|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Доля стран, стремящихся снизить эмиграцию, возросла
в 2013 году до 25%, а увеличить - до 10%
Эмиграция порождает как возможности, так и проблемы
для стран, «отдающих» мигрантов. Эмиграция высококвалифицированной
рабочей силы из развивающихся стран («утечка умов») может препятствовать
их развитию. Тем не менее, некоторые развивающиеся страны рассматривают
эмиграцию как стратегию стимулирования развития, причем не только
за счет денежных переводов мигрантов или снижения давления на рынок
труда, но и за счет инвестиций диаспоры в экономику родных стран,
а также за счет передачи знаний и навыков в случае возвратной миграции.
Многие страны, воспринимая сложившийся уровень эмиграции
как слишком высокий, стараются удержать потенциальных эмигрантов,
усиливая и развивая системы образования и профессионального обучения,
а также стимулируя расширение возможностей трудоустройства на родине.
Некоторые страны реализуют также специальные меры для удержания
потенциальных эмигрантов с определенной квалификацией (например,
работников здравоохранения, которых, как правило, не хватает в развивающихся
странах и на которых высок спрос в развитых странах).
Доля национальных правительств, стремящихся снизить
эмиграцию, понемногу возрастает - в 2013 году она возросла до 25%
против 22% в 1986 и 13% в 1976 году (рис. 20). Доля стран, желающих
увеличить ее, также росла в последние десятилетия, увеличившись
с 3% в 1996 году до 10% в 2013 году. Однако большая часть стран
предпочитает не вмешиваться или поддерживать эмиграцию из страны
на сложившемся уровне.
Рисунок 20. Распределение стран мира по политике
в отношении эмиграции, 1976, 1986, 1996, 2005 и 2013 годы, %
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2013). World Population Policies
2013. P. 132.
Особенно распространена политика невмешательства или
стремление поддерживать эмиграцию на сложившемся уровне в более
развитых странах мира – 84% развитых стран против 58% развивающихся
стран в целом и 67% наименее развитых стран (рис. 21). Если в развитых
странах эта доля менялась незначительно, то среди развивающихся
стран существенно сократилась по сравнению с 1996 годом, особенно
в группе стран с более высоким уровнем развития (без наименее развитых
стран). Одновременно с этим возросла доля развивающихся стран, стремящихся
увеличить или снизить эмиграцию.
Рисунок 21. Распределение основных групп стран
по политике в отношении эмиграции, 1976, 1986, 1996, 2005 и 2013
годы, %
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2013). World Population Policies
2013. P. 132.
В 2013 году 12 из 20 стран, которые хотели увеличить
объем эмиграции из страны, находились в Азии (Бангладеш, Вьетнам,
Индонезия, Иордания, Йемен, Камбоджа, Непал, Пакистан, Таджикистан,
Таиланд, Тимор-Лесте, Узбекистан), 5 в Океании (Кирибати, Науру,
Папуа-Новая Гвинея, Тонга, Тувалу) и 3 в Африке (Малави, Марокко,
Тунис).
Вместе с тем в 10 странах Азии, 15 странах Африки и
5 странах Океании хотели бы снизить уровень эмиграции.
В Европе эмиграцию хотели бы снизить в 8 государствах
(в Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Молдавии,
Сербии, Хорватии и на Украине), в Латинской Америке – в 12 странах.
Рисунок 22. Распределение стран крупных географических
регионов мира по политике в отношении эмиграции, 1976, 1986, 1996,
2005 и 2013 годы, %
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2013). World Population Policies
2013. P. 133.
Для международных мигрантов немалое значение имеет возможность
сохранения исходного гражданства после приобретения гражданства
страны проживания. Когда двойное гражданство запрещается в странах
происхождения, эмигранты из них вынуждены выбирать, стоит ли менять
гражданство.
В 2013 году двойное гражданство допускали более половины
стран – 55% (рис. 23). Еще 19% стран разрешали эмигрантам сохранять
свое гражданство после приобретения нового в стране проживания,
но при условии соглашения о двойном гражданстве между конкретными
странами, или при определенном ограничении прав, связанных с гражданством.
В остальных странах (26%) двойное гражданство не допускается.
Запрет двойного гражданства больше распространен в наименее
развитых странах мира (33%), ограничения в применении двойного гражданства
– в развитых странах (31%).
Среди географических регионов наибольшее распространение
запрет двойного гражданства имеет в Азии (48% стран, представивших
соответствующие данные), в меньшей степени в Океании (31%) и Африке
(26%).
Рисунок 23. Распределение стран мира по политике
в отношении двойного гражданства, 2013 год, %
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2013). World Population Policies
2013. P. 135.
Все большее внимание в последние годы привлекает участие
диаспоры в развитии стран исхода путем мобилизации ресурсов и передачи
знаний и средств. Многие национальные правительства создают специальные
организации, чтобы заинтересовать эмигрантов и членов их семей,
информируя их о возможностях занятости на родине, путях социальной
и культурной реинтеграции, вопросах гражданства, перевода денежных
средств и инвестиций и поддерживая при возвращении на родину. Правительства
некоторых стран, в основном из числа развивающихся, приняли меры,
включая предоставление финансовых стимулов, в целях оказания содействия
своим гражданам, проживающим за границей, в осуществлении инвестиций
в национальную экономику. Наибольшее распространение получили упрощенные
бюрократические процедуры инвестирования и освобождение от налогов
за счет налоговых изъятий или льгот.
В 2013 году было собраны сведения о шести типах мер
по привлечению инвестиций диаспоры (рис. 24). Из 128 стран, представивших
сведения, только 50 стран применяли хотя бы одну из них. Упрощение
бюрократических процедур при инвестировании средств оказалось наиболее
распространенной мерой (использовали 23% стран). Меньше распространены
освобождение от налогов или налоговые льготы (15%) и преференции
в обеспечении кредитами (14%).
Меры по привлечению средств диаспоры имеют большее значение
и распространение в развивающихся странах, особенно в группе с более
высоким уровнем развития (без наименее развитых стран). Если в группе
развитых стран 73% не использовали ни одну из шести выделенных мер
по привлечению средств диаспоры, то в группе развивающихся стран
без наименее развитых – 54%. Причем в последней группе также наиболее
популярны упрощение бюрократических процедур (31%), освобождение
от налогов (22%) и преференции в обеспечении кредитами (18%).
Меры по привлечению средств диаспоры наиболее распространены
в странах Латинской Америке, где 67% стран используют хотя бы одну
из шести мер против 36% стран Африки и менее трети в остальных географических
регионах.
Рисунок 24. Доля стран, проводящих политику
по привлечению инвестиций диаспоры, 2013 год, % стран, представивших
сведения
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2013). World Population Policies
2013. P. 136.
Источники:
United Nations, Department of Economic and Social Affairs,
Population Division.
International Migration Report 2013 – http://www.un.org/en/development/desa/population/
publications/migration/migration-report-2013.shtml ;
International migrant stock by destination and origin
- http://esa.un.org/unmigration/TIMSO2013/migrantstocks2013.htm?msdo
;
World Population Policies 2013 - http://www.un.org/en/development/desa/population/
publications/policy/world-population-policies-2013.shtml ;
International Migration Policies: Government Views and
Priorities - http://www.un.org/en/development/desa/population/
publications/policy/international-migration-policies-report-2013.shtml
;
World Population Policies Database -
http://esa.un.org/PopPolicy/about_database.aspx.
|