Rambler's Top100

№ 597 - 598
5 - 18 мая 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Международная миграция и миграционная политика

Число международных мигрантов в развивающихся странах в 2000-2013 годы росло быстрее, чем в развитых странах

Миграционный прирост стал основным фактором изменения численности населения Европы, в 2030-е годы станет основным и для населения Северной Америки

Доля стран, желающих снизить иммиграцию, сократилась с 40% в 1996 году до 15% в 2013 году, а доля желающих увеличить ее возросла с 4% до 11%

Политика интеграции иммигрантов проводится в большинстве развитых стран

Доля стран, стремящихся снизить эмиграцию, возросла в 2013 году до 25%, а увеличить - до 10%

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Международная миграция и миграционная политика /Демоскоп Weekly. 2014. № 597-598. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0597/barometer597.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Доля стран, желающих снизить иммиграцию, сократилась с 40% в 1996 году до 15% в 2013 году, а доля желающих увеличить ее возросла с 4% до 11%

Усиление роли международной миграции в демографическом и социально-экономическом развитии приводит к изменению отношения к ее различным аспектам со стороны общества. Помимо постоянного мониторинга численности международных мигрантов, их распределения по странам происхождения и проживания, по полу и возрасту, Отдел населения ООН ведет постоянный мониторинг правительственных оценок проблем международной миграции и политики, проводимой с целью их решения. Основой для него являются официальные правительственные ответы на запросы ООН по проблемам населения и развития. Начиная с 1963 года, было проведено 10 раундов таких опросов, в начале 2014 года стартовал одиннадцатый. Результаты опросов публикуются в специальных докладах (World Population Policies), содержащих обзоры правительственных оценок проблем населения и политики и анализ происходящих изменений. Сейчас они выпускаются два раза в год.

Опросы всех раундов включали те или иные вопросы о внутренней и международной миграции. Во всех десяти раундах задавались вопросы о политике в отношении иммиграции и эмиграции. Более частные вопросы задавались не во всех раундах. Наибольшее число вопросов о международной миграции – 16 - содержал опросник 2011 года[9], часть из них была повторена в 2013 году.

Основой для представленных в 2013 году данных о политике в области международной миграции послужила База данных о политике в области населения, собранных с 1976 по 2013 годы для всех 193 стран-членов ООН, двух стран-наблюдателей (Ватикан и Палестина) и двух стран (территорий), не являющихся членами ООН (острова Кука и Ниуэ). Данные представлены в динамике - по состоянию на середину 1970-х, 1980-х и 1990-х годов, что совпадает по времени с международными конференциями, проведенными в Бухаресте, Мехико и Каире, а также в 2005 и 2013 годах.

Данные о политике в области международной миграции, как и по другим направлениям, сгруппированы по трем компонентам:

  • точка зрения правительства на сложившийся в стране уровень миграции (вызывает ли современный уровень и тенденции озабоченность правительства; считает ли правительство современный уровень показателей слишком высоким, удовлетворительным или слишком низким);
  • желательность изменений (снизить, повысить или поддерживать на сложившемся уровне);
  • проведение мероприятий с целью таких изменений (или проведение политики невмешательства).

Сравнение точек зрения национальных правительств на политику в отношении учтенной иммиграции в страну показывает, что большая часть стран мира не стремится как-то изменить сложившийся объем иммиграции (рис. 12). Минимальной она была в середине 1990-х годов (55%), когда заметно ускорился прирост числа международных мигрантов и доля стран, стремящихся ограничить иммиграцию, резко возросла. В последующие два десятилетия доля стран, не стремящихся как-то изменять объем иммиграции, вновь увеличилась - примерно до трех четвертей. В то же время доля стран, желающих снизить иммиграцию, сократилась с 40% в 1996 году до 15% в 2013 году, а доля желающих увеличить ее возросла с 4% до 11%.

Рисунок 12. Распределение стран мира по политике в отношении иммиграции, 1976, 1986, 1996, 2005 и 2013 годы, % стран (N – число стран, представивших соответствующие данные)

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Policies 2013. P. 124.

