По оценке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в мире насчитывается до 12 млн. лиц без гражданства. На территории постсоветского пространства лицами без гражданства, в основном, являются владельцы старых советских паспортов, которые по различным причинам вовремя не заявили о своем гражданстве после распада СССР. В каждой из стран Центральной Азии насчитывается до 20 тыс. лиц без гражданства.
Экспертное сообщество региона обсудило проблему данных лиц в ходе круглого стола «Совместные действия по предотвращению безгражданства в Центральной Азии», который состоялся в конце прошлой недели в Алматы. Во встрече, организованной УВКБ ООН, приняли участие более 50 представителей госорганов, неправительственного сектора, СМИ из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Право иметь права
«Теоретически лица без гражданства - это «невидимые» люди, потому что гражданство дает человеку чувство индивидуальности, позволяет участвовать в жизни общества, дает доступ к основным правам, принадлежность к определенному государству», - сказала модератор встречи, старший региональный советник УВКБ ООН по административным и программным вопросам Ирина Кореняк. Она дала лаконичное определение гражданству: это право иметь права. По её словам, безгражданство – драма для многих миллионов людей, а также для их детей, которые не могут быть зарегистрированы при рождении, не могут посещать школу и пользоваться преимуществами, предоставляемыми несовершеннолетним.
Эксперты указывают на то, что причины потери гражданства могут быть разными. Часто это связано с исчезновением того или иного государства, например в случае с распадом Югославии или Советского Союза. В бывшем СССР насчитывалось 280 млн. граждан, из которых около 60 млн. проживали на территории нынешней Центральной Азии. Буквально за одну ночь они лишились гражданства, многие стали гражданами новых государств, но до сих пор есть те, кто ещё не получил гражданство того или иного государства.
В каждой из стран Центральной Азии число лиц без гражданства варьируется от 2,5 тыс. до 20 тыс. Однако точное количество таких лиц трудно установить, потому что отсутствуют общие процедуры и методология точного подсчета.
Стойкая Инджило
На мероприятии участвовала 42-летняя афганка Инджило Олуми, которая на протяжении многих лет с завидным упорством и мужеством продолжает преодолевать тернистый путь к получению гражданства Казахстана. В 1986 году она приехала из Афганистана в Алматы на учебу. В начале 90-х закончила мединститут, но не смогла вернуться на родину из-за начавшейся там войны. Так и осталась в Казахстане. Вскоре вышла замуж за своего соотечественника, родила троих детей.
В 2004-м Инджило получила статус беженца, но не могла работать по специальности. «Я не сидела, сложа руки, - рассказывает женщина. - Через год, благодаря содействию УВКБ ООН и Казахстанскому бюро по правам человека я получила официальный статус лица без гражданства, что предоставляло мне защиту государства Казахстан. У меня две специальности – педиатр и гинеколог. Я смогла получить лицензию и открыла свой гинекологический кабинет. Буквально три месяца назад я добилась того, чтобы мои дети стали гражданами Казахстана, а мы с мужем пока находимся в процессе получения гражданства».
Инджило убеждена, что необходимо внести изменения в законодательство о гражданстве. «Меня отправляют в посольство Афганистана, чтобы я принесла подтверждение того, что я не являюсь гражданкой Афганистана. В свою очередь, лицо без гражданства, каковым я являюсь, не имеет никакого отношения к прежнему государству, и в посольстве только разводят руками», - говорит она.
Стойкость другой женщины, добивающейся получения гражданства, также вызывает уважение. Её история прозвучала в документальном фильме, снятом УВКБ ООН. До совершеннолетия она жила в Казахской ССР, потом поехала учиться в Россию. В этот же период перестал существовать СССР, и замену паспорта в тяжелые экономические годы она посчитала не столь уж первостепенной задачей. Так и жила, без документов, занимаясь преподавательской деятельностью в ВУЗе. Пробовала оформить документы на гражданство, но тщетно. В итоге женщина решила уехать во Францию, где гражданство получить, по её словам, намного легче. После пяти лет легального пребывания в этой стране она подала документы на гражданство. «Жить без гражданства унизительно. Нужно постоянно доказывать, что ты тоже имеешь право на существование», - говорит женщина.
Прогресс Туркменистана
Первым шагом к сокращению числа лиц без гражданства является присоединение к международным конвенциям. Таковыми являются Конвенция 1954 года о статусе апатридов, которая представляет собой основу защиты этой категории населения, и Конвенция 1961 года о сокращении безгражданства, предоставляющая государствам инструменты для предотвращения данной проблемы.
Особое внимание участников встречи привлек положительный опыт Туркменистана в деле предотвращения и сокращения лиц без гражданства, который первым из стран Центральной Азии присоединился и ратифицировал в этом году Конвенцию о статусе апатридов.
- Только в текущем году гражданство Туркменистана получили свыше 3,3 тыс. лиц без гражданства, - заявила представитель государственной миграционной службы этой страны Светлана Мамедова.
Она сообщила, что совместно с УВКБ ООН и Госмиграционной службой была проведена колоссальная работа по предотвращению и сокращению лиц без гражданства, в результате которой лица без гражданства, вынужденные переселенцы и беженцы получили не только правовые и социальные льготы вследствие официальной регистрации, но и гражданство Туркменистана.
