|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Временные трудовые
мигранты в России |
|
|
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Ольга ЧУДИНОВСКИХ
|
Михаил ДЕНИСЕНКО
|
Никита МКРТЧЯН
|
|
Региональные особенности временной трудовой миграции
иностранцев
Официально привлеченная иностранная рабочая сила занимает
достаточно скромный сегмент на российском рынке труда, 2-3% по отношению
к численности занятого населения. В 2007 году, когда установленная
квота на привлечение иностранной рабочей силы (ИРС) равнялась 6
млн человек, она составляла 3,1% от занятого населения, впоследствии
ее доля сократилась до 1,7% в 2010 году, а в 2012 году составила
2,0%.
Распределение ИРС по регионам не было равномерным. В
первую пятерку регионов, где численность иностранной рабочей силы
была больше всего, в 2007 году входили Москва, Московская область,
Санкт-Петербург и Ленинградская область (в статистике они не выделялись
отдельно), Краснодарский край и Ханты-Мансийский АО, куда были привлечены
1285 тысяч иностранных работников, или 58% от их общей численности
в России. В последующие годы уровень концентрации официально привлеченной
ИРС в этих регионах не опускался ниже 50%. В 2012 году свыше 30%
разрешений на работу было выдано в Москве и Московской области,
18,4% - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Краснодарский
край (в котором ведется подготовка к олимпийским играм в Сочи) занимает
следующую позицию - 4,6% разрешений. От двух до 2,6% трудовых мигрантов
едут в регионы добычи нефти и газа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
округа. К сожалению, пока отсутствует статистика распределений по
регионам проданных патентов, но, скорее всего, картина была бы очень
похожей.
Концентрация ИРС в наиболее развитых в экономическом
отношении и сырьевых регионах естественна: здесь разнообразный рынок
труда, большое количество рабочих мест в разных секторах экономики,
ведется активное строительство и создание объектов инфраструктуры.
По соотношению ИРС к численности занятого населения
регионы различаются очень сильно. В 2007 году лидировала Москва,
где ИРС составляла 11,5% от численности занятых, за ней следовали
Приморский край, Красноярский край, Сахалинская область, Ненецкий
АО. В 2012 году лидеры сменились: на первом месте оказался Приморский
край, где осуществлялись работы по подготовке к проведению саммита
АТЭС и были привлечены огромные инвестиции, далее следовали Ямало-Ненецкий
АО, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ненецкий АО, Еврейская
АО. Московская область и Москва в этом «рейтинге» опустились на
10-е и 12-е места соответственно (рис. 6). Но это не значит, что
число иностранных работников в этих регионах так сократилось, увеличилась
нелегальная составляющая временной трудовой миграции.
Рисунок 6. Отношение официально привлеченной ИРС к общей
численности занятых в регионе, 2012 год, в %
Региональная структура привлечения ИРС меняется не случайно.
Она коррелирует с движением инвестиций (в 2012 году сильно поднялись
в рейтинге Приморский край, Краснодарский край, Калужская область),
что ведет к росту спроса на рабочую силу. В регионах, где осуществляется
масштабное строительство (саммит АТЭС, строительство объектов Олимпиады
2014, подготовка к проведению ЧМ по футболу в 2018 году) привлечение
ИРС осуществляется в особом порядке13.
Но, с другой стороны, влияет и политика выделения квот на привлечение
ИРС. Более низкий рейтинг Москвы в 2012 году объясняется именно
этим, но реальное присутствие иностранных работников на рынке труда
столицы вряд ли произошло, по-видимому, изменились пропорции между
ее легальной и нелегальной составляющими.
В 2007 году в 78% регионов, в 2012 году – в 74% регионов
соотношение официально привлеченной ИРС и численности занятого населения
было ниже, чем в среднем по России. В половине регионов доля ИРС
была ниже 1% от общей численности занятых. Мало привлеченной ИРС
в бедных и аграрных регионах, например, в республиках Северного
Кавказа и других регионах Европейской России, которые, по классификации
НИСП14, относятся
к регионам-аутсайдерам. Оценки распространенности незаконной трудовой
миграции в начале 2000-х годов также свидетельствовали о том, что
последние концентрируются в экономически успешных регионах15.
Эти регионы часто являются основными регионами-донорами временной
трудовой миграции в пределах страны. На востоке страны участие иностранной
рабочей силы в экономике в среднем выше, чем в регионах Европейской
части, что обусловлено, по-видимому, спецификой отраслевой структуры
хозяйства.
По патентам в 2012 году больше всего иностранцев работало
в Московской области, Москве, Тульской, Новосибирской, Ростовской
областях, а также в других регионах, возглавляемых городами-миллионниками.
В сырьевых регионах, где много официально привлеченной ИРС, работающих
по патентам не так много, все же работа в частных домохозяйствах
востребована в основном в крупных городах. Известно, что патенты
приобретают далеко не только в целях работы в частных домохозяйствах,
но и в целях частичной легализации, но эти схемы чаще применяются,
видимо, также в крупных городах.
13 См., например:
ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата
мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года
и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» от 7 июня 2013 г. №108-ФЗ
14 Главным дифференцирующим
признаком, позволяющим классифицировать регионы по методике Независимого
института социальной политики (НИСП), является уровень экономического
развития региона и экономическое положение домохозяйств, которые
оцениваются следующими показателями: душевой ВРП, отношение денежных
доходов к прожиточному минимуму и уровень бедности. Подробнее см.:
Социальный атлас российских регионов, URL http://www.socpol.ru/atlas/typology/index.shtml
15 Мукомель В.И.
Миграционная политика России. Постсоветские контексты. М.: ИС РАН,
2005. С. 194-195
|