|
Метод изучения миграций молодежи по данным социальных
Интернет-сетей: Томский государственный университет как "центр
производства и распределения" человеческого капитала (по данным
социальной Интернет-сети "ВКонтакте")1
Н.Ю. Замятина
(Статья подготовлена к публикации в журнале "Региональные
исследования",
2012, №2)
Новые условия и принципы мирового экономического развития
(глобализация, постиндустриальные условия и т.п.) вызывают к жизни
новую географию экономики. Потоки и пункты концентрация сырья и
энергии как основные объекты изучения должны уступить часть своей
«власти» новым реалиям. В один ряд с сырьем и энергией встают новые
виды капитала – социальный, человеческий, символический. Транспортная
инфраструктура как фактор территориального перераспределения экономических
активов дополняется информационной инфраструктурой и институциональными
механизмами, направляющими территориальные потоки явного и неявного
знания.
Подобно очередному геологическому слою, новые реалии
экономической географии формируют свои территориальные структуры,
районы и магистрали, которые могут как наследовать более ранние
структуры, так и (как выражаются геологи) «залегать с ними несогласно»,
формируясь под действием новых специфических факторов, в рамках
специфических информационных и институциональных каналов и сетей.
Задача изучения новых географических реалий требует разработки новых
методик – а еще ранее нового списка объектов изучения экономической
географии.
Миграции – традиционный аспект изучения экономической
географии – также могут быть пересмотрены в новом ключе. Одним из
важнейших объектов изучения на современном этапе становятся перетоки
знания (knowledge spillovers). В западной экономической географии
и региональной экономике это одна из самых популярных тем последнего
десятилетия. Однако в большинстве работ они рассматриваются как
фактор развития, в первую очередь, наукоемких, высокотехнологичных
отраслей, как движущая сила экономического развития в технологически
современных, постиндустриальных регионах. В российских условиях
многоукладной экономики переплетение географии «экономики знания»
с «традиционной» географией много интереснее.
Знание традиционно рассматривается в двух видах: явное,
или кодифицируемое (accessing, codifired) и неявное (tasit). Явное
знание представлено в виде научных и иных публикаций, описаний патентов,
параметризованных методик и т.д. Соответственно, изучение перетоков
явного знания доступно через изучение так называемых «бумажных следов»2:
публикаций, ссылок (в патентах, научных публикациях, в сети Интернет
и т.д.). Неявное знание обычно рассматривается как «знание в людях»
и изучается через изучение миграций квалифицированных специалистов
(в том числе отдельных ученых), а также социальных сетей (академических,
производственно-исследовательских). И по одному, и по другому виду
знания разработаны целые наборы разнообразных методик, и накоплен
широкий спектр исследовательских материалов3.
Тем не менее, в российских условиях нужны специфические методики
изучения перетоков знания. В частности, необходима разработка методики
изучения миграций, отвечающей современным требованиям.
Настоящая работа в силу пионерности не претендует на
стопроцентный охват исследовательского поля миграций в качестве
«носителей» перетоков знания: мы остановились на теме географических
аспектов функционирования «центра производства» человеческого капитала
(на примере Томского госуниверситета) – при этом в основу положен
пионерный метод изучения миграций: по данным социальной сети ВКонтакте).
Социальные сети как материал для исследования перетоков
знания в процессе миграций
Проблема и цели исследования. Среди различных
способов изучения территориальных перетоков знания, носителем которого
выступают конкретные люди (опросы, изучение статистики миграций
специалистов, географии соавторства и научных ссылок) выделим возможность
использования социальных интернет-сетей. Во многих случаях при регистрации
в таких сетях пользователь заполняет анкету, практически идентичную
учетным карточкам отделов кадров предприятий, издавна использовавшихся
отечественными экономгеографами для изучения территориальной структуры
хозяйства. В ряде сетей пользователи указывают для открытого доступа
информацию об обучении в определенной школе, определенном вузе,
местах работы и др. Таким образом, современные интернет-сети представляются
нам удобным современным способом изучения территориальных структур
через индивидуальные перемещения; данные социальных интернет-сетей
начали использовать для получения данных о размещении человеческого
капитала и в некоторых зарубежных работах4.
Исследуем детально возможности и методы исследования перетоков знания
на материале интернет-сетей в условиях России.
Содержание исследования. Среди российских пользователей
интернета популярны различные социальные сети - как международные
(Facebook, Twitter, LinkedIN, Живой Журнал), так и российские по
происхождению (ВКонтакте, Одноклассники.ру и др.)5.
Наиболее активные агенты перетоков знания - выпускники вузов, направляющиеся
к месту работы; именно данная категория исследуется во многих зарубежных
работах по перетокам знания. Молодежная аудитория (то есть потенциально
- наиболее активные агенты перетоков знания) представлена, в основном,
в сетях Facebook, Twitter, ВКонтакте (тогда как, например, сети
Живой Журнал, Одноклассники.ру охватывают, в основном, более "взрослую"
аудиторию). Facebook и Twitter - крупнейшие международные сети,
ВКонтакте - крупнейшая русскоязычная социальная сеть6.
Все названные сети обладают разными условиями поиска
информации. Так, например, в набирающей популярность сети LinkedIN
поиск местоположения привязан к почтовым кодам, что позволяет проводить
исследования микроуровня, но затрудняет макрорегиональные (при этом
данная сеть в России только развивается, число пользователей сравнительно
невелико: так, например, число выпускников Томского государственного
университета ограничивается несколькими сотнями).
На период исследования (вторая половина 2011 года) наиболее
удобны поисковые системы, представленые в сетях Facebook и ВКонтакте:
они позволяют получить списки зарегистрированных пользователей,
окончивших определенный вуз, указавших в качестве родного определенный
город и т.д. При этом в России более популярна отечественная сеть
ВКонтакте7, кроме
того, в ней шире возможности поиска информации.
Для дальнейшего исследования была выбрана самая популярная
в России (и в особенности в молодежной аудитории) социальная интернет-сеть
"ВКонтакте". Огромным ее преимуществом является возможность
задавать сложные поисковые запросы - например, искать студентов
определенного факультета определенного вуза конкретного года выпуска8.
Охват молодежной аудитории данной сетью значителен,
о чем можно судить, сопоставляя общее число студентов определенного
вуза и общее число зарегистрированных пользователей сетей из числа
студентов того же вуза; исследование было проведено для нескольких
произвольно выбранных ведущих вузов страны. Система предоставляет
данные по количеству зарегистрированных пользователей определенного
года выпуска (для студентов - потенциального года выпуска). Сложность
точной оценки связана с тем, что для выяснения, учится ли данный
студент 4, 5 или 6 лет обучения (а в большинстве вузов параллельно
осуществляются программы подготовки бакалавров, специалистов и магистров9)
технически трудоемко. Поэтому для рекогносцировочной оценки количества
студентов вуза, зарегистрированных в сети, мы рассматривали "вилку"
между 4 и 6 годами обучения (табл. 1)
Таблица 1. Оценка доли студентов вузов, охваченных сетью
"ВКонтакте"
Вуз
|
Общее число студентов
|
Число пользова-телей, зарегистри-рованных в сети как студенты
2010 года выпуска
|
Гипотетическое число студентов при различных сроках обучения:
|
4 года
|
5 лет
|
6 лет
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Алтайский гос. университет
|
13654
|
1773
|
7092
|
51,9
|
8865
|
64,9
|
10638
|
77,9
|
Кемеровский гос. университет
|
9803
|
1701
|
6804
|
69,4
|
8505
|
86,8
|
10206
|
104,1
|
Новосибирский национальный исследовательский университет
(НГУ)
|
6442
|
2120
|
8480
|
131,6
|
10600
|
164,5
|
12720
|
197,5
|
Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского
|
11443
|
1966
|
7864
|
68,7
|
9830
|
85,9
|
11796
|
103,1
|
Южный Федеральный университет
|
18867
|
3269
|
13076
|
69,3
|
16345
|
86,6
|
19614
|
104,0
|
Томский национальный исследовательский университет (ТГУ)
|
20435
|
3082
|
12328
|
60,3
|
15410
|
75,4
|
18492
|
90,5
|
Томский национальный исследовательский политехнический университет
(ТПУ)
|
19830
|
2779
|
11116
|
56,1
|
13895
|
70,1
|
16674
|
84,1
|
Таким образом, даже если предположить, что все студенты
обучаются по программе бакалавриата, то в сети ВКонтакте зарегистрировано
не менее 50% студентов вузов страны. Если предположить максимальный
вариант (все ориентированы на магистратуру) - то по некоторым вузам
число зарегистрированных в сети достигает 100%. Поскольку в 2010
г. были выпущены, в основном, специалисты после 5 лет обучения (об
этом можно судить по общему числу обучающихся по программа "специалист",
доступными в материалах Национального рейтинга вузов), то наиболее
вероятной представляется средняя оценка: 70-85%.