Есть среди них и граждане Таджикистана, оказавшиеся вынужденными переселенцами и беженцами вследствие гражданской войны. Так, по словам г-жи Мамедовой, в 2005 году гражданство Туркменистана было предоставлено 10 тыс. 158 беженцам из Таджикистана и 3 тыс. 029 лицам без гражданства, в числе которых лица из Узбекистана. Ещё 2 тыс. 334 беженцам из Таджикистана было выдано разрешение на постоянное жительство в Туркменистане.
В своем большинстве среди бывших лиц без гражданства, которые получили долгожданный документ, не только этнические туркмены, но и бывшие граждане СССР, лица, вынужденно переселившиеся в силу различных причин – будь-то миграция, учеба или длительное проживание на территории Туркменистана и т.д.
Эммануэль Митт, старший региональный советник УВКБ ООН по правовым вопросам, объяснила, почему присоединение к Конвенциям по безгражданству в интересах государств.
«Во-первых, - сказала она, - конвенции устанавливают мировые стандарты. Во-вторых, они помогают решить правовые коллизии и предотвратить ситуации возникновения пробела между несколькими законодательствами о гражданстве, т.к. на территории региона есть большое количество смешанных браков, особенно в приграничных территориях».
«Предупреждение безгражданства и защита лиц без гражданства содействует также международному миру и безопасности, а также предупреждает вынужденные перемещения. Кроме того, сокращение безгражданства улучшает социальное и экономическое развитие государства. Ну и наконец, присоединение к конвенциям по безгражданству подчеркивает уважение прав человека государством», - перечислила г-жа Митт.
Трансграничные невесты
Другие страны Центральной Азии пока рассматривают возможность присоединения к конвенциям по безгражданству. Хотя проблема лиц без гражданства существует как Казахстане, так и в Кыргызстане и Таджикистане. Специалист по правовым вопросам УВКБ ООН Ботакоз Алдабергенова сообщила, что в Казахстане официально зарегистрировано 7 тыс. 878 лиц без гражданства. Ещё 9 тыс. 700 лиц зарегистрированы как лица с неопределенным гражданством – это те, кто до сих пор имеет советские паспорта образца 1974 года.
По словам Алдабергеновой, в скором времени в Казахстане начнется повсеместная регистрация лиц без гражданства, что позволит определить масштабность проблемы.
В Таджикистане и Кыргызстане среди лиц без гражданства есть так называемые трансграничные невесты – это те, кто вышел замуж с советскими паспортами за гражданина приграничной страны, и со временем утратил гражданство своего государства.
Салтанат Бараканова, член парламентского комитета по здравоохранению, социальной политике, труду и миграции Кыргызстана отметила, что практически все невесты из Узбекистана не имеют гражданства Кыргызстана. «Таких невест много на юге, в приграничных районах», - подчеркнула она.
Власти Кыргызстана пытаются решить проблему. Так, в 2009-2010 годах в одностороннем порядке была проведена единовременная акция по принятию в гражданство таких невест и лиц из Узбекистана, которые проживают на территории Кыргызстана более 10-15 лет с паспортами советского образца.
«Кыргызстан в позапрошлом году принял в гражданство в рамках акции более 3 тыс. человек. На данный момент для решения этого вопроса наш комитет создал межведомственную рабочую комиссию, которая разработала проект указа президента о проведении очередной единовременной акции по принятию в гражданство лиц из Узбекистана, которые проживают нелегально в Кыргызстане в течение 5 и более лет. Для этнических кыргызов этот срок будет составлять от 1 года. Документ находится сейчас на стадии обсуждения», - поделилась представитель парламента Кыргызстана.
Она отметила, что в целом в Кыргызстане официально насчитывается около 7 тыс. лиц без гражданства, и все они имеют тесные родственные связи и неплохо интегрированы в социально-культурную жизнь местного сообщества.
В Таджикистане трансграничные невесты сосредоточены, в основном, в северной Согдийской области. Однако, сколько их, не знают ни представители госорганов, ни общественных организаций.
Дилором Атабаева, директор неправительственной организации «Консорциум инициатив», которая занимается проблемами лиц без гражданства, говорит, что среди лиц без гражданства в Согде - бывшие жительницы Узбекистана, которые ещё в советское время вышли замуж за граждан Таджикской ССР и после распада Союза остались с советскими паспортами на руках, выданными в Узбекистане.
«Они обращаются к властям Узбекистана с просьбой выдать подтверждение того, что они утратили гражданство этой страны, чтобы получить гражданство Таджикистана, но те игнорируют такие обращения», - сказала она.
Начальник отдела в управлении по вопросам гражданства и работе с беженцами МВД Таджикистана Дилором Кодирова отметила, что в настоящее время в Таджикистане официально зарегистрировано 334 лица без гражданства.
«Все они имеют право постоянного проживания в стране. Документом, определяющим правовой статус лица без гражданства и дающим ему право на постоянное проживание в РТ является вид на жительство, а для выезда за пределы страны ему выдается проездной документ, удостоверяющий лицо без гражданства. С сентября 2010 года выдаются новые бланки вида на жительство и удостоверения для лица без гражданства, и основная часть такой категории лиц уже документированы видами на жительство нового образца», - сказала представитель МВД Таджикистана.
В период с 1997 года по настоящее время гражданство Таджикистана получили около 70 лиц без гражданства.
Послесловие
В состав ООН входят 193 государств мира. Участниками Конвенции 1954 года о статусе апатридов в настоящее время являются 70 стран, а Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства - 43 страны. УВКБ призывает все государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о присоединении к этим документам.
Наргис ХАМРАБАЕВА. «Азия-плюс», 19 декабря 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)