоголя и управления транспортным средством, усилением 
              требований к безопасности транспортных средств, введением ряда ограничений 
              на скорость передвижения, время работы водителей грузовиков и автобусов, 
              ужесточением требований, не допускающих перегрузки грузового транспорта. Несмотря на все это, смертность в результате ДТП остается 
              высокой – 9 из каждых 10 погибших в результате всех видов транспортных 
              несчастных случаев (с участием железнодорожного, водного и авиатранспорта) 
              умирают на автомобильных дорогах. Почти половина этих смертей обусловлена 
              употреблением алкоголя, нарушением скоростного режима, отказом от 
              применения ремней безопасности.  В относительном выражении смертность от всех видов транспортных 
              несчастных случаев (коды V01-V99, Y85 по ICD) играет сравнительно 
              небольшую роль в общей смертности в ЕС. Доля умерших от всех видов 
              транспортных несчастных случаев в ЕС-28 снизилась с 1,2% от общего 
              числа умерших в 1999 году до 0,7% в 2010 году, а в ЕС-15 – с 1,3% 
              в 1994 году до 0,6% в 2010 году (рис. 14). Доля мужчин, умерших от всех видов транспортных несчастных 
              случаев, в общем числе умерших мужчин выше, но она также снизилась 
              (с 1,9% в 1999-2001 годах до 1,1% в 2010 году в ЕС-28, а в ЕС-15 
              – с 2,0% в 1994 году до 1,0% в 2010 году). Доля умерших в результате 
              транспортных несчастных случаев среди умерших женщин снизилась в 
              ЕС-28 с 0,6% в 1999-2002 годах до 0,3% в 2010 году, а в ЕС-15 – 
              с 0,7% умерших в 1994-1996 годах также до 0,3% в 2009-2010 годах. 
 Рисунок 14. Доля умерших от транспортных несчастных 
              случаев в ЕС-28 и ЕС-15 по полу, 1994-2010 годы, % от общего числа 
              умерших  
              Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute 
                number - annual data [hlth_cd_anr].  Смертность от транспортных несчастных случаев играет 
              существенную роль в смертности людей молодых и средних возрастов, 
              особенно мужчин.  Более 80% смертей в ЕС-28 происходят в возрасте 65 лет 
              и старше (80,7% в 2010 году), смерть человека, не дожившего до 65 
              лет, считается преждевременной. Среди погибших в результате транспортных 
              несчастных случаев доля умерших в возрасте до 65 лет превышает три 
              четверти (76,3%). Среди умерших в результате транспортных несчастных 
              случаев особенно велика доля людей в возрасте 20-24 года – 10,7% 
              (рис. 15). Если говорить о молодежи в возрасте 15-29 лет, ее доля 
              среди всех умерших в 2010 году составила 0,9%, а среди умерших от 
              транспортных несчастных случаев – 26,4%.  
 Рисунок 15. Распределение умерших от транспортных 
              несчастных случаев и от всех причин смерти по возрасту, ЕС-28, 2010 
              год, %  
              Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute 
                number - annual data [hlth_cd_anr].  Возрастно-половая пирамида умерших от всех видов транспортных 
              несчастных случаев наглядно показывает преобладание юношей среди 
              погибших: 21,4% погибших от транспортных несчастных случаев в 2010 
              году составили мужчины в возрасте 15-29 лет, 5,0% - женщины того 
              же возраста. Среди всех умерших доля этих половозрастных групп составила, 
              соответственно, 0,6% и 0,2% (рис. 16). 
 Рисунок 16. Распределение умерших (от всех причин 
              и от всех видов транспортных несчастных случаев) по полу и возрасту, 
              ЕС-28, 2010 год, % 
              Источник: Eurostat database. Causes of death - absolute 
                number - annual data [hlth_cd_anr].  
 [11] С 1 июля 2013 года, 
              после вступления в Европейский союз Хорватии, в его состав входят 
              28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, 
              Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, 
              Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, 
              Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. До 1 мая 2004 года Европейский союз составляли 15 стран (ЕС-15): 
              Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, 
              Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, 
              Франция и Швеция. С 1 мая 2004 года в союз вошли еще 10 стран: Венгрия, 
              Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и 
              Эстония, а с 1 января 2007 года еще две - Болгария и Румыния. Евростат 
              пересчитывает основные оценки населения ЕС нового состава и в ретроспективе. 
              Данные по Франции с 1998 года включают численность населения Франции-метрополии 
              (63,7 миллиона человек на начало 2013 года) и ее заморских территорий 
              (Гваделупы, Мартиники, Французской Гвианы и Реюньона – 1,9 миллиона 
              человек). Данные по Кипру относятся только к территории, контролируемой 
              правительством.
 [12] По краткой номенклатуре, 
              включающей 65 причин на основе Международной статистической классификации 
              болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), разработанной 
              ВОЗ (The International Statistical Classification of Diseases and 
              Related Health Problems (ICD)). Почти все страны ЕС применяют в 
              настоящее время ICD-10, хотя и не все используют ее обновления.
 [13] Уровень 2 номенклатуры 
              территориальных единиц NUTS.
 [14] На месте ДТП или в течение 
              30 дней после ДТП, в результате которого были получены травмы, приведшие 
              к смерти. При этом в качестве транспортного происшествия рассматриваются 
              нежелательное и непреднамеренное внезапное событие или цепь таких 
              событий, которые имеют пагубные последствия. Самоубийства, убийства 
              и террористические акты исключаются как преднамеренные действия 
              компетентными органами. - Illustrated Glossary for Transport 
              Statistics. 4th edition / International Transport Forum, Eurostat, 
              United Nations Economic Commission for Europe, 2009.
 [15] Energy, transport and 
              environment indicators. Eurostat, 2013. P. 134-135.
  
              
             |