|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Временные трудовые
мигранты в России* |
|
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Ольга ЧУДИНОВСКИХ1
|
Михаил ДЕНИСЕНКО2
|
Никита МКРТЧЯН3
|
|
Четыре канала легальной миграции иностранцев
В России трудовая миграция ассоциируется с современной
миграционной обстановкой в целом. Ее масштабы определяются не только
количеством иностранцев, получивших разрешения на работу в России,
но и сотнями тысяч мигрантов, не имеющих документов. Общественное
мнение о миграции в целом формируется через призму отношения к трудовым
мигрантам – «гастарбайтерам», присутствие которых часто ассоциируется
с преступностью, вытеснением россиян с рабочих мест, инфекционными
болезнями и низким уровнем бытовой культуры. Экономические последствия
трудовой миграции пока еще не оценены в полной мере. Это сложно
сделать в первую очередь из-за недостатка статистической информации,
получаемой из регулярных всероссийских обследований занятости и
рынка труда4.
В самом конце 2012 года (30 декабря) был принят закон,
вернувший (отмененное в 2007 году) право иностранцам, имеющим разрешение
на временное проживание, работать в России без разрешения
на работу. Этот шаг был ожидаемым и логичным. Разрешение на временное
проживание предшествует получению вида на жительство и российского
гражданства. Несмотря на название статуса ("временное проживание"),
его получение фактически предполагает переезд на постоянное место
жительства. В остальном схемы привлечения иностранной рабочей силы
в РФ в последние два года не менялись. Граждане стран с визовым
порядком въезда получают въездную визу на основе приглашения работодателя
(имеющего разрешение на наём иностранцев) и далее связаны с ним
контрактом. Все сопутствующие условия выдачи разрешения на работу
выполнятся работодателем, привлекающим иностранца.
Граждане государств с безвизовым порядком въезда имеют
право обратиться в миграционную службу за разрешением на работу
лично, либо через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных
граждан в Российской Федерации, либо через своего законного представителя.
Срок оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему
в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы -
10 рабочих дней. Иностранный гражданин имеет право работать только
в том регионе РФ, который указан в разрешении на работу. Кроме того,
если разрешение выдается на срок свыше 90 суток, в течение 30 рабочих
дней иностранец обязан представить в органы ФМС медицинскую справку
об отсутствии у него заболевания наркоманией и (четырех) инфекционных
заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Разрешение
на работу может быть выдано сразу на год при наличии контракта с
работодателем. Если у иностранца нет предложения на работу, то разрешение
выдается только на три месяца с правом продления. Для продления
нужно предоставить пакет документов: копию контракта, сведения о
видах экономической деятельности работника, медицинскую справку
об отсутствии наркомании и ряда инфекционных заболеваний и подтверждение
регистрации по месту пребывания.
В настоящее время в России действует три основных вида
разрешительных документов, которые определяют четыре основных канала
временной трудовой миграции. Эти каналы существенно различаются
по масштабам потоков и по составу трудящихся мигрантов:
- Первый вид - это обычные разрешения на работу, среди
которых выделяются две категории:
- выдаваемые в рамках ежегодно устанавливаемой квоты (которая
на протяжении 2010-2012 годов составляла 1,7 миллиона разрешений),
- выдаваемые без квоты представителям отдельных профессий, список
которых ежегодно утверждается Министерством труда (т.н. «квалифицированным
специалистам»),
- Второй вид разрешений на работу выдается без
учета квот так называемым высококвалифицированным специалистам
- Третий вид документов – это так называемые патенты
(точнее – лицензии) для работы в частных домашних хозяйствах,
выдаваемые гражданам стран с безвизовым порядком въезда
в Россию.
- Еще один, четвертый канал трудовой миграции открыт
для граждан стран, входящих в Таможенный союз. Им разрешительных
документов для занятия трудовой деятельностью в России не требуется5.
Потоки временной трудовой миграции в России в 2012 году
по сравнению с 2011 годом продолжали увеличиваться6.