Стремление снизить иммиграцию в середине 1990-х годов было в большей степени распространено среди развитых стран (60%), а среди развивающихся – в группе стран с более высоким уровнем развития (38% против 27% в группе наименее развитых стран мира). Доля развитых стран, стремящихся увеличить иммиграцию, составляла в 1996 году лишь 2%, а в 2013 году возросла до 24% (рис. 13). В группе развивающихся стран (без наименее развитых) доля таких стран также увеличилась, но незначительно, а в группе наименее развитых стран осталась на уровне 2%.

Доля стран, стремящихся снизить объемы иммиграции, уменьшилась во всех трех группах, но особенно значительно среди более развитых стран.

Рисунок 13. Распределение основных групп стран по политике в отношении иммиграции, 1976, 1986, 1996, 2005 и 2013 годы, % стран*

* здесь и далее под «менее развитыми странами» понимаются развивающиеся страны за исключением 49 наименее развитых стран

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Policies 2013. P. 124.

Политика невмешательства по отношению к иммиграции больше всего распространена среди стран Латинской Америки, Африки и Океании (рис. 14). Данные по Северной Америке на данном графике и далее не очень сопоставимы с другими регионами, поскольку относятся только к двум странам – США и Канаде, но необходимы для полноты картины, тем более что именно эти страны являются важнейшими с точки зрения притяжения международных мигрантов.

Стремление как-то изменить объем иммиграции более выражено среди правительств азиатских и европейских государств.

В Азии снизить иммиграцию хотят 12 государств (Бахрейн, Иордания, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Туркмения), а увеличить – 7 (Азербайджан, Армения, Израиль, Казахстан, Таиланд, Южная Корея).

Все 12 развитых стран, отметивших стремление увеличить объем иммиграции в 2013 году, расположены в Европе: 7 стран в Восточной Европе (Белоруссия, Болгария, Польша, Румыния, Россия, Словакия и Украина), 3 страны в Северной и Западной Европе (Австрия, Финляндия, Швеция), 2 страны в Южной Европе (Сан-Марино и Словения). В то же время и все 6 развитых стран, стремящихся снизить объем иммиграции, также расположены в Европе (Великобритания, Дания, Ирландия, Нидерланды, Франция и Хорватия).

Рисунок 14. Распределение стран крупных географических регионов мира по политике в отношении иммиграции, 1976, 1986, 1996, 2005 и 2013 годы, % стран

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Policies 2013. P. 125.

Страны назначения могут получать существенные выгоды от притока квалифицированной рабочей силы. Квалифицированные мигранты играют важную роль в создании коммерческих предприятий и внедрении инноваций, особенно в областях, связанных с научно-техническим прогрессом. Политика по привлечению иностранной рабочей силы становится в большей степени селективной, направленной на компенсацию недостатка в предложении рабочей силы определенного качества на национальном рынке труда. Поэтому во всех группах стран мира растет доля стран, поощряющих иммиграцию квалифицированных кадров (рис. 15).

В 2013 году политика поощрения иммиграции квалифицированных работников проводилась в 68 из 172 стран, представивших соответствующие данные. 8 стран стремились снизить иммиграцию, в том числе 2 страны из группы развитых (Великобритания и Сербия) и 6 из группы развивающихся стран (Бахрейн, Ботсвана, Гамбия, Иордания, Сингапур, Филиппины). Остальные 96 стран стремились поддерживать иммиграцию высококвалифицированной рабочей силы на сложившемся уровне или не вмешиваться.

Рисунок 15. Распределение основных групп стран мира по политике в отношении иммиграции высококвалифицированной рабочей силы, 2005 и 2013 годы, % стран

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Policies 2013. P. 127.

Европейские страны наиболее активны в политике привлечения высококвалифицированных мигрантов (рис. 16). Стремление увеличить иммиграцию квалифицированной рабочей силы достаточно характерно также для стран Океании. Среди азиатских и латиноамериканских государств больше приверженцев политики поддержания сложившегося уровня иммиграции квалифицированной рабочей силы, как в США и Канаде, а среди африканских государств – сторонников политики невмешательства.

Рисунок 16. Распределение стран крупных географических регионов по политике в отношении иммиграции высококвалифицированной рабочей силы, 2005 и 2013 годы, % стран

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Policies 2013. P. 127.


[9] Определение переменных базы данных ООН о миграционной политике (вопросы и ответы к ним) можно найти по адресу http://esa.un.org/PopPolicy/about_policy_section.aspx, а также в докладе: International Migration Policies: Government Views and Priorities. New York, United Nations, 2013. P. 13-15.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.