Rambler's Top100

№ 579 - 580
16 - 31 декабря 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Временные трудовые мигранты в России

Четыре канала легальной миграции иностранцев

Из каких стран едут синие и белые воротнички

Иностранные трудящиеся: демографический и социально-профессиональный профиль

Региональные особенности временной трудовой миграции иностранцев

Российские трудовые мигранты и иностранные работники – коллеги? конкуренты?

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Временные трудовые мигранты в России*

Над темой номера работали

Ольга ЧУДИНОВСКИХ1

Михаил ДЕНИСЕНКО2

Никита МКРТЧЯН3

Четыре канала легальной миграции иностранцев

В России трудовая миграция ассоциируется с современной миграционной обстановкой в целом. Ее масштабы определяются не только количеством иностранцев, получивших разрешения на работу в России, но и сотнями тысяч мигрантов, не имеющих документов. Общественное мнение о миграции в целом формируется через призму отношения к трудовым мигрантам – «гастарбайтерам», присутствие которых часто ассоциируется с преступностью, вытеснением россиян с рабочих мест, инфекционными болезнями и низким уровнем бытовой культуры. Экономические последствия трудовой миграции пока еще не оценены в полной мере. Это сложно сделать в первую очередь из-за недостатка статистической информации, получаемой из регулярных всероссийских обследований занятости и рынка труда4.

В самом конце 2012 года (30 декабря) был принят закон, вернувший (отмененное в 2007 году) право иностранцам, имеющим разрешение на временное проживание, работать в России без разрешения на работу. Этот шаг был ожидаемым и логичным. Разрешение на временное проживание предшествует получению вида на жительство и российского гражданства. Несмотря на название статуса ("временное проживание"), его получение фактически предполагает переезд на постоянное место жительства. В остальном схемы привлечения иностранной рабочей силы в РФ в последние два года не менялись. Граждане стран с визовым порядком въезда получают въездную визу на основе приглашения работодателя (имеющего разрешение на наём иностранцев) и далее связаны с ним контрактом. Все сопутствующие условия выдачи разрешения на работу выполнятся работодателем, привлекающим иностранца.

Граждане государств с безвизовым порядком въезда имеют право обратиться в миграционную службу за разрешением на работу лично, либо через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через своего законного представителя. Срок оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы - 10 рабочих дней. Иностранный гражданин имеет право работать только в том регионе РФ, который указан в разрешении на работу. Кроме того, если разрешение выдается на срок свыше 90 суток, в течение 30 рабочих дней иностранец обязан представить в органы ФМС медицинскую справку об отсутствии у него заболевания наркоманией и (четырех) инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Разрешение на работу может быть выдано сразу на год при наличии контракта с работодателем. Если у иностранца нет предложения на работу, то разрешение выдается только на три месяца с правом продления. Для продления нужно предоставить пакет документов: копию контракта, сведения о видах экономической деятельности работника, медицинскую справку об отсутствии наркомании и ряда инфекционных заболеваний и подтверждение регистрации по месту пребывания.

В настоящее время в России действует три основных вида разрешительных документов, которые определяют четыре основных канала временной трудовой миграции. Эти каналы существенно различаются по масштабам потоков и по составу трудящихся мигрантов:

  1. Первый вид - это обычные разрешения на работу, среди которых выделяются две категории:
  • выдаваемые в рамках ежегодно устанавливаемой квоты (которая на протяжении 2010-2012 годов составляла 1,7 миллиона разрешений),
  • выдаваемые без квоты представителям отдельных профессий, список которых ежегодно утверждается Министерством труда (т.н. «квалифицированным специалистам»),
  1. Второй вид разрешений на работу выдается без учета квот так называемым высококвалифицированным специалистам
  2. Третий вид документов – это так называемые патенты (точнее – лицензии) для работы в частных домашних хозяйствах, выдаваемые  гражданам стран с безвизовым порядком въезда в Россию.
  3. Еще один, четвертый канал трудовой миграции открыт для граждан стран, входящих в Таможенный союз. Им разрешительных документов для занятия трудовой деятельностью в России не требуется5.

Потоки временной трудовой миграции в России в 2012 году по сравнению с 2011 годом продолжали увеличиваться6. В 2012 году миграционными властями России было выдано около трех миллионов документов, разрешающих иностранным гражданам из 141 страны работать в России. В частности, разрешения на работу получили 1,4 миллиона иностранцев (на 15% больше, чем в 2011), патенты купили почти 1,3 миллиона граждан государств с безвизовым въездом в РФ (почти на 50% больше, чем в 2011 году)7. По числу выданных разрешений на работу Россия превысила уровень 2008 предкризисного года (1,35 миллиона), когда показатель был максимальным за весь период наблюдения с 1994 года. Основные итоги 2012 года приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные показатели международной трудовой миграции в России в 2010-2012 гг., тысяч

 

2010

2011

2012

2013
(11 месяцев8)

Квота

1944

1746

1746

1746 (на год)

Разрешения на работу обычные

Всего

1170,0

1219,8

1403,6

1245,1

Иностранцы - визовый въезд

208,5

199,5

210,4

185,5

Иностранцы -безвизовый въезд

894,2

941,1

1121,7

1059,5

Имеющие разрешение на временное проживание (до 2013 г.)

67,3

79,2

71,5

0,09

Квалифицированные специалисты

-

-

44,1

113,3

Высококвалифицированные специалисты

3,1

11,3

11,8

23,3

Патенты (продано гражданам «безвизовых» стран)

156,9

862,4

1283,4

1401,9

Источник: ФМС России

Данные за 11 месяцев 2013 года показали, что происходит определенное перераспределение между каналами трудовой миграции. Число выданных по квоте разрешений на работу сократилось (на 3,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2012 года). В то же время, увеличилось количество проданных патентов, заметно больше иностранцев получили право на работу как квалифицированные и высококвалифицированные специалисты.

Но еще большое число иностранцев трудилось и трудится без разрешительных на работу документов, т.е. незаконно. По оценкам ряда экспертов и руководителей ФМС, ежегодно в стране 3-5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.


* - Исследование выполнено в 2013 г. при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в рамках проекта «Совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации» (ТЗ-134)
1 Чудиновских Ольга Сергеевна – к.э.н., Заведующая сектором, Центр по изучению проблем народонаселения при экономическом ф-те МГУ им. М.В. Ломоносова, Директор центра миграционной политики Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ
2 Денисенко Михаил Борисович – к.э.н., Заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ
3 Мкртчян Никита Владимирович – к.г.н., ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ
4 Некоторое (ограниченное) число вопросов по миграции содержит Обследование населения по проблемам занятости (ОНПЗ), однако эти данные разрабатываются не полностью, и, что важно, в нем отсутствуют вопросы по заработной плате.
5 Граждане Белоруссии имели это право и до образования ТС, благодаря правилам, применяемым в отношении граждан союзного государства Россия-Белоруссия
6 В силу временного характера трудовой миграции и сезонных колебаний, предпочтительно изучать данные о потоках (выданных разрешениях на работу), т.к. данные о контингентах (численности лиц с действующими разрешениями на работу) мало отличаются от потоков. ФМС разрабатывает информацию о числе иностранцев с действующими разрешениями на конец года, но этот показатель не учитывает сезонных колебаний присутствия иностранцев на российском рынке труда.
7 Все страны СНГ, кроме Туркменистана.
8 Данные по разрешительным документам из формы 1-РД ФМС России.
9 С 2012 года лица, имеющие разрешение на временное проживание, не должны получать разрешение на работу, как это было до 2007 года.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.