В 2012 году миграционными властями России было выдано около трех
миллионов документов, разрешающих иностранным гражданам из 141 страны
работать в России. В частности, разрешения на работу получили 1,4
миллиона иностранцев (на 15% больше, чем в 2011), патенты купили
почти 1,3 миллиона граждан государств с безвизовым въездом в РФ
(почти на 50% больше, чем в 2011 году)7.
По числу выданных разрешений на работу Россия превысила уровень
2008 предкризисного года (1,35 миллиона), когда показатель был максимальным
за весь период наблюдения с 1994 года. Основные итоги 2012 года
приведены в табл. 1.
Таблица 1. Основные показатели международной трудовой
миграции в России в 2010-2012 гг., тысяч
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
(11 месяцев8)
|
Квота
|
1944
|
1746
|
1746
|
1746 (на год)
|
Разрешения на работу обычные
|
Всего
|
1170,0
|
1219,8
|
1403,6
|
1245,1
|
Иностранцы - визовый въезд
|
208,5
|
199,5
|
210,4
|
185,5
|
Иностранцы -безвизовый въезд
|
894,2
|
941,1
|
1121,7
|
1059,5
|
Имеющие разрешение на временное проживание (до 2013 г.)
|
67,3
|
79,2
|
71,5
|
0,09
|
Квалифицированные специалисты
|
-
|
-
|
44,1
|
113,3
|
Высококвалифицированные специалисты
|
3,1
|
11,3
|
11,8
|
23,3
|
Патенты (продано гражданам «безвизовых» стран)
|
156,9
|
862,4
|
1283,4
|
1401,9
|
Источник: ФМС России
Данные за 11 месяцев 2013 года показали, что происходит
определенное перераспределение между каналами трудовой миграции.
Число выданных по квоте разрешений на работу сократилось (на 3,3
процента по сравнению с аналогичным периодом 2012 года). В то же
время, увеличилось количество проданных патентов, заметно больше
иностранцев получили право на работу как квалифицированные и высококвалифицированные
специалисты.
Но еще большое число иностранцев трудилось и трудится
без разрешительных на работу документов, т.е. незаконно. По оценкам
ряда экспертов и руководителей ФМС, ежегодно в стране 3-5 млн иностранных
граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.
* - Исследование выполнено в 2013 г.
при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в рамках
проекта «Совершенствование механизмов привлечения и использования
иностранных работников в Российской Федерации» (ТЗ-134)
1 Чудиновских Ольга
Сергеевна – к.э.н., Заведующая сектором, Центр по изучению проблем
народонаселения при экономическом ф-те МГУ им. М.В. Ломоносова,
Директор центра миграционной политики Института управления социальными
процессами НИУ ВШЭ
2 Денисенко Михаил
Борисович – к.э.н., Заместитель директора Института демографии НИУ
ВШЭ
3 Мкртчян Никита Владимирович
– к.г.н., ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ
4 Некоторое (ограниченное)
число вопросов по миграции содержит Обследование населения по проблемам
занятости (ОНПЗ), однако эти данные разрабатываются не полностью,
и, что важно, в нем отсутствуют вопросы по заработной плате.
5 Граждане Белоруссии
имели это право и до образования ТС, благодаря правилам, применяемым
в отношении граждан союзного государства Россия-Белоруссия
6 В силу временного
характера трудовой миграции и сезонных колебаний, предпочтительно
изучать данные о потоках (выданных разрешениях на работу),
т.к. данные о контингентах (численности лиц с действующими разрешениями
на работу) мало отличаются от потоков. ФМС разрабатывает информацию
о числе иностранцев с действующими разрешениями на конец года, но
этот показатель не учитывает сезонных колебаний присутствия иностранцев
на российском рынке труда.
7 Все страны СНГ,
кроме Туркменистана.
8 Данные по разрешительным
документам из формы 1-РД ФМС России.
9 С 2012 года лица,
имеющие разрешение на временное проживание, не должны получать разрешение
на работу, как это было до 2007 года.
|