Rambler's Top100

№ 493 - 494
1 - 22 января 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Вторая Национальная перепись населения Киргизии

Демографические процессы в Кыргызстане

Общество и семья в Узбекистане

Разводы в Татарстане

Развод - революция в семье

“Семья эволюирует...”

Архив раздела Глазами аналитиков




Google
Web demoscope.ru

Вторая Национальная перепись населения Киргизии

Л.И. Хоперская
(Опубликовано в: Этнологический мониторинг переписи населения. Под ред. В.В. Степанова. -М.: ИЭА РАН, 2011. с. 416-423)

В 2005 г. Киргизская Республика начала подготовку к проведению очередной переписи населения в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда 2010 г. Избранный в 2005 г. президент страны К. Бакиев в одном из своих первых выступлений заявил, что «объективной информации для выработки соответствующих мер требуют демографическая ситуация, положение на рынке труда, внешняя трудовая миграция, состояние жилищного вопроса и ряд других проблем в социальной сфере. В этой связи особую актуальность приобретает предстоящая перепись населения и жилищного фонда 2009 г.»1.

Перепись была призвана дать ответ на вопрос, какова численность населения Киргизстана на момент ее проведения, в частности, численность граждан республики, постоянно проживающих на ее территории, с учетом временно отсутствующих лиц с обязательным указанием времени и причины отсутствия, а также лиц без гражданства и иностранных граждан (студентов, трудовых мигрантов и т.д.), постоянно проживающих или временно находящихся на территории республики.

Указом президента от 29 декабря 2005 г. № 661 «О проведении в 2009 г. переписи населения и жилищного фонда в Киргизской Республике» и постановлением Правительства Киргизской Республики от 31 мая 2006 г. № 396 «О подготовке и проведении в 2009 г. переписи населения и жилищного фонда в Киргизской Республике» было установлено, что проведение переписи населения и жилищного фонда должно быть осуществлено с 24 марта по 2 апреля 2009 г. на всей территории страны.

Одной из наиболее острых проблем стала проблема финансирования переписи. По словам председателя Национального статистического комитета Киргизской Республики O. Абдыкалыкова: «Всего на подготовку, проведение, разработку и публикацию итогов переписи населения и жилищного фонда 2009 г., по расчетным данным, с 2007 по 2016 г. Кыргызской Республике потребуется 6 млн. долларов США (в ценах на 1 октября 2005 г.). Исходя из этого, затраты на одного жителя страны составят примерно 1 доллар США.... более половины затрат на предстоящую перепись может взять на себя наше правительство, а остальные средства нужно найти»2.

В результате «поисков» Германский Технический Центр оказал помощь, выделив 100 тыс. евро, Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА) выделил 115,9 тыс. амер. долл. на техническое обеспечение переписи и на проведение обучающих семинаров по вопросам управления переписью и мониторинга картографического материала. Кроме того, ЮНФПА в 2009 г. выделил 270 тыс. долларов на обучение переписных кадров на местах и на транспортные расходы.

В ходе подготовки и проведения Переписи осуществлялся проект сотрудничества Киргизской Республики с Исламским банком развития (ИБР) на сумму 300,0 тыс. амер. долл., для чего между КР и ИБР был заключен договор о трехлетней программе сотрудничества, одним из компонентов которой выступила финансовая и техническая помощь в ходе проведения переписи 2009 г.

Из республиканского бюджета для подготовительной работы переписи в 2007 было выделено 225,6 тыс. амер. долл., на 2008 г. выделено 2,5 млн. долл., на 2009-2011 гг. проект бюджета составлял 4,2 млн. долларов. Финансирование затрат переписи осуществлялось по следующим принципам: на национальном уровне из республиканского бюджета финансировалась заработная плата, отчисления в соцфонд, расходы на служебные поездки, на коммунальные услуги, арендная плата, транспортные услуги и на приобретение прочих услуг. За счет иностранных источников - расходы на обучение переписных кадров, технико-технологическое и программное обеспечение переписи, обработку данных и публикацию итогов переписи.

