|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Политика интеграции иммигрантов проводится
в большинстве развитых стран
По мере возрастания числа международных мигрантов все
более насущной становится задача их успешной интеграции в принимающее
сообщество. Во многих странах расизм и ксенофобия, усилившиеся под
влиянием глобального экономического кризиса, привели к усилению
напряженности в отношениях между коренным населением и общинами
иммигрантов.
В целях содействия интеграции мигрантов многие страны
реализуют специальные программы в целях поощрения социально-экономической
интеграции иммигрантов (посредством программ обучения языку, знакомства
с жизнью и культурой принимающего сообщества), недопущения дискриминации
и содействия получению гражданства. Меры по интеграции иммигрантов
могут относиться к двум разным направлениям: мультикультурализму
или ассимиляции. Если мультикультурализм побуждает мигрантов сохранять
собственную культурную идентичность, то ассимиляция предполагает
ассимиляцию социо-культурных меньшинств принимающим сообществом.
Например, в Латвии и Литве в образовательных программах средней
школы предусмотрена возможность обучения на родном языке (польском,
белорусском или русском). А в Нидерландах, с другой стороны, наметился
явный сдвиг от мультикультурализма в сторону ассимиляции – изучение
голландского языка стало обязательным для иммигрантов-школьников
и для всех иммигрантов-слушателей муниципальных курсов интеграции.
В 2013 году 92 из 145 стран, представивших соответствующие
данные, проводили политику по интеграции иностранцев. Доля таких
стран увеличилась до 63% против 44% в 1996 году (рис. 17). Среди
развитых стран она возросла до 94%, а среди развивающихся – едва
достигла половины. В наименее развитых странах программы по интеграции
иммигрантов распространены еще меньше, хотя и в этой группе стран
они получают большее распространение (имелись в 2013 году в 29%
стран).
Рисунок 17. Распределение основных групп стран
по проведению политики интеграции иммигрантов (иностранцев), 1996,
2005 и 2013 годы, % стран, представивших сведения
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2013). World Population Policies
2013. P. 128.
Доля стран, в которых проводится политика интеграции
иммигрантов-иностранцев, составляла в 2013 году от 41% в Африке
и 45% в Азии до 95% в Европе и 100% в Северной Америке (рис. 18).
Рисунок 18. Распределение стран крупных географических
регионов по проведению политики интеграции иммигрантов (иностранцев),
1996, 2005 и 2013 годы, % стран, представивших сведения
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2013). World Population Policies
2013. P. 129.
Правовые меры, принимаемые для интеграции мигрантов,
сосредоточены, в первую очередь, на предоставлении возможностей
для получения гражданства при определенных условиях. Практически
все страны регулируют предоставление таких возможностей. В некоторых
странах они очень ограничены в целом или для определенных групп
иммигрантов.
В 2013 году данные о политике натурализации иммигрантов
представили 196 стран, из которых 125 (64%) проводили достаточно
мягкую политику натурализации иностранцев, а еще 66 стран (34%)
– более жесткую (предоставление гражданства только определенным
группам иммигрантов при проживании в стране 10 лет и более). В пяти
странах – Кувейте, Ливане, Мьянме, Науру и ОАЭ – натурализация невозможна
ни при каких условиях.
Рисунок 19. Распределение стран мира по политике
натурализации международных мигрантов (иностранцев), %, 2013 год
* не ограниченно – срок проживания не более 10 лет; нет ограничений
для определенных категорий иммигрантов.
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2013). World Population Policies
2013. P. 131.
|