Детальное изучение всех регистраций студентов ТГУ определенных
факультетов за несколько лет (2006-2009) показывает, что около 10-22%
регистраций по каждому факультету - это дублирующиеся и разного
рода ошибочные регистрации (на более престижных факультетах встречаются
также регистрации лиц, не являющихся студентами данного факультета
- с целью знакомства). Кроме того, оказалось довольно распространено
обучение на нескольких факультетах одновременно. По-видимому, именно
с данными обстоятельствами связано превышение числа зарегистрированных
студентов НГУ над 100% даже в варианте бакалавриата; другое возможное
объяснение: неточные данные по общему числу студентов: по
НГУ нет данных по заочной форме обучения.
В итоге, наиболее вероятной
представляется оценка доли зарегистрированных в социальной сети
"ВКонтакте" студентов в 60--75% (доля меняется в зависимости
от вуза и факультета).
Для дальнейшего исследования был выбран Томский национальный
исследовательский университет (бывший Томский государственный
университет; далее ТГУ) как один из ведущих вузов страны широкого
профиля (представлены как технические, так и гуманитарные дисциплины).
Томск является одним из ведущих центров подготовки специалистов
на национальный рынок; причем согласно Национальному рейтингу вузов
ТГУ - ведущий вуз Томска. При этом в относительной близости от Томска
находится другой ведущий вуз - Новосибирский государственный университет,
а также менее известные, но крупные вузы в Кемерово и Барнауле;
в этой связи одним из аспектов исследования ТГУ могло бы статьи
изучение территориального раздела "сфер влияния" данных
двух вузов в конкуренции за абитуриентов.
Анализ динамики регистраций студентов ТГУ в сети "ВКонтакте"
подтверждает молодежный характер данной сети: количество зарегистрированных
в сети выпускников ТГУ начинает сколько-нибудь существенно расти,
начиная с выпускников 2000 г. (это люди примерно 1978 г. рождения),
и резко возрастает в группе выпускников 2005 г. (это люди примерно
1983 г. рождения): (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика регистрации в интернет-сети "ВКонтакте"
выпускников ТГУ разных лет выпуска
Таким образом, сеть "ВКонтакте" пригодна
для изучения карьерных траекторий исключительно молодежи,
начиная примерно с группы 1980 г. рождения.
По данным сети "ВКонтакте" были исследованы
следующие массивы данных:
- пробные выборки по первым 182 результатам поиска выпускников
ТГУ 2006 г. (сортировка результатов "по релевантности");
а также по первым результатам поиска выпускников определенных
факультетов выпуска 2008 г. (всего 173 регистрации): факультет
иностранных языков (106 регистраций), психологический (22 регистрации)
и юридический (45 регистраций). Кроме того, были исследованы полные
данные по всем участникам сети – выпускникам ТГУ 2008 года
выпуска следующих факультетов: химического (63 регистраций), радиофизического
(57), института искусств и культуры (46), физико-технического
(65), прикладной математики и кибернетики (76), информатики (33).
Всего, таким образом, было детально изучено 513 регистраций выпускников
ТГУ 2008 года выпуска.
- полные данные по всем участникам сети - выпускникам ТГУ 1996
г. для сопоставления с результатами по более поздним периодам
(279 регистраций). Хотя выборка 1996 г. теоретически и не представляется
репрезентативной (см. выше), результаты оказались сходными с результатами
по более поздним периодам (см. ниже).
- полные данные по выпускникам следующих факультетов: химического,
физико-технического, прикладной математики и кибернетики и института
искусств и культуры 2007 и 2009 годов выпуска (всего 589 регистраций).
По результатам указанных пробных исследований было установлено,
что из года в год выделяется устойчивое «ядро»10,
«поставляющее» абитуриентов ТГУ (табл. 2), благодаря чему можно
ограничиться небольшим временным рядом; для дальнейших исследований
был выбран период 2007—2009 гг. Выпускники более поздних не рассматривались,
т.к. к моменту исследования у выпускников 2010 и 2011 годов было
сравнительно мало времени для трудоустройства на постоянное место
работы (результаты предыдущих лет показывают, что именно в первые
2-3 года после выпуска происходят частые смены места работы).
Таблица 2. Крупнейшие «поставщики» абитуриентов11
в ТГУ по данным разных лет, чел.
Место окончания школы
|
Общее количество ответов среди выпускников определенного
года окончания ТГУ, чел.
|
Доля ответов от общего числа указавших школу, %
|
1996
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
1996
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Всего указали
|
178
|
76
|
88
|
156
|
89
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Томск
|
70
|
26
|
41
|
56
|
37
|
39,3
|
34,2
|
46,6
|
35,9
|
41,6
|
Города Севера Томской области и ХМАО (Стрежевой, Колпашево,
Когалым, Кедровый, Нижневартовск)
|
6
|
5
|
4
|
6
|
3
|
3,4
|
6,6
|
4,5
|
3,8
|
3,4
|
Крупные города Кемеровской области, в т.ч.
|
9
|
8
|
11
|
17
|
7
|
5,1
|
10,5
|
12,5
|
10,9
|
7,9
|
Анжеро-Судженск
|
1
|
1
|
3
|
4
|
2
|
|
|
|
|
|
Белово
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Кемерово
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
Киселевск
|
0
|
1
|
0
|
2
|
2
|
Междуреченск
|
1
|
1
|
2
|
7
|
1
|
Ленинск-Кузнецкий
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
Новокузнецк
|
4
|
3
|
0
|
1
|
0
|
Прокопьевск
|
1
|
1
|
4
|
1
|
0
|
Мыски
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
Крупные города Казахстана, в т.ч.
|
12
|
6
|
6
|
13
|
8
|
6,7
|
7,9
|
6,8
|
8,3
|
9,0
|
Алма-Ата (Алматы)
|
7
|
1
|
0
|
1
|
0
|
|
|
|
|
|
Астана
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
Джезказган (Жезказган)
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Караганда
|
0
|
0
|
2
|
2
|
2
|
Кокчетав (Кокшетау)
|
0
|
1
|
2
|
1
|
1
|
Павлодар
|
0
|
0
|
0
|
2
|
1
|
Шахтинск
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
Щучинск
|
2
|
1
|
0
|
1
|
0
|
Усть-Каменогорск
|
3
|
1
|
1
|
3
|
1
|
Экибастуз
|
0
|
1
|
1
|
2
|
1
|
Абакан
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
0,6
|
1,3
|
1,1
|
1,3
|
1,1
|
Улан-Удэ
|
0
|
0
|
5
|
4
|
2
|
0,0
|
0,0
|
5,7
|
2,6
|
2,2
|
Северск
|
5
|
5
|
8
|
9
|
2
|
2,8
|
6,6
|
9,1
|
5,8
|
2,2
|
Бийск
|
0
|
0
|
4
|
10
|
5
|
0,0
|
0,0
|
4,5
|
6,4
|
5,6
|
Всего по данным городам
|
104
|
51
|
80
|
118
|
66
|
58,4
|
67,1
|
75,6
|
75,6
|
74,2
|
Примечание. Сопоставимы данные 1996 г., 2006 и 2008 г.
– как включающие анкеты выпускников широкого спектра факультетов
ТГУ, а также отдельно 2007 и 2009 г. – как включающие анкеты
выпускников только четырех избранных факультетов ТГУ (по поводу
факультетов, изученных в разные годы, см. выше).
При этом карьерные траектории выпускников различных
факультетов, а также выпускников очных и заочных отделений, напротив,
имеют существенные различия. Поэтому для дальнейшего исследования
использовались выборки по определенным факультетам. При этом были
отобраны факультеты, где, по данным официального сайта ТГУ, отсутствовали
заочные отделения: химический, физико-технический, институт искусств
и культуры и прикладной математики и кибернетики.
В сентябре 2011 г.12
были также получены недетализированные данные (т.е. результат поискового
запроса без изучения анкет конкретных человек) по участникам сети,
являющимися выпускниками школ определенных городов (в 2004-2006
гг.) и окончившим в 2010 г. определенные вузы (матрица вуз - город).
Такие данные позволяют рекогносцировочно оценить, какие города входят
в "зону поставок" абитуриентов в определенные вузы, а
также сферу влияния вуза: локальную, региональную или национальную.
По результатам предварительных исследований были сформулированы
основные методические принципы анализа карьерных траекторий выпускников
вуза по данным Интернет-сети «ВКонтакте».