Работа по подготовке и проведению переписи населения и жилищного фонда 2009 г. была разбита на три основных этапа. Подготовительный этап охватывает период с 2006 по 2008 г., в течение которого была создана соответствующая правовая и нормативная база. В частности, принят Закон Киргизской Республики от 19 апреля 2008 г. «О переписи населения и жилищного фонда», который установил, что перепись населения в Киргизии проводится один раз в десять лет в сроки, приуроченные к очередному раунду мировых переписей населения. Закон регулирует правовые отношения, возникающие в ходе подготовки, проведения, накопления и хранения персональных данных о переписываемых лицах и жилищном фонде, а также устанавливает правила публикации или распространения иным образом итоговых данных переписи населения и жилищного фонда и выборочных социально-демографических обследований населения Киргизской Республики. В законе определялось, что переписи подлежит все население Киргизстана, независимо от наличия прописки и ее характера (постоянная или временная) и права на жилплощадь в данном или другом месте. Помимо всех граждан республики, перепись проходят иностранцы, которые оказались во время ее проведения в стране, кроме иностранных граждан, работающих в представительствах международных организаций и проживающих с ними членов их домохозяйств. Уклоняющиеся от переписи граждане могут быть при­влечены к административной ответственности.

Через средства массовой информации население республики было проинформировано о том что, перепись населения носит обязательный характер, а в соответствии со ст. 11 упомянутого Закона, персональные данные являются конфиденциальными, не подлежат оглашению и охраняются в порядке, установленном законодательством Киргизской Республики. Нацстатком проинформировал население и о том что, вся полученная информация будет публиковаться или распространяться только в обобщенном виде, в территориальном разрезе, и что полученные в результате переписи данные о численности и составе населения страны, а также о количественном и качественном составе жилищного фонда будут широко использованы в ходе анализа социально-экономического развития страны.

Указом Президента КР от 3 июня 2006 г. была создана Национальная комиссия Киргизской республики по народонаселению, основной задачей которой была определена разработка мероприятий и координация деятельности органов исполнительной власти в целях своевременной подготовки и качественного проведения Переписи населения и жилищного фонда в 2009 г. Комиссию возглавил Государственный секретарь республики. 31 мая 2006 г. принято постановление Правительства КР « О подготовке и проведении в 2009 г. переписи населения и жилищного фонда в Киргизской Республике», в котором даны конкретные поручения республиканским министерствам и ведомствам, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления по своевременному и качественному проведению переписи.

Национальной академией наук Киргизской Республики был разработан «Справочник национальностей и языков», Министерством труда и социального развития КР - «Обновленный общереспубликанский классификатор занятий», Министерством образования и науки КР - «Классификаторы направления подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования», предназначенные для использования их в ходе обработки материалов переписи.

Государственным агентством по регистрации прав на недвижимое имущество при Правительстве КР изготовлен и передан картографический материал территориальным органам госстатистики, а также предоставлена информация о единицах недвижимого имущества (адрес единицы недвижимого имущества, идентификационные коды единиц недвижимого имущества) из базы данных по недвижимости.

В подготовительный период Национальным статистическим комитетом Киргизской Республики было принято решение о внесении в Вопросник переписи новых (по сравнению с 1999 г.) вопросов. Как отмечалось в докладе Председателя этого Комитета O. Абдыкалыкова, это «особенно важно и необходимо в связи с происходящими глубокими изменениями в демографической и социально-экономической сферах страны, появлением и развитием новых групп населения при переходе к рыночной экономике, появлением безработицы, ростом внутренней и внешней миграции населения, обострением жилищной проблемы в республике»33. Ставилась задача, чтобы перепись могла учесть новые источники средств существования, причины трудовой миграции, временные и географиче­ские характеристики потоков международной миграции отразить полную картину инвалидности, зафиксировать масштабы детского труда с уче­том нормативного определения нижней возрастной границы для эконо­мически активного населения (15 лет).

