Rambler's Top100

№ 473 - 474
15 - 28 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Демография и традиция

«Божественный порядок» возобновления поколений

Снижение смертности нарушает традицию, не встречая особого сопротивления

Новая цивилизация - цивилизация низкой рождаемости

Свобода прокреативного выбора и планирование семьи

Автономизация прокреативного поведения и плюрализм индивидуальных жизненных путей

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Неизвестный художник XIV века. Изгнание Адама и Евы из рая. Anonymous Artist (14th century). Adam and Eve banished from Paradise. Демография и традиция

Над темой номера работал

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Снижение смертности нарушает традицию,
не встречая особого сопротивления

Согласно библейскому преданию, первые потомки Адама жили по 800-900 лет, но «когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог:  … пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6, 1-3).

С тех пор отпущенные человеку сроки жизни не изменились, но и сегодня их полное использование – большая редкость, доступная немногим. На протяжении же большей части человеческой истории, хотя единицы и доживали до глубокой старости, в среднем, люди жили не более 30, максимум 35 лет, и даже это было большим достижением, которое стало возможным, благодаря прогрессу материальных условий жизни человека и выработке системы культурных норм, направленных на возможное в этих условиях сохранение человеческой жизни.

С древнейших времен у всех племен и народов существовало огромное разнообразие локальных норм витального поведения, культурных предписаний, касающихся сохранения жизни и здоровья, бытовых правил ухода за младенцами, национальной кухни,  методов и приемов народной медицины, традиционной магии  и других подобных практик. В традиционной практике «каждый период жизни, а часто почти каждый повседневный шаг сопровождается ритуалами и действиями, направленными на обеспечение здоровья и благополучия. К тому же жизнь заполнена всевозможными табу, среди которых многие касаются режима питания, должны помочь избежать болезней»8.

Многие из этих норм (но далеко не все), до известной степени, защищали человеческую жизнь от неблагоприятных воздействий природной и социальной среды. Но эффективность всех подобных локальных нормативных систем была низкой, чему соответствовала и крайне низкая средняя продолжительность жизни. Тем не менее на протяжении истории их эффективность все же повышалась, и, как полагают исследователи,  уже в постнеолитических аграрных и оседлых обществах это было связано с определенной унификацией жизнеохранительных практик за счет отбора и распространения наиболее эффективных из них. Венгерские палеодемографы Дьердь Ачади и Ян Немешкери, пытаясь проследить сдвиги в смертности и продолжительности жизни в далеком прошлом, отмечают, в частности, появление тенденции к «интеграции смертности» в эпоху античных империй. «Это означает, что населения с более сбалансированной моделью смертности жили в сходных социальных и экономических условиях в более крупных смежных регионах»9. Важным этапом унификации эффективных жизнеохранительных практик было возникновение мировых религий, которое способствовало распространению на огромных территориях однотипного понимания ценности человеческой жизни и необходимых усилий по ее охране, однотипных бытовых практик и медицинских процедур.

Отношение к жизни и смерти и вытекающие из них культурные рекомендации, которым люди следовали в своей практической деятельности, были важнейшим звеном всей культурной традиции любого народа, одной из ее главных опор, с которой связывались понятные всем представления о благополучии или неблагополучии человеческой жизни.

Настал, однако, момент, когда человеческая история подошла к новому рубежу, и люди оказались способными резко увеличить реальную продолжительность жизни и существенно приблизиться к обозначенному в Библии пределу в 120 лет. Теперь отпущенный человеку Богом или природой срок жизни используется уже не на четверть, как было на протяжении истории, а наполовину, а то и на две трети, и процесс приближения к пределу (ректангуляризация кривой дожития) продолжается. Вопрос о том, принималось ли решение об этом небывалом скачке на небесах или он полностью – дело рук человеческих, в данном случае, второстепенный. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни всеми были восприняты как благо, сторонников возврата к прежней средневековой смертности практически не существует. Новый «порядок вымирания» поколений утвердился или утверждается повсеместно, что дает основание говорить о новом историческом типе смертности.

Конечно, нельзя сказать, что утверждение нового типа смертности прошло совершенно безболезненно. Ведь оно потребовало очень серьезных изменений в массовом поведении людей, которое до этого регулировалось культурными нормами, соответствовавшими совершенно другим условиям. Не удивительно, что когда подтвержденные многовековым опытом традиционные ценности и практики сохранения и восстановления здоровья, снижения смертности и продления жизни, столкнулись с непривычными нововведениями, нередко прямо перечеркивающими весь накопленный опыт, то первой реакцией оказалась реакция отторжения. Она проявлялась в самых разных формах – от «холерных бунтов», когда народ «не верящий ни в какие противохолерные средства, … приписывал усиленную смертность среди себя «господам»: они де посыпают и в воду и на овощи такое зелье, от которого люди мрут, как мухи»10 - и громил больницы,  до порицания Л. Толстым (устами своего персонажа) матери, верящей в способность медицины спасти больного ребенка. «Если же бы она была совсем человек, то у ней была бы вера в бога, и она бы говорила и думала, как говорят верующие бабы: «Бог дал, бог и взял, от бога не уйдешь». Она бы думала, что жизнь и смерть как всех людей, так и ее детей вне власти людей, а во власти только бога, и тогда бы она не мучалась тем, что в ее власти было предотвратить болезни и смерти детей, а она этого не сделала»11.