Методические принципы изучения карьерных траекторий
по материалам социальной инетернет-сети. Возможны два вида исследований:
использование поисковых запросов или полных данных анкет зарегистрированных
пользователей. Во втором случае ручная работа с конкретными анкетами
позволяет получить более точную, "очищенную" информацию
за счет отбраковки случайных и бракованных анкет (повторы, а также
регистрации лиц, не являющихся студентами данных вузов13).
Основной результат исследования - качественный: детальный анализ
анкет позволяет выявить зону миграционного тяготения, например,
вуза "с точностью до деревни" - таким образом, данный
метод хорош для локальных исследований, а также для качественных
исследований конкретных миграционных потоков. В настоящем исследовании
использовалась ручная обработка анкет; возможна, по-видимому, и
автоматизированная обработка -- при этом, однако, количество отбракованных
сомнительных анкет и, следовательно, степень "очистки"
результатов будет меньше. Второй метод - анализ результатов поисковых
запросов: основным результатом является количество результатов запроса.
С его помощью можно быстро оценить, есть ли, например, в определенном
вузе страны уроженцы определенного города. При этом без изучения
конкретных анкет невозможно оценить количество "бракованных"
(как уже указывалось, таковых бывает 10-22%) - таким образом, данный
метод предпочтительнее использовать как рекогносцировочный, для
предварительных оценок, как дополнительный к другим исследованиям.
Большое преимущество такого метода: в скорости работы и широких
возможностях автоматизации с применением специальных программ.
С помощью метода изучения конкретных анкет возможны
различные исследования, причем могут быть использованы данные трех
степеней достоверности:
1. Наиболее удобна и обладает высокой достоверностью
оценка территориальных "зон сбора абитуриентов" определенным
вузом. Для этого подбираются зарегистрированные пользователи, являющиеся
выпускниками определенного вуза (в зависимости от задач исследования
с вводом конкретного реального или потенциального года выпуска или
без него). Затем детально изучаются анкеты всех человек, найденных
системой, и по ним фиксируются географические пункты окончания школ.
Раздел "родной город" использовать нежелательно, т.к.
под "родным городом" многие участники сети подразумевают
не место рождения, но субъективное ощущение родины14.
В нашем исследовании данные графы "родной город"
учитывались -- но отдельно, как "фоновые" данные низкой
достоверности. В проведенных исследованиях по выпускникам определенных
факультетов ТГУ место окончания школы указывали от 37% (химический
факультет, 2007-2009 годы выпуска) до 58% (факультет искусств и
культуры, те же годы) всех выпускников.
2. Возможно исследование "форланда" вуза,
то есть зоны преимущественного распределения выпускников. Данный
вид исследования, однако, хуже обеспечен данными. Наиболее достоверными
представляются данные о месте работы и данные в разделе «дом» -
однако их заполняет в среднем около 15% участников сети (по разным
факультетам от 8 до 22%). Однако именно эти данные в силу конкретности
представляются наиболее достоверными.
Источником информации о городе трудоустройства является
также раздел "контакты" - он заполнен чаще. При этом,
как правило, если есть данные по месту работы, то заполнен и раздел
"контакты"; практически во всех изученных случаях данный
раздел содержит данные, совпадающие с данными по месту работы (если
указаны). Таким образом, раздел "контакты" при ограниченных
объемах исследования может служить основным - но при необходимости
получения данных о конкретных предприятиях трудоустройства, разумеется,
необходимо привлечении данных раздела "работа".
Наконец, абсолютное большинство участников сети заполняет
общий раздел "город" - однако такие данные в наименьшей
степени пригодны для оценки места трудоустройства, так как могут
содержать данные о временном местопребывании (например, в отпуске),
хотя в большинстве случаев, по-видимому, в данном разделе опять
же идет речь о месте жительства и работы в настоящий момент. Тем
не менее, мы рассматривали данные раздела "место" как
фоновые данные для сравнений низкой достоверности.
3. Сопоставление траектории миграции конкретных лиц
до поступления в вуз и после его окончания позволяет выявлять и
классифицировать конкретные карьерные траектории выпускников определенного
вуза. К сожалению, данный вид исследования в наименьшей степени
обеспечен информацией (некоторые участники указывают только школу,
некоторые - только место работы) и наиболее трудоемок, зато дает
неоценимые сведения для изучения перетоков знания. В силу небольшого
числа исходных данных выявленные на материалах конкретных лет карьерные
траектории желательно подтверждать оценочными исследованиями (см.
ниже) за более длительные промежутки времени.
Выводы. Современная социальная интернет-сеть
"ВКонтакте" - удобный источник информации для изучения
перетоков человеческого капитала, в значительной мере восполняющий
нехватку официальной статистики, а в силу экономичности в некоторых
случаях более удобный, чем социологические опросы. Материалы сети
"ВКонтакте" аналогичны информации учетных карточек отделов
кадров предприятий; правда, сеть охватывает почти исключительно
молодежную аудиторию (преимущественно старше 1980-1983 года рождения).
Последнее обстоятельство делает ее пригодной именно для изучения
миграционных траекторий выпускников вузов. Возможные темы исследований:
- карьерные траектории выпускников школ определенной территории;
- "хинтерланд" и "форланд", или зона влияния
определенного вуза как центра "производства" человеческого
капитала;
- восполнение качественной информации о конкретных миграционных
потоках молодёжи (например, изучение "качественного"
состава молодых мигрантов между двумя городами).
Материалы сети ВКонтакте могут использоваться как для
самостоятельных исследований, так и для уточнения и детализации
данных о молодёжных миграционных потоках. В зависимости от применяемой
методики можно получать результаты разного уровня детальности и
достоверности - и, соответственно, использовать их в рамках различных
исследований как "рекогносцировочные" или окончательные.
Томский государственный университет как центр "производства"
человеческого капитала: зона набора абитуриентов
Задачи. Изучение данных в социальной Интернет-сети
позволяет точно выявить зону притяжения абитуриентов определенным
вузом (своего рода «хинтерланд» вуза); в данном случае изучены места
происхождения студентов ТГУ 2007—2009 годов выпуска. Рассматривались
выпускники следующих факультетов:
- химический (165 регистраций, 150 «чистых» анкет за вычетом случайных
и бракованных регистраций),
- институт искусств и культуры (140 регистраций, 83 «чистых»
анкеты),
- физико-технический (238 регистраций, 176 «чистых» анкет),
- прикладной математики и кибернетики (253 регистрации, 200 «чистых»
анкет).
Всего, таким образом, детально изучено 796 регистраций,
из которых отобрано для дальнейшего исследования 609 анкет.
Выбранные факультеты не имели заочных отделений (по
данным на 2011 год). При этом подготовка на факультете прикладной
математики и кибернетики, а также института искусств и культуры
потенциально допускает трудоустройство практически в любом
городе (изучение анкет показывает, что многие выпускники данных
факультетов устраиваются, соответственно, программистами или системными
администраторами, преподавателями музыки или дизайнерами). Напротив,
подготовка на химическом и физико-техническом факультетах частично
связана с ограниченным спектром мест трудоустройства: ориентация
на трудоустройство по определенной специальности могла повлиять
на выбор специальности уроженцами городов определенной специализации.
Далее условно будем называть химический и физико-технический факультеты
техническими, факультет прикладной математики и кибернетики, а также
институт искусств и культуры - гуманитарными.
Таблица 3. Специальности выпускников избранных факультетов
ТГУ (2011 г.)
Факультет
|
Профили обучения
|
Химический
|
Неорганическая химия и химия координационных соединений,
Аналитическая химия, Органическая и биоорганическая химия,
Физическая химия, Высокомолекулярные соединения, Химия твердого
тела и химия материалов, Нефтехимия, Химия окружающей среды,
химическая экспертиза и экологическая безопасность
|
Физико-технический
|
Техническая физика (Профили: Физика жидкостей и газов.
Теплофизика. Космическая физика. Экологическая техническая
физика). Прикладная механика (Профили: Математическое
моделирование механических систем и процессов. Экспериментальная
механика. Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг.
Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры. Механика
нано- материалов, структур и систем). Баллистика и гидроаэродинамика
(Профили: Гидроаэродинамика. Динамика полета и управление
движением ракет и космических аппаратов. Баллистика ракет
и снарядов). Мехатроника и робототехника (Профиль:
Промышленная и специальная робототехника)
|
Прикладной математики и кибернетики
|
Прикладная математика и информатика. Экономика (Профиль:
Математические методы в экономике). Компьютерная безопасность
|
Институт искусств и культуры (ИИК)
|
Культурология. Библиотечно-информационная деятельность
(Профиль: Библиотечно-информационное обеспечение потребителей
информации). Музеология и охрана объектов культурного и
природного наследия (Профили: Культурное и природное наследие;
Экспозиционно-выставочная деятельность.) Педагогическое
образование (Профиль: Изобразительное искусство). Дизайн
(Профиль: Графический дизайн; Дизайн костюма). Художественное
руководство симфоническим оркестром и академическим хором
(Профиль: Дирижирование академическим хором). Искусство
концертного исполнительства (Профиль: Инструментальное
исполнительство). Вокальное искусство (Академическое пение)
|
Основным источником данных о зоне набора абитуриентов
служит информация об окоченных школах (указало 267 чел.), дополнительным
– данные раздела «родной город».
Зона «набора» абитуриентов ТГУ в целом. Полученные
данные позволяют сделать вывод о существовании общих, не зависящих
от факультета тенденций набора абитуриентов ТГУ (табл. 2). В частности,
из года в год в ТГУ поступают выпускники школ крупных (преимущественно
с населением более 100 тыс. чел., за несколькими исключениями15)
городов, находящихся в радиусе около 1000 км от Томска - однако
прямой зависимости от расстояния нет. В частности, регулярно поступают
в ТГУ выпускники школ из расположенных далее 1000 км Усть-Каменогорска
и Караганды, из еще более дальнего Улан-Удэ. В то же время в числе
студентов ТГУ (изученная выборка) значительно меньше студентов из
более близкого Кемерово, Барнаула, из распложенного чуть ближе 1000-км
расстояния Омска. Из северных городов в ТГУ регулярно поступают
выпускники школ Когалыма - но никогда (в пределах выборки) из Сургута
в том же ХМАО.
В целом, можно сделать вывод, что выпускники школ городов,
в которых присутствуют собственные университеты и другие крупные
вузы (Кемерово, Барнаул, Новокузнецк) присутствуют среди выпускников
ТГУ значительно реже, чем выпускники школ городов с ограниченными
возможностями получения высшего образования: Киселевск, Прокопьевск,
Междуреченск, Бийск, Экибастуз, Кокшетау, Караганда. Очевидно, Томск
«перехватывает» абитуриентов у региональных образовательных центров.
Здесь очевидно, что начальный этап перетоков человеческого
капитала (выбор вуза) связан с преодолением абитуриентом психологического
барьера. Выпускники школ крупных университетских городов предпочитают
учиться «дома» - даже если их «домашний» вуз уступает тому же ТГУ
по качеству образования (о чем можно судить по Национальному рейтингу
вузов). Напротив, выпускники школ периферийных центров, ориентированные
на получение высшего образования хорошего качества, априори вынуждены
покидать родной город. Для них с точки зрения отношения «к дому»
вузы разных городов оказываются эквиваленты – поэтому, очевидно,
часть выпускников осуществляет выбор вуза по критерию качества предоставляемого
образования.
В результате, в ведущих вузах страны оказывается
выше доля уроженцев «второстепенных», периферийных городов (например:
Междуреченск, Бийск, Прокопьевск) по сравнению с региональными столицами,
не являющимися национальными центрами образования (Барнаул, Кемерово,
Новокузнецк). За счет этого важнейшие национальные образовательные
центры выигрывают в разнообразии базового жизненного опыта абитуриентов
– и как следствие – в разнообразии человеческого капитала. Напротив,
региональные образовательные центры, ориентированные на местных
уроженцев, получают более однородную (и как возможное следствие
– менее креативную) студенческую среду.
Зоны «набора» абитуриентов разными факультетами ТГУ.
Не смотря на наличие общих тенденций в формировании зон «набора»
абитуриентов ТГУ в целом, между отдельными факультетами прослеживаются
определенные различия. В первую очередь, выделяются различия в доле
студентов-томичей (табл. 4): на гуманитарных факультетах томичей
более половины, тогда как на технических - около трети (химический)
или вовсе чуть больше одной десятой (физико-технический).
Таблица 4. «Зоны набора» абитуриентов различных факультетов
ТГУ (выпуски 2007—2009 гг.)
Город, указанный как место окончания школы
|
Выпускники факультетов за период, чел.
|
Выпускники факультетов за период, доля от
указавших место окончания школы, %
|
Институт искусств и культуры
|
Прикладной математики и кибернетики
|
Химический
|
Физико-технический
|
Институт искусств и культуры
|
Прикладной математики и кибернетики
|
Химический
|
Физико-технический
|
Всего указали
|
58
|
85
|
55
|
69
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Томск
|
34
|
46
|
21
|
11
|
58,6
|
54,1
|
38,2
|
15,9
|
Северск
|
4
|
8
|
1
|
2
|
6,9
|
9,4
|
1,8
|
2,9
|
Стрежевой
|
1
|
1
|
-
|
-
|
1,7
|
1,2
|
0,0
|
0,0
|
Колпашево
|
-
|
2
|
1
|
3
|
0,0
|
2,4
|
1,8
|
4,3
|
Всего города южной части Томской области*
|
8
|
11
|
3
|
3
|
13,8
|
12,9
|
5,5
|
4,3
|
Всего города Севера Томской области**
|
1
|
3
|
4
|
4
|
1,7
|
3,5
|
7,3
|
5,8
|
Когалым
|
-
|
1
|
-
|
1
|
0,0
|
1,2
|
0,0
|
1,4
|
Анжеро-Судженск
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1,7
|
2,4
|
3,6
|
1,4
|
Кемерово
|
2
|
-
|
-
|
1
|
3,4
|
0,0
|
0,0
|
1,4
|
Киселевск
|
-
|
2
|
1
|
-
|
0,0
|
2,4
|
1,8
|
0,0
|
Междуреченск
|
1
|
-
|
-
|
8
|
1,7
|
0,0
|
0,0
|
11,6
|
Новокузнецк
|
-
|
-
|
1
|
-
|
0,0
|
0,0
|
1,8
|
0,0
|
Прокопьевск
|
-
|
2
|
2
|
-
|
0,0
|
2,4
|
3,6
|
0,0
|
Всего города и поселки Кемеровской области
|
5
|
6
|
9
|
14
|
8,6
|
7,1
|
16,4
|
20,3
|
Караганда
|
-
|
-
|
|
4
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
5,8
|
Кокчетав
|
-
|
-
|
1
|
2
|
0,0
|
0,0
|
1,8
|
2,9
|
Павлодар
|
-
|
-
|
1
|
|
0,0
|
0,0
|
1,8
|
0,0
|
Усть-Каменогорск
|
-
|
1
|
2
|
2
|
0,0
|
1,2
|
3,6
|
2,9
|
Экибастуз
|
-
|
2
|
-
|
-
|
0,0
|
2,4
|
0,0
|
0,0
|
Всего города и поселки Казахстана
|
1
|
6
|
5
|
12
|
1,7
|
7,1
|
9,1
|
17,4
|
Абакан
|
1
|
1
|
-
|
-
|
1,7
|
1,2
|
0,0
|
0,0
|
Всего республика Хакасия
|
1
|
1
|
-
|
2
|
1,7
|
1,2
|
0,0
|
2,9
|
Улан-Удэ
|
2
|
2
|
1
|
5
|
3,4
|
2,4
|
1,8
|
7,2
|
Всего Республика Бурятия
|
-
|
-
|
-
|
6
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
8,7
|
Бийск (Алтайский край)
|
1
|
2
|
3
|
11
|
1,7
|
2,4
|
5,5
|
15,9
|
Города и поселки Якутии
|
-
|
-
|
3
|
-
|
0,0
|
0,0
|
5,5
|
0,0
|
Новосибирск
|
2
|
-
|
-
|
1
|
3,4
|
0,0
|
0,0
|
1,4
|
Всего Новосибирская область
|
3
|
-
|
-
|
1
|
5,2
|
0,0
|
0,0
|
1,4
|
Красноярск
|
-
|
1
|
-
|
-
|
0,0
|
1,2
|
0,0
|
0,0
|
Железногорск
|
-
|
1
|
-
|
-
|
0,0
|
1,2
|
0,0
|
0,0
|
Всего Красноярский край
|
2
|
3
|
-
|
-
|
3,4
|
3,5
|
0,0
|
0,0
|
Усть-Илимск
|
-
|
1
|
-
|
1
|
0,0
|
1,2
|
0,0
|
1,4
|
Всего Иркутская область
|
-
|
1
|
-
|
1
|
0,0
|
1,2
|
0,0
|
1,4
|
Всего учтено городов
|
55
|
78
|
42
|
55
|
94,8
|
91,8
|
76,4
|
79,7
|
* Моряковский Затон, Кривошеино, Светлый (черта Томска), Тегульдет,
Уртам, Асино, Молодежный, Первомайское, Рассвет
** Колпашево, Белый Яр, Стрежевой, Кедровый
Внутри самой Томской области "северяне" (выпускники
школ Колпашево, Стрежевого и др.) поступают, в основном, на технические
факультеты, южане (в первую очередь, выпускники школ Северска, а
также Асино, пригородов самого Томска и др.) - на гуманитарные.