Особо выделялась задача изучения безработицы с 15-ти летнего возраста (при переписи 1999 г. этот вопрос изучался с 16 лет), для чего было необходимо, согласно критериям Международной организации по труду (МОТ), включить дополнительный вопрос о готовности приступить к работе в ближайшее время, а также изменить подсказы к прежним вопросам.

Новой задачей стало определение уровня знания киргизского (государственного) языка, что было связано с переводом делопроизводства на государственный язык. В 1999 г. ставился вопрос о языке, которым свободно владеет опрашиваемый. В переписном листе 2009 г. языку были посвящены две позиции: «Родной язык» и «Другие языки, которыми свободно владеете».

Включены вопросы о типе строения; строительном материале наружных стен; годе или периоде постройки; сейсмостойкости, занятости жилых помещений; удалении мусора; пользовании жильем; арендной плате и жилищных расходах собственника; числе жилищ в многоквартирном строении; эксплуатационном состоянии; использование жилищной единицы.

В итоге были разработаны переписные листы (вопросники): Форма 1 «Переписной лист - Список проживающих»; Форма 2 «Переписной лист - Население»; Форма 3 «Переписной лист - Жилищный фонд», которые были утверждены постановлением Правительства КР от 25 мая 2007 г. №195 «Об утверждении Переписного листа (вопросника) переписи населения и жилищного фонда в Киргизской Республике в 2009 г.». С учетом новых вопросов в переписной лист были включены 18 вопросов личного характера (ФИО, пол, возраст, образование и т.д.) и 13 вопросов, касающихся жилищной сферы4.

Как отмечает Заведующая отделом Переписи населения и жилищного фонда Нацстаткомитета КР Г.Т. Мурсабекова: «При определении тематики переписного листа для включения в Программу переписи и для преемственности и возможности сопоставления итогов переписи были использованы организационные и методологические положения переписи населения 1999 г., рекомендации Статистического отдела ООН, Европейской экономической комиссии ООН (КЕС), Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА). При определении содержания переписи населения и жилищного фонда Киргизской Республики разумно сбалансированы демографические, социальные, экономические, а также вопросы жилищного фонда. Наибольший приоритет представлен темам, которые обеспечат базовые данные на период до следующей переписи»5.

На этапе подготовки к численность обучающихся работников составила более 21 тыс. человек. Семинары проведены в пять этапов по всем регионам республики на финансовые средства международных доноров. В апреле 2008 г. было проведено обучение специалистов областных и городских управлений, районных и городских отделов госстатистики, после чего к маю местными государственными администрациями и органами местного самоуправления совместно с территориальными органами госстатистики проведена регистрация жилых помещений и нежилых строений, где проживает население. По данным Г.Т. Мурсабековой, по итогам регистрации были получены следующие данные: количество помещений (жилищных единиц) составляет - 1338,2 тыс. единиц, в них проживает - 5114,4 тыс. чел. Создано 545 переписных отделов, 2820 инструкторских участков и 13820 счетных участков6.

Перепись прошла с 24 марта по 2 апреля 2009 г. На счетных участках работали 13816 переписчиков, у каждого имелось удостоверение, заверенное акимом района или мэром города, а также начальником районного (городского) отдела госстатистики. В их задачу входило осуществить подворовый обход, посетить все места проживания граждан - не только квартиры и дома, но и различные охраняемые объекты и подвалы, охватить переписью всех лиц без определенного места жительства7. Для каждого переписчика была установлена норма в 400 человек.

На своих объектах Перепись с 24 марта по 2 апреля проводили министерства и ведомства (МВД, Минобороны, МЧС, Минюст КР, ГКНБ и Погранслужбы КР). Министерство иностранных дел переписало граждан Киргизстана, которые находились за рубежом: работников посольств, консульств, студентов, а также трудовых мигрантов, временно проживающих за рубежом и планирующих в последствии вернутся в Киргизстан.

