|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Временные трудовые
мигранты в России |
|
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Ольга ЧУДИНОВСКИХ
|
Михаил ДЕНИСЕНКО
|
Никита МКРТЧЯН
|
|
Заключение
Несмотря на большую численность прибывающих в Россию
иностранных работников, прежде всего из государств — участников
СНГ, система их привлечения неэффективна, что, в частности, выражается
в большом числе незаконных мигрантов, в понижении профессионально-квалификационных
и образовательных характеристик иностранных работников. Во многом
это связано с несовершенством действующих механизмов привлечения
и отбора мигрантов, которые слабо учитывают потребности российского
рынка труда. Это вытекает из практики формирования квоты, мало учитывающей
состояние рынка труда, профессионально-квалификационные и адаптационные
характеристики мигрантов. Работодателю, участвующему в заявочной
кампании, не гарантирована возможность своевременного найма иностранных
работников, и определенного уровня квалификации. Ограничение трудовых
контрактов сроком до 1 года делает неэффективным для работодателя
любые инвестиции в переподготовку и переквалификацию мигрантов21.
Списки должностей, или профессий, которые утверждаются Министерством
труда, никоим образом не отражают реальных потребностей российской
экономики в квалифицированных специалистах. Эффективность применения
единственного критерия для отбора в контингент высококвалифицированных
специалистов в российских условиях вызывает большие сомнения у широкого
круга экспертов. Применение патентов «не по назначению» делает эту
систему в значительной степени формальной с экономической точки
зрения.
В настоящее время ведется работа по реализации первого
этапа (2012-2015 годы) положений Концепции государственной миграционной
политики Российской Федерации на период до 2025 года. Очевидно,
что главным условием для разработки эффективных мер в области регулирования
временной трудовой миграции является изучение состояния российского
рынка труда и определение перспектив его развития на основании достоверной
статистической информации. Для этого необходимо повысить качество
сбора и разработки информации о мигрантах из административных источников,
прежде всего системы ФМС России, а также Пограничной службы ФСБ
России, МИД России, Минобразования России и Минтруда России.
Кроме того, следует наладить систему регулярных (ежегодных)
выборочных обследований по вопросам миграции и потребности экономики
в рабочей силе, включить и расширить вопросы миграции в обследованиях
населения по проблемам занятости (ОНПЗ) и бюджетов домашних хозяйств
(ОБДХ). Очевидно, результативность миграционной политики повысится,
если текущие потребности рынка труда будут удовлетворяться оперативно,
т.е. заявки работодателей на привлечение иностранной рабочей силы
будут рассматриваться в течение всего года по мере их поступления,
а не в ограниченных временных рамках «заявочной кампании».
Для использования такого современного механизма регулирования
миграции, как перечни дефицитных профессий, необходимо разработать
процедуры их формирования на основе количественной и качественной
информации, поступающей из разных источников (работодатели, профсоюзы,
эксперты, рекрутинговые агентства, статистика и прогнозы рынка труда,
и др.).
Для привлечения неквалифицированной рабочей силы следует
развивать систему оргнабора, которая обеспечивает мигранта разрешением
на работу еще до въезда на территорию Российской Федерации, и предоставляет
ему определенные социальные гарантии. Сроки трудовых контрактов
с иностранными работниками, очевидно, следует увеличить, например,
для высококвалифицированных специалистов - до 5 лет, для квалифицированных
работников – до 4 лет, для работников других категорий – до 2-х
(с возможностью их продления). Нуждается в совершенствовании и система
патентов, которая может стать ключевым механизмом в организации
и регулировании сезонной и краткосрочной трудовой миграции (до 1
года) и привлечения иностранной рабочей силы не только физическими,
но и юридическими лицами.
21 Относительно
немногочисленная категория высококвалифицированных специалистов,
которым разрешение на работу выдается на срок до 3 лет, является
исключением из правил.
|