Создание Евразийского союза (План Назарбаева - Путина) – конечная цель интеграции государств СНГ. Бесспорным центром интеграционного притяжения независимых, суверенных постсоветских государств является Российская Федерация. Такого рода геополитическая реальность не может не отражаться на политике Кыргызстана и других государств СНГ в сфере миграционных отношений.
Если с этой позиции рассматривать миграционную политику нашей страны, донора рабочей силы, и миграционную политику России, реципиента рабочей силы, то можно утверждать, что определенное влияние на взаимодействие государств оказывает цель межгосударственной интеграции (создание Евразийского союза), придавая им интеграционный (объединительный) характер. Но это теория. А что на практике?
Она показывает, что в рамках СНГ разработано множество документов, призванных регулировать трудовую миграцию. Образован Совет руководителей миграционных органов государств-участников СНГ, разработан план мероприятий совета по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ.
Возникает, естественно, вопрос: в какой мере акты СНГ о трудовой миграции, в том числе учредительные документы, влияют на миграционную политику Кыргызстана и центра интеграционного притяжения?
Изучая концептуальные документы обоих государств о миграционной политике, необходимо помнить, что в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств не идет речь об их интеграции, тем более политической. Эта идея нашла свое выражение в Уставе СНГ: «Целями Содружества являются межгосударственная кооперация и интеграция». Нельзя забывать и об идее создания Евразийского союза, она впервые была высказана Н. Назарбаевым в 1994 году.
Следовательно, приступая к разработке кыргызской и российской концепций миграционной политики, исполнители не могли не знать об интеграционной цели СНГ и не могли не понимать, что межгосударственные миграционные отношения являются частью интеграционного процесса Содружества. Однако сие знание и понимание они (умышленно или по недомыслию?) игнорировали. Поэтому о существовании СНГ, тем более о его интеграционной деятельности и конечной цели, значимой для населения постсоветских государств и жизненно важной для миллионов трудовых мигрантов, работающих в России, в концепциях не упоминается. И это несмотря на то, что между Кыргызстаном, другими постсоветскими странами и Россией существуют тесные экономические, социальные, гуманитарные, политические, культурные и миграционные связи. Последние нашли отражение в ряде документов начиная с 1992 года (практически «на следующий день» после создания СНГ) – это соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, трудовой миграции, в борьбе с незаконной миграцией. Миграционная и объединительная направленность этих документов очевидна, тем не менее их анализ не вошел в сферу исследовательских интересов авторов концепций. В результате связь между интеграционными и миграционными процессами не получила отражения в концепциях государственной политики и КР, и РФ, что привело, во-первых, к утрате возможности использования информационного влияния интеграционной составляющей миграционной политики РФ на разработку и реализацию миграционной политики государств Содружества. Во-вторых, осуществление крайне важных для наших трудовых мигрантов соглашений СНГ оказалось за бортом Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики КР.
Коль скоро интеграционная составляющая межгосударственных миграционных отношений не получила отражения в государственной миграционной политике, то ей не нашлось места и в Законе КР «О внешней миграции», что в значительной мере ослабило его регулирующее воздействие на процессы трудовой миграции.
С течением времени взаимодействие постсоветских государств в сфере миграционных отношений перешло на более высокий уровень взаимного понимания. В результате были разработаны Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ (2000 г.) и Декларация о согласованной миграционной политике (2007 г.).
Анализ миграционных концепций, двух- и многосторонних соглашений, деклараций, программ и планов СНГ, принятых в последние пять лет, позволяет говорить о том, что действия государств-участников СНГ подошли к порогу, за которым начинается процесс системной интеграции. Его продуктами являются ЕврАзЭС, Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, Единое экономическое пространство, а в недалеком будущем и Евразийский союз.
В этих условиях Концепция миграционной политики КР, Закон «О внешней трудовой миграции» если не совсем, то в значительной мере утратили актуальность. Возникла, естественно, потребность в их новой редакции. При подготовке новой концепции разработчики обязаны анализировать международные договоры, общепризнанные нормы Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов, не забывая при этом о миграционных актах СНГ. В ней должны отражаться потребности и интересы государства в трудовых ресурсах. Они, как представляется, носят двойственный характер. С одной стороны, это потребность в сохранении трудовых ресурсов, следствием которой является интерес государства в привлечении российских инвестиций, создании новых рабочих мест и снижении на этой основе внешней трудовой миграции. С другой – интерес в экспорте излишков рабочей силы, что снижает безработицу и связанную с ней социальную напряженность. Это же время порождает обязанность государства направлять трудовую миграцию в цивилизованное русло, разрабатывать и применять правовые механизмы контроля соблюдения прав человека в отношениях между российским государством, работодателями и кыргызскими трудовыми мигрантами и их общественными объединениями (диаспорами). Следует также учитывать соответствующие положения миграционной политики РФ. Нельзя забывать и о неизбежности образования Евразийского союза.
Соблюдение этих и ряда других условий создания концепции позволит разработать такую государственную миграционную политику внешней трудовой миграции, которая будет эффективно защищать права мигрантов. Однако радикальное решение проблем трудовой миграции окажется возможным в условиях создания Евразийского союза, когда граждане государств-членов ЕАС, в том числе и нынешние трудовые мигранты, станут одновременно и его гражданами. Они получат, говоря словами В. Путина, «возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться». И проблемные вопросы въезда, работы, жизни трудовых мигрантов в России, которые сегодня живо обсуждаются в российских СМИ, уйдут в прошлое. Для наших трудовых мигрантов это и есть будущее, которое рождается сегодня. Приблизить его – задача, посильная для правительства.
Геннадий ЖАЛКУБАЕВ, независимый аналитик.
Кстати: Радикальное решение проблем трудовой миграции окажется возможным в условиях создания Евразийского союза, когда граждане государств-членов ЕАС, в том числе и нынешние трудовые мигранты, станут одновременно и его гражданами. Они получат, говоря словами В. Путина, «возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться». И проблемные вопросы въезда, работы, жизни трудовых мигрантов в России, которые сегодня живо обсуждаются в российских СМИ, уйдут в прошлое. Для наших трудовых мигрантов это и есть будущее, которое рождается сегодня. Приблизить его – задача, посильная для правительства.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)