С 3 по 5 апреля 2009 г. в соответствии с методологией международных правил были проведены контрольные обходы, в ходе которых переписчики повторно обошли 10% домохозяйств своего участка, чтобы исключить вероятность того, что кто-то из граждан не смог или не успел принять участие в переписной кампании. Как сообщал Нацстатком КР, «по отдельным счетным участкам города Бишкек и Ош Перепись была завершена именно в дни проведения контрольных обходов»8. Результаты обобщались каждый день. Ход переписи контролировался путем получения ежедневной информации центральным аппаратом Нацстаткома КР от областных (городских) управлений9.

Предварительные результаты переписи были оглашены уже 9 апреля 2009 г., несмотря на то, что в конце этого месяца прошла дополнительная перепись населения в труднодоступных и горных районах республики. Заместитель председателя Нацстаткома КР А. Осмоналиев сообщил, что в Киргизии проживает свыше 5 миллионов 300 тысяч человек, при этом, специально отметив, «итоги переписи подведут только в конце года, так как все это время будет продолжаться сбор данных о гражданах, по разным причинам оказавшихся вне пределов родины»10.

Обработку заполненных бланков Переписи населения и жилищного фонда планировалось осуществлять до октября 2009 г. Еще в марте госсекретарь КР А. Мадумаров прогнозировал, что «к сентябрю 2009 должны быть подготовлены предварительные данные, и в мае 2010 г. ждем окончательных итогов переписи»11. По обещанию руководителей Нацстаткома КР: «С первыми обобщенными данными переписи населения и жилищного фонда 2009 г. киргизстанцы смогут ознакомиться уже осенью этого года. Информация будет размещена на официальном сайте Нацстаткома www. stat.kg».12

Однако публикация первых результатов Переписи состоялась только 19 января 2010 г. Было сообщено, что численность населения Киргизстана 5 млн 372,8 тыс. человек13. 21 января состоялась официальная презентация первого обзорного сборника «Основные социально-демографические характеристики населения и количества жилищных единиц».14 Сборник был выпущен на киргизском, русском и английском языках. Публикация содержит данные о численности и размещении населения по территории страны, его половозрастном и национальном составе, владению языками, состоянию в браке, источниках доходов населения, а также миграции населения и жилищным условиям домохозяйств. Но тираж этого сборника был весьма ограничен, и он распространялся по специальному списку. Информация об основных демографических параметрах была озвучена на презентации и опубликована местными информационными агентствами.

По сведениям этих агентств, в 2009 г. 32,5% населения составляли дети и подростки. На долю лиц трудоспособного возраста приходится 59,4% населения, люди старше трудоспособного возраста - 8,1%15. Возрастная структура городского и сельского населения в Киргизстане имеет значительные различия. В городах преобладают жители в возрасте старше 20 лет. Это объясняется миграцией молодежи в города для учебы и работы. В наиболее активном трудоспособном возрасте (30-39 лет, 40-49 лет) удельный вес городских жителей также значительно выше, чем сельских. Однако доля детей и подростков, а также представителей старших возрастных групп выше в сельской местности.

Публикуются данные об изменении этнической структуры Киргизстана16. Число русских в стране за 10 лет сократилось на 30,4%, татар - на 30,8%, а украинцев и немцев сократилось более чем в два раза. Самая многочисленная этническая группа в республике - киргизы, их число со­ставило 3 млн 804,8 тысячи человек. Доля киргизов в общей численности населения возросла с 64,9% в 1999 г. до 70,9% в 2009 г. Темпы прироста их численности самые высокие в республике, что объясняется высоким естественным приростом и репатриацией из Таджикистана. За последние 10 лет увеличилось число дунган, узбеков, таджиков и представителей ряда других национальностей. Так, например, количество туркменов, проживающих в КР, выросло в 3,5 раза, а китайцев - в 2 раза. Самыми большими этническими группами Киргизстана помимо киргизов остаются узбеки, русские и дунгане. На их долю соответственно приходится 14,3%, 7,8% и 1,1% населения республики17.