Выпускники школ Северска поступают, в основном (в нашей выборке),
на факультет прикладной математики и кибернетики, где составляют
более 9% студентов.
Выпускников школ Казахстана и Кемеровской области больше
на технических факультетах (особенно на физико-техническом), Абакана
и Улан-Удэ - наоборот, на гуманитарных.
В основном, на гуманитарные факультеты поступают выпускники
школ других университетских городов (Новосибирск, Красноярск); данная
тенденция сохраняется и по выборкам других лет.
Наконец, наблюдаются единичные "всплески"
поступлений из отдельных городов. Например, на физико-техническом
факультете обучалось 8 выпускников школ Междуреченска, из которых
2 человека 2007 года выпуска, 1 - 2009, остальные 2008 г.) Это может
быть связано как с поступлением "за компанию" (т.е. в
рамках действий, предопределенных социальными сетями), так и, гипотетически,
с целевыми программами подготовки (как минимум, один из междуреченцев
вернулся на работу в родной город, в ООО "Распадский уголь";
другой, впрочем, устроился инженером-исследователем в Саров, во
ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ; по остальным информации нет). Возможно, играет
роль и наличие перспективы трудоустройства по профилю обучения в
родном городе. Так, например, на физико-техническом факультете в
исследуемый период обучалось 6 человек из Бурятии (Улан-Удэ и Тарбагатай);
как минимум, половина16
из них вернулась на работу в Улан-Удэ на авиационный завод (по профилю
подготовки). Аналогична и ситуация с Бийском (11 выпускников, 3
вернулись в Бийск, 4 "осели" в Томске), которая будет
рассмотрена специально.
Выводы. Вероятность поступления в Томский университет
выпускника школы некоторого города зависит не только от расстояния
от данного города до Томска, но и от специфики условий в месте обучения.
В первую очередь, в ТГУ поступают выпускники школ средних и крупных
городов, в которых нет своего университета широкого профиля и вообще
широких возможностей для получения высшего образования. Поступление
в Томск выпускников школ из областных центров с собственной образовательной
базой очень ограничено.
Зоны "набора" абитуриентов разных факультетов
не совпадают: наиболее широка "зона набора" абитуриентов
на технические факультеты (особенно физико-технический), тогда как
гуманитарные факультеты обучают, в первую очередь, местных уроженцев.
Одним из факторов выбора технических факультетов ТГУ
в качестве места обучения, предположительно, является экономическая
специализация города проживания абитуриента - поскольку она определяет
потенциальную возможность трудоустройства по профилю обучения в
родной городе.
Частный случай. Бийск и Барнаул в "хинтерланде"
ТГУ: специфика формирования миграционных потоков
Обратим внимание на то, что в ТГУ практически на всех
факультетах значительную группу составляют выпускники школ города
Бийска - при этом выпускники других городов Алтайского края (Барнаул,
Рубцовск) представлены значительно реже. В целом по общей выборке
2007—2009 годов (1102 регистрации, включая пробные выборки 2008
г.) тем или иным способом («родной город», «школа») на бийское происхождение
указали 19 человек – тогда как на Барнаул как контактную информацию
– только один студент психологического факультета заочной формы
обучения (он же – единственный указавший на Рубцовск как родной
город). Преобладание бийчан над барнаульцами среди студентов ТГУ
подтверждалось и рекогносцировочным поиском по другим годам выпуска.
Объяснение данного феномена может быть дано только на
микроуровне – с учетом индивидуальных образовательных стратегий
уроженцев Бийска, Барнаула или других алтайских городов: транспортная
доступность Томска из них примерно одинакова. Здесь возможны три
гипотезы.
Первая гипотеза связана с признанием сложности преодоления
для молодого человека психологического барьера поступления в вуз
в чужом городе. При этом определяющим фактором выбора вуза признается
желание сохранить место жительства. Согласно данной гипотезе, именно
желание обучаться по месту жительства заставляет выпускников школ
Барнаула НЕ поступать в ТГУ, предпочитая, видимо, местный Алтайский
государственный университет и другие барнаульские вузы. Выпускники
же школ Бийска априори17
вынуждены покидать родной город: фактор выбора вуза по месту жительства
теряет свое значение. В этих условиях для бийчан вузы Барнаула и
Томска оказываются как бы в равных конкурентных условиях – и выбор
нередко делается в пользу более престижного ТГУ (существенно опережающий
АлтГУ и Алтайский государственный технический университет им. И.И.
Ползунова в рейтинге вузов); часть бийчан поступает в вузы Барнаула.
Вторая гипотеза связана с уровнем образования и мотивацией
абитуриентов. Возможно, выпускники школ города-наукограда Бийска,
в среднем, лучше подготовлены и больше мотивированы на поступление
в престижный вуз, чем их сверстники из Барнаула.
В пользу этой гипотезы свидетельствует тот факт, что
среди выпускников ТГУ 1996 года, напротив, преобладали барнаульцы
(4 человека18 из
Барнаула и лишь 1 из Бийска в выборке из 279 регистраций) – в те
годы уровень подготовки абитуриентов разных городов был, как представляется,
более ровным. Впрочем, возможно, что и страх поездки в другой город
был в те годы ниже – не говоря уже о скудости выборки участников
сети 1996 года выпуска.
Третья гипотеза связана с фактором возможности вернуться
на работу в свой город. Такая возможность подкрепляется специфическими
неформальными институциональными условиями (семейные традиции, неформальные
возможности родителям устроить детей на работу на свое предприятие,
в свой институт), а также материальными факторами (наличие семейной
жилплощади в родном городе). В этом случае предполагается, что абитуриенты
из Бийска предпочитают ТГУ как центр подготовки по уникальным специальностям,
связанным с профилем бийских предприятий и учреждений – тогда как
у абитуриентов из Барнаула нет ориентации на специфические томские
специальности.
В пользу данной гипотезы свидетельствует неравномерность
распределения бийчан по факультетам ТГУ (табл. 5).
Таблица 5. Распределение бийчан по факультетам ТГУ
Факультет
|
Количество бийчан19
среди выпускников ТГУ 2007—2009 гг., чел.
|
Количество выпускников бийских школ, указавших на работу
в Бийске после окончания ТГУ в 2007-2009 гг., чел.
|
Химический
|
3
|
0
|
Физико-технический
|
11
|
3
|
Институт искусств и культуры (ИИиК)
|
1
|
1
|
Прикладной математики и кибернетики
|
2
|
0
|
Заметим, однако, что выбор определенных специальностей
бийчанами (даже если допустить, что он мотивирован желанием далее
работать в родном городе) далеко не всегда приводит к трудоустройству
в родном городе. Из 17 бийчан – выпускников исследуемых факультетов
ТГУ 2007—2009 гг., в Бийск вернулось только 4 (в том числе трое
с «профильного», по-видимому, физико-технического университета),
тогда как указали, что «осели» в Томске 10 человек, в т.ч. 7 выпускников
физтеха (еще один бийчанин уехал в Нефтеюганск, еще по двум нет
данных).
Таким образом, ориентация на определенную специализацию,
связанную с местом жительства, влияет, главным образом, на выбор
вуза (допустим, через родительский «нажим» на абитуриента), тогда
как на стадии выбора места работы данный фактор уже теряет свое
значение.
В итоге, каждая из названных гипотез, по-видимому, играет
определенную роль в определении карьерных траекторий. При этом третья
гипотеза в наибольшей степени определяет карьерные траектории обучающихся
по техническим (при этом узким) специальностям.
Особо обратим внимание, что сила престижа образования
оказывается чуть ли не единственной, заставляющей преодолевать административные
границы. Проведенное исследование информационной связности городов
Алтайского края друг с другом и с крупными городами соседних территорий
показало почти полное отсутствие информационных связей алтайских
городов за пределами края: абсолютное большиство «внешних» информационных
контактов края проходили через Барнаул.