Стандартные примеры отторжения нетрадиционных медицинских практик дает история вакцинации, распространение которой в европейских странах шло постепенно, начиная с конца XVIII века, и которая, при ее появлении, постоянно наталкивалась на сопротивление, питаемое народными предрассудками. Например, The Vaccination Act, принятый в Великобритании в 1853 году и вводивший обязательную вакцинацию детей до 3 лет, вызвал массовое сопротивление, в некоторых городах доходившее до открытого бунта. В 1885 году в одном из них состоялась массовая манифестация против вакцинации, собравшая до 100 тысяч человек12. Еще более сильное недоверие к вакцинации проявлялась, когда она достигла Индии. В индийской газете конца XIX века описывалось, как местные жители после прививки «втирают в кожу мел или муку, чтобы, если возможно, предотвратить проявление пузырьков на руках их детей». Еще в начале 50-х годов ХХ века в Индии старики давали подобные советы молодым людям, а иногда и просто рекомендовали им скрываться, когда в деревню приезжали медики, производящие вакцинацию13.

Тем не менее, новые культурные практики и соответствующая им культурная парадигматика демонстрировали свою эффективность с такой убедительностью, что противодействие им было сломлено очень быстро. Антивакционистские настроения не совсем исчезли и сейчас, но массовая вакцинация стала общепринятой процедурой даже в странах, в которых сохраняются и охраняются очень многие элементы традиционной культуры (рис. 2), их «традиционализм» не мешает усвоению и других новейших санитарных и медицинских подходов, распространение которых позволяет говорить о всемирной унификации методов борьбы с болезнями и смертью.

Рисунок 2.  Доля детей, прошедших вакцинацию в арабских странах и странах Ближнего Востока (дети, получившие все прививки - против BCG, DTCoq, полиомиелита и кори)

Источник: D.Tabutin, B. Schoumaker. La démographie du monde arabe et du Moyen-Orient. Population, 2005, no 5-6, p. 712.

Антибиотики, практика массовой вакцинации, обеззараживание питьевой воды, современные медицинские технологии, методы профилактики, гигиенические стандарты - этот список можно долго продолжать – завоевали весь мир и сделали небывало успешной борьбу человека со смертью. Во всех этих случаях речь идет о несомненных культурных инновациях, представляющих собой плоды  новой промышленной и городской цивилизации, которая встречает критическое отношение традиционных обществ. Несмотря на это, они охотно заимствуется всеми странами и народами, даже если на словах они декларируют свою безграничную приверженность традиционализму.

Мировая статистика свидетельствует о том, что и в странах, в которых традиционализм все еще занимает очень сильные позиции и во многом тормозит модернизацию развивающихся обществ, достигнуты огромные успехи в снижении смертности, в частности, младенческой (рис. 3), и увеличении продолжительности жизни (рис. 4), что возможно только при использовании современных универсальных методов защиты и восстановления здоровья человека.

Рисунок 3.  Младенческая смертность в некоторых крупнейших развивающихся  странах, на 1000 родившихся

Источник: Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2010 Revision.

Рисунок 4.  Ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в некоторых крупнейших развивающихся  странах, лет

Источник: Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2010 Revision.

Развивающиеся страны в целом, конечно, не достигли еще нынешнего уровня развитых стран, но разрыв между ними сокращается, во многих из них ожидаемая продолжительность жизни поднялась до уровня, недоступного самым передовым странам еще в середине ХХ века.

Традиционные малоэффективные методы борьбы с болезнями и смертью не выдерживают конкуренции с современными методами, основанными на научном знании. Но развитие и распространение этих методов – следствие отнюдь не только научного и технологического прогресса. Ни то, ни другое невозможно без глубоких культурных изменений, которые включают в себя пересмотр как базовых представлений о жизни и смерти, о ценности человеческой жизни, о праве людей бороться за ее сохранение и т.д., так и повседневной бытовой практики, образа жизни, который по ряду ключевых параметров, определяющих здоровье и долголетие, становится неотличимым у жителей Москвы, Нью-Йорка или Токио – представителей новой универсальной медицинской цивилизации.

Происходит нечто, подобное упоминавшейся выше интеграции смертности в постнеолитическую эпоху, с той разницей, что тогда такая интеграция растянулась на тысячелетия,  сейчас же она происходит на протяжении жизни двух-трех поколений людей в каждой стране. Заимствования готовых «западных» форм борьбы с болезнями и смертью резко укорачивают путь к низкой смертности, который в самих западных странах был гораздо более долгим. Всемирное распространение современных методов борьбы за сохранение здоровья и жизни людей и соответствующих им представлений и ценностей становится одним из важнейших проявлений современной глобализации.

Что же касается традиционных взглядов и практик, то, хотя некоторые из них и сохраняют свою ценность, и современная наука не отвергает полностью, скажем, приемов и средств народной медицины и даже изучает их с целью использования жизнеспособных находок прошлого, в целом их ждет судьба Перунов, сброшенных с пьедесталов и уносимых в прошлое  рекой времени.


8 W.Henry Mosley. Les soins de santé primaires peuvent-ils réduire la mortalité infantile? Bilan critique de quelques programmes africains et asiatiques. In : La lutte contre la mort. Influence des politiques sociales et des politiques de santé sur l’évolution de la mortalité. Ed. Par J. Vallin et A. Lopez. PUF, 1985, p. 130-131.
9 Acsády Gy. and Nemeskéri J. History of human life span and mortality. Budapest, 1970, p. 215.
10 Слезскинский А.Г. Бунт военных поселян в холеру 1831 года // Исторический вестник, 1893. – Т. 53, № 8, с. 390.
11 Толстой Л.Н. Крейцерова соната.
12 Robert M Wolfe, Lisa K Sharp. Anti-vaccinationists past and present. BMJ 2002;325:430-432.
13 Parthasarathy K. S., History of vaccination and anti-vaccination programmes in India. 26 August 2002. (http://www.bmj.com/cgi/eletters/325/7361/430#24954).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.