Признавая, что серьезный анализ результатов переписи возможен только после тщательного знакомства с официальными источниками, тем не менее, эксперты и общественность сразу же после презентации первого обзорного сборника высказали сомнения о численности населения Киргизии. Цифру более 5,3 млн населения назвали завышенной. По итогам прошлой переписи 1999 г. население было около 4,850 млн18. Известно, что пределы страны в поисках заработка покинули от 500 до 700 тыс. киргизстанцев. Большинство из них осели в России, около 100 тыс. трудятся в Казахстане, остальные - в странах СНГ и дальнего зарубежья. При этом ежегодно десятки тысяч мигрантов приобретают российское гражданство19.

По мнению представителей оппозиционных партий, данные переписи были завышены с определенным умыслом, и что имена несуществующих граждан Кыргызстана могут появиться в списках избирателей. В связи с обеспокоенностью по поводу завышения результатов переписи оппозиция даже провела сравнительную проверку фактически проживающих избирателей с избирательными списками в некоторых отобранных округах. Так, Д. Сапарбаев, пресс-секретарь Объединенного народного движения сообщил: «Мы изучили в некоторых округах списки избирателей и обнаружили, что в некоторых из них почти половина, а именно 45% людей отсутствует. Это говорит о том, что голоса отсутствующих будут использоваться на выборах»20.

Начальник отдела переписи населения и жилищного фонда Нацстаткома Г. Мурсабекова в ответ на эту критику отвечает, что подтасовка результатов Переписи не имеет смысла, так как это сделает невозможным планирование государственных расходов, а окончательные результаты переписи также будут включать отсутствующих в стране мигрантов, хотя для этой категории граждан будет создана отдельная таблица, отражающая их количество21.

Как отмечают эксперты, помимо лиц, проживающих за пределами страны, в некоторых случаях имел место двойной учет жителей Киргизстана - в местах их проживания, отличных от их прописки - документа регистрации по месту проживания в органах внутренних дел, и по данным прописки.

Политолог М. Казакпаев также обеспокоен искажением данных, особенно для юга Киргизстана, так как именно южные области являются основными «поставщиками» внешних и внутренних трудовых мигрантов. По его мнению, «многие мигранты прописаны в Киргизстане, поэтому попали в список»22. А. Абдрахманова, проводившая собственное «расследование», приводит слова одного студента: «На меня подали сведения в трех местах: где прописан, где фактически проживаю, где учусь»23.

Обсуждение и публикация результатов Второй национальной переписи населения Киргизской Республики были приостановлены апрельскими революционными событиями 2010 г., в результате которых свергнут президент К. Бакиев, распущены парламент и правительство. В период подготовки референдума и принятия новой редакции Конституции (май-июнь 2010 г.), а также июньских погромов на Юге республики по понятным причинам к проблемам Переписи ни эксперты, ни общество интереса не проявляли.

В результате всех этих событий существенной корректировки требуют многие показатели. Резко изменилась этническая структура населения населенных пунктов, ставших центрами открытых массовых межэтнических конфликтов, усилилась внутренняя и внешняя миграция, особенно узбекского и русскоязычного населения, в результате погромов и пожаров сократилось количество жилых помещений и ухудшилось состояние жилищного фонда, возросло число инвалидов и детей-сирот. По оценкам ООН, «300 тысяч людей вытеснены в результате конфликта на юге, и еще 765 тысяча людей стали жертвами кризиса»24.

Несмотря на революционные перипетии, Нацстаткому КР удалось в июле 2010 г. подготовить, а в августе издать тиражом в 600 экземпляров Книгу II (часть первую) переписи населения и жилищного фонда Киргизской Республики 2009 года в таблицах25. Публикация содержит подробные данные о численности и размещении населения на территории страны, его половозрастном и этническом составе, владении языками, уровне образования, состоянии в браке и фертильности женщин, источниках доходов населения. Авторы издания обещают, что в последующих сборниках будут опубликованы подробные итоги этой переписи.