Таблица 6.Число сообщений, в которых упоминаются потенциальные
центры территориальных кластеров совместно с крупнейшими городами
РФ и регионов-соседей по данным поисковой системы Яндекс.Новости20,
единиц
Город
|
Число упоминаний данного города в одном документе с другими
|
Томск
|
Барнаул
|
Москва
|
Новосибирск
|
Кемерово
|
Красноярск
|
Барнаул
|
15279
|
_
|
39225
|
34772
|
14493
|
16333
|
Бийск
|
2627
|
18750
|
6068
|
5975
|
2028
|
2229
|
Белокуриха
|
485
|
4002
|
1295
|
1149
|
438
|
492
|
Рубцовск
|
717
|
9569
|
2020
|
2334
|
831
|
704
|
Славгород
|
150
|
2976
|
542
|
489
|
140
|
108
|
Выявляемые данной методикой информационные связи отражают
связи в культуре, политике, экономике и т.д. – в целом по этим сферам
Бийск далеко отстает от Барнаула по совместному упоминанию (отражающему
реальные проекты и мероприятия, затрагивающие соответствующие пары
городов) с другими городами страны и Сибири.
В сфере образования, напротив, по-видимому, именно Бийск
– как город с наиболее образованным населением и развитой научной
сферой - оказывает «локомотивом» внешних контактов Алтайского края.
Выводы. Выбор конкретных карьерных траекторий
выпускников школ определенного города определяется совокупностью
факторов, в числе которых выделяются:
- образовательная инфраструктура в месте окончания школы (наличие
престижных вузов и качество полученного образования);
- институциональные условия в месте окончания школы (потенциальные
возможности устроиться на работу в родном городе);
- территориальное размещение мест приложения труда и обучения
по узким техническим специальностям (особенно актуально для наукоградов,
узких специалистов для которых готовят в вузах других городов).
Образовательные контакты формируют иную территориальную
структуру, чем информационные контакты городов в целом – причем
она оказывается в меньшей степени зависимой от административных
границ, чем событийный ряд региона в целом.
Томский государственный университет как центр "производства"
человеческого капитала: зона «сбыта» специалистов
В целом, зона трудоустройства выпускников отражает ожидаемую
"перекачку" человеческого капитала из менее крупных городов
в более крупные, а также из Казахстана в Россию (число возвратов
в Казахстан очень мало). Выпускники ТГУ трудоустраиваются в крупные
города, откуда почти не бывает абитуриентов (Тюмень, Новосибирск,
Красноярск, Омск, Кемерово), в том числе ожидаемо в Санкт-Петербург
и Москву (в Петербурге оказывается немного больше "технарей",
в Москве - "гуманитариев") – табл. 7-10.
Таблица 7. Зона трудоустройства выпускников химического
факультета ТГУ
Город
|
Данные разных разделов анкет
|
Всего по всем разделам
|
Место трудоустройства (раздел "работа")
или жительства (раздел "дом")
|
Дополнительно: место, указанное в разделе "контакты"
|
Дополнительно: место, указанно в разделе "город"
при общей регистрации
|
Чел.
|
%
|
Всего количество ответов
|
12
|
9
|
73
|
94
|
100
|
Томск
|
7
|
9
|
47
|
63
|
67,0
|
Север Западной Сибири (Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск,
Когалым)
|
2
|
|
3
|
5
|
5,3
|
Норильск
|
1
|
|
4
|
5
|
5,3
|
Кемеровская область (Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Гурьевск,
Междуреченск)
|
1
|
|
6
|
7
|
7,4
|
Новосибирск
|
|
|
8
|
8
|
8,5
|
Красноярский край (Ачинск)
|
|
|
1
|
1
|
1,1
|
Таблица 8. Зона трудоустройства выпускников физико-технического
факультета ТГУ
Город
|
Данные разных разделов анкет
|
Всего по всем разделам
|
Место трудоустройства (раздел "работа")
или жительства (раздел "дом")
|
Дополнительно: место, указанное в разделе "контакты"
|
Дополнительно: место, указанно в разделе "город"
при общей регистрации
|
Чел.
|
%
|
Всего количество ответов
|
37
|
35
|
95
|
167
|
100
|
Томск
|
17
|
25
|
58
|
100
|
59,9
|
Северск
|
|
1
|
|
1
|
0,6
|
Север Западной Сибири (Стрежевой, Колпашево)
|
1
|
1
|
|
2
|
1,2
|
Саров
|
1
|
|
|
1
|
0,6
|
Снежинск
|
3
|
|
1
|
4
|
2,4
|
Кемеровская область (Кемерово, Киселевск, Междуреченск)
|
2
|
2
|
5
|
9
|
5,4
|
Бийск
|
2
|
|
6
|
8
|
4,8
|
Улан-Удэ
|
4*
|
|
2
|
2
|
1,2
|
Новосибирск
|
1
|
|
2
|
3
|
1,8
|
Тюмень
|
|
|
3
|
3
|
1,8
|
Красноярск
|
|
1
|
|
1
|
0,6
|
Санкт-Петербург
|
2
|
2
|
3
|
7
|
4,2
|
Москва
|
|
|
5
|
5
|
3,0
|
Подмосковье (Переславль-Залесский, Ногинск, Черноголовка)
|
1
|
|
2
|
3
|
1,8
|
Зарубежные города
|
|
|
2
|
2
|
1,2
|
* Один из выпускников до устройства в Байкальскую экспедицию
работал в Нефтеюганске.
Таблица 9. Зона трудоустройства выпускников факультета
прикладной математики и кибернетики ТГУ
Город
|
Данные разных разделов анкет
|
Всего по всем разделам
|
Место трудоустройства (раздел "работа")
или жительства (раздел "дом")
|
Дополнительно: место, указанное в разделе "контакты"
|
Дополнительно: место, указанно в разделе "город"
при общей регистрации
|
Чел.
|
%
|
Всего количество ответов
|
30
|
53
|
96
|
179
|
100
|
Томск
|
21
|
46
|
69
|
136
|
76,0
|
Северск
|
|
1
|
2
|
3
|
1,7
|
Север Западной Сибири (Колпашево, Нефтеюганск)
|
|
1
|
1
|
2
|
1,1
|
Кемеровская область (Кемерово, Анжеро-Судженск)
|
|
|
3
|
3
|
1,7
|
Бийск
|
|
|
1
|
1
|
0,6
|
Казахстан (Экибастуз, Астана)
|
1
|
|
1
|
2
|
1,1
|
Новосибирск
|
|
1
|
4
|
5
|
2,8
|
Красноярский край (Железногорск, Минусинск, Красноярск, Ачинск)
|
2
|
|
3
|
5
|
2,8
|
Санкт-Петербург
|
2
|
1
|
4
|
7
|
3,9
|
Москва
|
|
1
|
3
|
4
|
2,2
|
Зарубежные города
|
4
|
|
2
|
6
|
3,4
|
Таблица 10. Зона трудоустройства выпускников института
искусств и культуры ТГУ
Город
|
Данные разных разделов анкет
|
Всего по всем разделам
|
Место трудоустройства (раздел "работа")
или жительства (раздел "дом")
|
Дополнительно: место, указанное в разделе "контакты"
|
Дополнительно: место, указанно в разделе "город"
при общей регистрации
|
Чел.
|
%
|
Всего количество ответов
|
26
|
41
|
59
|
126
|
100
|
Томск
|
20
|
38
|
43
|
101
|
80,2
|
Северск
|
1
|
|
|
1
|
0,8
|
Кемеровская область (Кемерово)
|
2
|
|
|
2
|
1,6
|
Бийск
|
1
|
1
|
|
2
|
1,6
|
Казахстан (Алма-Ата)
|
|
1
|
|
1
|
0,8
|
Новосибирск
|
|
|
2
|
2
|
1,6
|
Красноярск
|
|
|
1
|
1
|
0,8
|
Омск
|
1
|
1
|
|
2
|
1,6
|
Санкт-Петербург
|
|
|
2
|
2
|
1,6
|
Москва
|
|
|
3
|
3
|
2,4
|
Зарубежные города
|
|
|
1
|
1
|
0,8
|
На каждом из факультетов формируются, однако, свои особенности
распределения выпускников. Как указывалось, подготовка на химическом
и физико-техническом факультетах связана с приобретением узких специальных
компетенций (например, химия высокомолекулярных соединений, космическая
физика и т.д.) - спектр возможных мест трудоустройства выпускников
здесь заведомо ограничен. Напротив, почти все выпускники исследуемых
гуманитарных факультетов могут трудоустроиться практически в любом
городе страны (имея специальность дизайнера, преподавателя музыки,
программиста и т.п.). Данное обстоятельство отчасти сказалось на
различии в дальнейших карьерных траекториях выпускников факультета
- в первую очередь, в доле выпускников, трудоустраивающихся в самом
Томске (табл. 7-10). В то же время, сама широта зоны распределения
выпускников гуманитарных факультетов больше -- в частности, они
чаще, чем, например, химики уезжают в зарубежные страны.