Переписной материал представляет большой интерес, но большая его часть уже принадлежит истории. Например, данные о том, что 330 тыс. чел. относятся к временно отсутствующему населению26. Безвозвратная миграция из КР только с апреля по сентябрь 2010 г. составила несколько десятков тысяч человек. Результаты переписи потеряли свою актуальность раньше, чем были обработаны и опубликованы. Очевидно, что данные следующей переписи в этой стране покажут совершенно иную картину о численности населения, его этническом составе и прочем, причиной которого стали события 2010 г.


1 Выступление Президента Кыргызской Республики К.С. Бакиева на торжественном собрании, посвященном 80-летию государственной статистики Киргизской Республики (http://www.president.kg/ru/press/statements/727).
2 Абдыкалыков О. Вопросы переписи населения и жилищного фонда в Кыргызской Республике (http://www.unece.org/stats/documents/ece/ces/ge.57/2006/4.add.1.r.pdf).
3 Абдыкалыков О. Вопросы переписи населения и жилищного фонда в Кыргызской Республике (http://www.unece.org/stats/documents/ece/ces/ge.57/2006/4.add.1.r.pdf).
4 В Кыргызстане началась II Национальная перепись населения и жилищного фонда (http://www.for.kg/ru/news/84280)
5 Мурсабекова Г.Т. Перепись населения и жилищного фонда Кыргызской Республики 2009 г. (http://unstats.un.org/UNSD/demographic/.../docs/.../Kyrgyzstan-PHC_2009.pdf).
6 Там же
7 В Кыргызстане началась II Национальная перепись населения и жилищного фонда (http://www.for.kg/ru/news/84280).
8 Там же
9 Там же
10 Ли Л. Эксперты назвали завышенными результаты второй переписи населения в Киргизии (http://www.rg.ru/2009/04/09/sobkor-perepis-anons.html).
11 Юлдашева Н. В Кыргызстане с 24 марта по 2 апреля 2009 г. будет проведена перепись населения и жилищного фонда (http://www.24.kg/community/52747-2009/07/03/115810.html).
12 Государственное мероприятие - перепись населения и жилищного фонда в Кыргызской Республике 2009 г. (http://www.stat.kg/rus/census2009.htm)
13 Каримов Д. Численность населения Кыргызстана к 2010 году превысила 5 миллионов 372,8 тысячи человек (http://www.24.kg/economics/68004-chislennost-naseleniya-kyrgyzstana-k-2010-godu.html).
14 http://www.inform.kg/ru/news_kg?ify_id=221&p1
15 Каримов Д. Население Кыргызстана в демографическом отношении считается молодым (http://www.24.kg/community/52741-2009/07/03/115804.html).
16 Каримов Д. За последние 10 лет этническая структура Кыргызстана претерпела значительные изменения (http://www.24.kg/community/68134-za-poslednie-10-let-yetnicheskaya-struktura.html).
17 Там же
18 Абдрахманова А. IWPR: Данные кыргызской переписи населения «завышены» (http://www.pr.kg/news/kg/2009/06/25/11421).
19 Ли Л. Эксперты назвали завышенными результаты второй переписи населения в Киргизии (http://www.rg.ru/2009/04/09/sobkor-perepis-anons.html).
20 Абдрахманова А.  IWPR: Данные кыргызской переписи населения «завышены» (http://www.pr.kg/news/kg/2009/06/25/11421).
21 Trend News: В Кыргызстане завершилась перепись населения (http://www.trend.az/news/cis/kyrgyzstan/1449852.html).
22 Там же
23 Там же
24 Хусаинова Ж.. ООН обеспокоена неудовлетворенностью Кыргызстана гуманитарной помощью (http://www.24.kg/community/80470-oon-obespokoena-neudovletvorennostyukyrgyzstana.html).
25 Перепись населения и жилищного фонда Киргизской Республики 2009 года. Книга II (часть первая) в таблицах. Население Кыргызстана. Бишкек, 2010.
26 Там же, с.22.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.