Полученные данные интересно сравнить с результатами
исследования зоны трудоустройства британских выпускников: там зона
трудоустройства гуманитариев уже, чем у "технарей". Российская
картина представляется более сложной.
В частности, в самом Томске "оседает" больше
всего выпускников факультета прикладной математики и кибернетики
(более трех четвертей) и ИИК (около 80%). При этом среди выпускников
факультета высшей математики и кибернетики наиболее высока доля
уехавших за границу (в том числе в Амстредам, специализирующийся
на высокотехнологичных производствах город Реховот под Тель-Авивом,
Окленд под Сан-Франциско), в Москву и Санкт-Петербург (выпускники
факультета оказываются ориентированы на наиболее престижные места
работы).
Выпускники физико-технического факультета в значительной
степени ориентируются на "интеллектуальные города" (Снежинск,
Саров, Черноголовка), включая собственно Томск (2/3 выпускников),
а также Санкт-Петербург (доля выпускников факультета, оказывающихся
в Петербурге характерно выше доли таковых в Москве) -- но в то же
время по сравнению с другими факультетами велик их процент трудоустройства
в соседних с Томском регионах (это возвратившиеся в родные города
уроженцы Кемерова, Киселевска, Междуреченска, Бийска, Колпашево
и т.п.).
Наиболее узкая зона распределения у выпускников химического
факультета - при этом в ней весьма заметен "северный"
сектор (специалисты в областях, связанных с нефтехтимией или, возможно,
экологией, оказываются в Нефтеюганске, Нижневартовске и Когалыме;
другой "поток" направляется в Норильск), но нет "выходов"
в Москву и Санкт-Петербург.
Выпускники факультета искусств и культуры, напротив,
на Север никогда не попадают - зато у них очень широк спектр трудоустройства
в крупных городах страны, в первую очередь сибирских (Новосибирск,
Красноярск, Омск, Кемерово); отдельные выпускники факультета есть
в крупных городах различных районов страны (Самара, Воронеж, Екатеринбург).
Одна из выпускниц ИИК 2008 г., к моменту исследования работающая
в Томске, успела поработать Санкт-Петербурге (а до поступления в
Томск - в Москве, Краснодаре и Красноярске); другая - музыкант,
уроженка Бердска - успела к 2011 г. поработать в Новосибирске и
Ступино (а до поступления в Томск также в Чебоксарах).
Последняя биография довольно типична для уроженца малого
или среднего города. Здесь мы приходим к важному наблюдению: наиболее
активными «переносчиками» знаний по стране оказываются
уроженцы провинциальных городов (окончившие вуз не по месту рождения).
Данная тенденция сложилась еще в советское время (см. меня по Старому
Осколу) - и подтверждается нашим исследованием: практически всегда
в северные города, например, направляются выпускники школ Казахстана
или Кемеровской области. Аналогично, в числе выпускников ТГУ, попавших
в Северск и Снежинск, в нашей выборке не оказалось томичей (подробнее
см. ниже). Напротив, за рубеж уезжают как сами томичи, так и уроженцы
других городов (в нашей выборке, например, - Красноярска и Анжеро-Судженска).
Частный случай: формирование потоков носителей специфических
специализаций по факультетам
Обратим внимание на довольно специфические "пункты
назначения" выпускников некоторых факультетов ТГУ. Так, в частности,
сразу 5 выпускников химического факультета ТГУ оказалось в Норильске
(табл. 7), 4 выпускника физико-технического факультета - в Снежинске
(один из них успел также поработать в Сарове) и еще один в Сарове.
(табл. 8).
Доля поступивших в данные вузы невысока, кроме того,
все трудоустроившиеся в Норильске, Сарове и Снежинске - выпускники
2009 г. Тем не менее, гипотетическая вероятность "попадания"
хотя бы нескольких выпускников вуза в один из удаленных от вуза
городов страны - и при этом неродных - очень мала: как показано
выше, абсолютное большинство выпускников трудоустраивается по месту
учебы, прежнему месту жительства, в столицах (Москва, Петербург)
или отправляется за границу; отклонения от данный сценариев уникальны.
Для объяснения таких уникальных отклонений логично предположить
действие неких неслучайных факторов, направляющих выпускников вуза
в определенные (неродные и нестоличные) города. По-видимому, здесь
действует или аналог системы распределения (запросы предприятий
определенных городов на выпускников) - т.е. некие формальные институты
- или сетевые социальные связи. Данное предположение хорошо согласуется
с выводами исследования институциональных факторов трудоустройства
россиян в 90-е годы: установлена доминирующая роль социальных связей
при трудоустройстве, причем выбор рабочего места в рамках социальных
сетей осуществляется нередко даже в ущерб экономически более выгодным
вариантам21.
В настоящий момент мы не располагаем информацией, позволяющей
сделать выбор в пользу или аналога системы распределения, или неформальных
институтов (допустим, знакомства преподавателей вуза). Однако, мы
проверили постоянство действия данных факторов (одного или обоих)
путем целевого поиска в исследуемой сети22.
Был введен поисковый запрос: найти выпускников каждого из факультетов
(химический и физико-технический), указавших в качестве города проживания
(раздел "город") Норильск, Саров и Снежинск.
Среди выпускников физтеха в Снежинске оказалось всего
18 человек (годы выпуска с 1999 до 2011 г.), и еще 9 - в Сарове.
Тем самым, можно констатировать, что некие формальные или неформальные
институциональные каналы, "направляющие" выпускников физтеха
ТГУ в Снежинск и, в меньшей степени, в Саров, действуют устойчиво.
Среди выпускников химического факультета в Норильске оказалось 9
человек (годы выпуска с 2005 по 2009) - тем самым, относительно
устойчиво работают и аналогичные "коридоры" отправки студентов-химиков
в Норильск. Для сравнения: в Сарове оказался один выпускник химического
факультета, в Норильске ("целевом" городе распределения
выпускников-химиков) - один выпускник физтеха.
Обратим внимание на происхождение "направленных"
из Томска в Саров, Снежинск и Норильск: в изученной выборке нет
данных, фиксирующих направление в данные "целевые" города
уроженцев Томска. В выборке 2007-2009 годов в Снежинске оказались
выпускники школ Караганды, Абазы (Хакасия) и Колпашево (в качестве
места рождения последнего указан Тирасполь); в Сарове - выпускник
школы Междуреченска (Кемеровская область), в Норильске - Кокшетау.
Таким образом, в некоторых случаях уроженцы небольших
периферийных (и даже депрессивных) городов по "привязанным"
к ТГУ институциональным каналам перенаправляются в определенные
центры трудоустройства (Снежинск, Саров, Норильск).
Можно предположить наличие аналогичных каналов и в отношении
выпускников других специальностей (например, направление выпускников
факультета прикладной математики в Санкт-Петербург) - но эта тематика
требует проведения отдельных исследований.
Выводы. Трудоустройство по некоторым (редким)
специальностям частично определяется существующими и достаточно
стабильными институциональными каналами (формальными или неформальными)
- соответственно, их карьерные траектории выстраиваются по определенным
пространственным маршрутам.
Оценка зон влияния вузов: вузы региональные и локальные
В сентябре 2011 г. было проведено оценочное исследование,
позволяющие оценить степень влияния вуза в определенном городе (при
можно оценить роль вуза и как "магнита" для абитуриентов,
и как поставщика специалистов). Для этого вводился поисковый запрос:
студенты такого-то вуза такого-то года выпуска (или без указания
года выпуска), окончившие школу (или нашедшие работу) в таком-то
городе. К сожалению, по состоянию на 2011 г. поисковая система сети
«ВКонтакте» была изменена – ввести одновременно запрос на вуз и
школу стало невозможно. Возможен запрос одновременно на вуз и «место»
- однако, в графе «место» могут быть места отпуска и другие – не
позволяющие оценить карьерные траектории без детального изучения
анкет. Тем не менее, приведем результаты, полученные ранее.
Таблица 11. Поступление в некоторые ведущие вузы Сибири
из других университетских центров по данным социальной интернет-сети
"ВКонтакте" (выпуск 2006 г.)
Вуз
|
Окончили школу в 2004-2005 г.
|
Среди выпускников 2010 г. окончили школу
в 2004-2005 гг. в городах
|
Бар-
наул
|
Ека-
терин-
бург
|
Иркутск
|
Кеме-
рово
|
Красно-
ярск
|
Мос-
ква
|
Ново-
сибирск
|
Омск
|
Санкт-Петер-
бург
|
Томск
|
Тюмень
|
Хаба-
ровск
|
АлтГУ
|
Чел.
|
694
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
‰
|
667
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
КемГУ
|
Чел.
|
1
|
0
|
0
|
662
|
0
|
1
|
2
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
‰
|
1,1
|
0,0
|
0,0
|
719
|
0,0
|
1,1
|
2,2
|
1,1
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
НГУ
|
Чел.
|
5
|
0
|
0
|
9
|
3
|
8
|
659
|
3
|
3
|
2
|
1
|
3
|
‰
|
6,1
|
0,0
|
0,0
|
10,9
|
3,6
|
9,7
|
798
|
3,6
|
3,6
|
2,4
|
1,2
|
3,6
|
ОмГУ
|
Чел.
|
0
|
2
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
976
|
1
|
0
|
1
|
0
|
‰
|
0,0
|
2,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3,9
|
954
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
ТГУ
|
Чел.
|
12
|
1
|
0
|
32
|
0
|
2
|
41
|
1
|
1
|
585
|
0
|
0
|
‰
|
9,0
|
0,7
|
0,0
|
24,0
|
0,0
|
1,5
|
30,7
|
0,7
|
0,7
|
438
|
0,0
|
0,0
|
ТПУ
|
Чел.
|
1
|
0
|
0
|
7
|
2
|
1
|
11
|
2
|
0
|
556
|
0
|
0
|
‰
|
0,9
|
0,0
|
0,0
|
6,3
|
1,8
|
0,9
|
10,0
|
1,8
|
0,0
|
504
|
0,0
|
0,0
|
Таблица 12. Поступление в ЮФУ (г. Ростов-на-Дону) из
некоторых других университетских центров по данным социальной интернет-сети
"ВКонтакте" (выпуск 2006 г.)
Единица измерения
|
Среди выпускников 2010 г. окончили школу
в 2004-2005 гг. в городах:
|
Красно-
дар
|
Махач-
кала
|
Мос-
ква
|
Наль-
чик
|
Ростов
-на-
Дону
|
Волго-
град
|
Воро-
неж
|
Са-
мара
|
Сара-
тов
|
Санкт-
Петер-
бург
|
Хаба-
ровск
|
Чел.
|
9
|
5
|
3
|
4
|
1216
|
0
|
1
|
0
|
0
|
2
|
1
|
‰
|
5,4
|
3,0
|
1,8
|
2,4
|
731,2
|
0
|
0,6
|
0
|
0
|
1,2
|
0,6
|
Как видно из таблицы, например, около 67% выпускников
Алтайского госуниверситета 2010 года выпуска в Барнауле закончили
школу в самом Барнауле, около 95% Омского госуниверситета – в самом
Омске, и только около 44% выпускников ТГУ – в самом Томске. Тем
самым, очевидно, то ТГУ «работает», в основном, на обучение иногородних
студентов, тогда как ОмГУ – на обучение омичей. Напоминаем, что
данные цифры могут содержать погрешности (до 20%), связанные со
спецификой регистрации в сети – однако они все же позволяют оценить
сравнительную силу влияния вуза в определенном городе на самом общем
уровне.
В целом, оказалось, что наиболее крупные территориально
близкие вузы (например, ТГУ и НГУ) имеют перекрывающиеся зоны влияния:
в Томске обучается десятки человек, закончивших школу в Новосибирске
(включая, впрочем, заочников). В остальном зоны влияния разделены:
из других университетских городов в большинство вузов почти не поступают.
При этом доля студентов своего города составляет 65-75% -- соответственно,
остальную долю вуз "добирает" из студентов небольших населенных
пунктов, не являющихся университетскими центрами, и не охваченных
данным пробным исследованием. Опыт изучения "зон поставок"
абитуриентов в ТГУ позволяет предположить, что это уроженцы небольших
городов того же региона, где расположен вуз - или соседних.
Начиная с декабря 2011 г. аналогичные автоматические
рекогносцировочные исследования в силу изменения поисковой системы
«ВКонтакте» стали невозможны – однако, возможно их проведение с
применением специальных программ, позволяющих выбирать выпускников
определенных школ из массива выпускников определенных вузов.
1 Статья подготовлена
при поддержке гранта РФФИ № 10-06-00275 "Новые закономерности
размещения производительных сил России" (рук. А.Н. Пилясов).
2 Jaffe A., Trajtenberg
M., Henderson R. Geographic localization of knowledge spillovers
as evidenced by patent citations, Quarterly Journal of Economics.
1993.
3 См. обзор: Maryann
Feldman. The New economics of innovation, spillovers and agglomeration:
a review of empirical studies. Economics of Innovation and New Technology.
1999, Vol. 5. Pp. 5-25.
4 Feldman M. The
Character of Place. European Regional Science Association
Meeting Keynote, Barcelona, August 1, 2011. URL: http://www.maryannfeldman.com/yahoo_site_admin/assets/docs/Feldman_ERSA_Barcelona_9-1-11.24780730.pdf.
5 Обзор ведущих социальных
интернет-сетей разных стран присутствует, например, в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E5%F2%FC_%2
8%C8%ED%F2%E5%F0%ED%E5%F2%29#.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.BF. D0.BD.D0.B5.D0.B9.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D1.81.D0.B5.D1.82.D0.B8
6 Там же. См. также:
Мировая карта распространения соцсетей // РИА Новости. http://ria.ru/infografika/20110225/338976030.html.
7 "По данным
исследования TNS, самой популярной социальной сетью на конец августа
2011 года является портал vkontakte.ru, в среднем за день его посещает
11,5 млн человек в городах России с населением более 100 тыс, на
втором месте — «Одноклассники» с 6,8 млн посетителей. Facebook собирает
только 1,2 млн человек." [http://www.sarafannoeradio.org/analitika/771-rossiyane-vybirayut-yandex-i-vkontakte.html].
См. также: Мировая карта распространения соцсетей // РИА Новости.
http://ria.ru/infografika/20110225/338976030.html.
8 В декабре 2011 г.
возможности поиска сузились: исчезла возможность искать, например,
пользователей сети, одновременно являющихся выпускниками определенной
школы и определенного вуза.
9 Данные по точному
количеству бакалавров, специалистов и магистров собраны в рамках
материалов к Национальному рейтингу вузов РФ (http://univer-rating.ru/)
-- к сожалению, без разбивки по годам обучения.
10 В конце 2000-х
годов резко увеличилась доля Бийска и Улан-Удэ, несколько упала
доля крупных городов (Алма-Ата, а также Новосибирск, Новокузнецк;
данный аспект рассмотрен ниже), но в целом, спектр городов, "поставляющих"
абитуриентов ТГУ, сохранился.
11 Данные об окончании
школы в определенном городе.
12 По состоянию
на декабрь 2011 г. поисковая система сети «ВКонтакте» изменена:
получить данные одновременно по вузу и школе стало невозможно без
применения специальной программы.
13 Это видно по
текстам сообщений, противоречащим указанным в регистрации данным.
14 Об этом свидетельствуют
формулировки типа "Родной город: теперь уже Томск". "Родной
город: нет такого".
15 Зафиксировано
по нескольку человек, прибывших в Томск для учебы из Стрежевого,
Колпашево, города Мыски (Кемеровская область); из пригородов Томска.
16 Один из выпускников
позже уехал в Иркутск.
17 Мы рассматриваем
выпускников, ориентированных на получение университетского образования,
поэтому условно не будем рассматривать бийские вузы (Алтайская государственная
академия образования им. В.М. Шукшина (бывший пединститут), Бийский
технологический институт (филиал Алтайского государственного технического
университета им. Ползунова) и местные филиалы некоторых московских
вузов) как сильных конкурентов ТГУ и АлтГУ.
18 В т.ч. 2 указали
Барнаул как родной город и 2 – как город в разделе «контакты», т.е.
отнесение их к барнаульцам условно.
19 Указавшие на
окончание школы в Бийске или Бийск как «родной город»
20 По данным 03.12.2011.
Методика подробнее описана в: Замятина Н.Ю. Информационная связность
городов и регионов: опыт исследования // Социально-экономическая
география 2011: теория и практика. Материалы международной научной
конференции "Социально-экономическая география: фундаментальные
и прикладные исследования" (14--17 сентября 2011 г., Калининград).
Калининград: Изд-во БФУ им. Канта, с. 88--93.
21 Валерий Якубович.
Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и
рабочих мест в России // Экономическая социология: Новые подходы
к институциональному и сетевому анализу. -М.: "Российская политическая
энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. c. 210-251
22 Был доступен
в поисковой системе сети "ВКонтакте" летом-осенью 2011
г.
|