Rambler's Top100

№ 473 - 474
15 - 28 августа 2011

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Русский репортер» о 7-миллиардном жителе Земли
«Bloomberg» о продовольственном обеспечении Южной Азии с использованием российских земель
«Трибуна» о демографической ситуации в России
«Lenta.Ru» о рождаемости в Германии
«Slon.ru» о зависимости между рождаемостью и склонностью к риску
«Новые известия» о диспропорции полов в Китае
«Independent» о стерилизации в Индии
«Российская газета » о мультикультурализме
«Аргументы и факты», «Новые известия», «Московские новости» и «Time» о Лондонских беспорядках
«Политика» о «Еврабии»
«Российская газета» о «закрытии» рынка труда Испании для румын
«Эхо» о проблемах миграции из Азербайджана на Украину
«Московские новости» о миграционной политике России
«Новые известия» об альтернативной концепции миграционной политики
«Коммерсантъ» о поправках по миграционному учету высококвалифицированных мигрантов
«Вечерний Бишкек» об упрощенном порядке получения гражданства для граждан Киргизии
«Slovo.kg» о приостановлении программы переселения соотечественников в Киргизии
«Независимая газета» о детях мигрантов в российских школах
«Российская газета» и «Взгляд» о мигрантах и русском языке
«Известия» о проблемах визового режима России и Финляндии

«Новые известия» об издержках предоставления политубежища в США
«Ha'aretz» о покорных израильских русских
«Вечерний Бишкек» об опросе родителей мигрантов в Киргизии
«Экспресс-К» об изгнании незарегистрированных из Ташкента
«Regnum» о борьбе с лотками в Ереване
«Geopolitika» о возможности китайской экспансии на Дальнем Востоке
«РБК daily» о «столыпинском подходе» к освоению Сибири
«Ведомости» об угрозе самовоспроизводства бедности в России
«Российская газета - неделя» о социальном жилье в странах Латинской Америки
«Коммерсанть-Деньги» о безработице в России
«Трибуна» о возможной отмене трудовых книжек
«Slon.ru» о возрасте работающих в отдельных отраслях экономики
«Slon.ru» о потреблении алкоголя в России
«Zerkalo.az» о самоубийствах
«Paruskg.info» о системе здравоохранения в Таджикистане
«Zerkalo.az» о готовящемся демографическом обследовании в Азербайджане
«La Repubblica» о генетике долгожителей
«Ведомости» о тратах на детей
«Московский комсомолец» о мультикультурализме, фетишизме и фашизме

… о миграционной политике России

Миграционная политика: работа над ошибками

Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция XXI век", заместитель директора ФМС РФ в 2005-2008 годах

Правильная миграционная политика является непременным условием существования России как самостоятельного государства. Но как осуществляется эта политика на данный момент? Какие плоды она приносит?
В свое время Федеральная миграционная служба (ФМС) была передана в состав МВД главным образом с целью если не прекратить, то по крайней мере минимизировать нелегальную миграцию. Результат оказался отрицательным. В стране по-прежнему огромное количество нелегальных мигрантов - от 3 до 5 млн человек.
Причем во многих случаях государственные структуры сами провоцируют и поощряют уход мигрантов в тень. Что и понятно: нелегальная миграция многим выгодна. Запутанный, совершенно непрозрачный порядок получения квот и разрешений на работу привел лишь к чудовищной коррупции в органах МВД и ФМС.

Методы Сталина

Я иногда слышу призывы: давайте, мол, депортируем всех нелегальных мигрантов. Но как это сделать? Как можно депортировать несколько миллионов человек?! Ведь их нужно сначала задержать, потом какое-то время где-то содержать, кормить, поить, охранять и, наконец, организовать транспортировку на родину.
Наверное, все это было бы возможно во времена Сталина. Но нынешнее российское государство, даже при наличии соответствующего политического решения, чисто технически не справится с такой масштабной задачей - ни финансово, ни организационно. К тому же надо понимать, что как только мы всех мигрантов депортируем, так они спустя какое-то время опять к нам вернутся. И что тогда? Опять депортировать?
Очевидно, что проблему нельзя решить теми методами, которые были в ходу в 30-50-х годах прошлого века. Попытка подлатать старые механизмы и подстроить их под современную ситуацию - это, на мой взгляд, главная ошибка государственной миграционной политики. Необходимо в корне менять подход.

Неработающая калька

Во-первых, надо полностью отдавать себе отчет, что любой закон, который мы пишем, любая политика, которую мы собираемся проводить, должны быть материально, инфраструктурно и кадрово обеспечены. Но на данный момент ФМС не обладает в должной мере ни одним из трех перечисленных ресурсов. У нее просто нет такого количества денег, сотрудников, оборудования и площадей, чтобы нормально обслуживать и контролировать несколько миллионов мигрантов.
Кроме того, многие наши законы представляют собой кальку с лучших западных образцов - канадских, шведских, немецких. Но дело в том, что в этих странах законодательные акты принимались в естественных условия, произрастая из той системы и тех институтов, которые формировались веками. И будучи механически пересаженными на российскую землю, эти замечательные законы никаких плодов не дают. Что неудивительно - корней-то нет.

Мощное ведомство

Во-вторых, вообще странно, что решение системных, даже цивилизационных задач возложено на силовое ведомство. Вопросы демографии, рынка труда, межэтнических и межконфессиональных отношений вряд ли входят в сферу профессиональной компетенции полицейских, составляющих сейчас около 80% персонала ФМС.
Для работы с проблемами, которые имеют многоплановый характер и геополитическое значение, от решения которых напрямую зависит само существование государства, безусловно, требуются совсем иные подходы. Россия с ее масштабом, сложностью и многообразием остро нуждается в создании мощного профильного ведомства, которое обладало бы широкими полномочиями и отвечало бы комплексно и за миграцию, и за национальную политику. Такого рода структуры есть и в США, и, например, в Австралии, и в других странах, которые в первую очередь привлекают мигрантов.
В-третьих, необходима комплексная программа, направленная на полноценную интеграцию мигрантов в жизнь российского общества. Она должна включать в себя целый ряд мер: от упрощения процедур регистрации и получения разрешения на работу до оказания поддержки мигрантам в изучении русского языка и создания условий по обеспечению их дешевым (хотя бы временным) жильем.
Понятно, что институт съемного жилья у нас вообще не развит. Но почему бы не запустить в эту сферу частный капитал? Пусть он строит дома, общежития или даже целые городки. Пусть зарабатывает на этом деньги. А до тех пор, пока ничего этого нет, лучше всего оставить мигрантов в покое. Тем более что сами они вполне готовы жить в тех ужасных условиях (по заброшенным домам и подвалам), в которых многие из них уже де-факто живут.
Еще одной важной мерой может стать передача полномочий, финансирования и ответственности с федерального на муниципальный уровень. Пусть руководство муниципалитета получит право выдавать мигрантам разрешение на проживание и трудоустройство. Пусть оно несет ответственность за миграционную политику в рамках собственного муниципального округа. Помимо всего прочего это будет еще и очень хорошей школой гражданского общества как такового.
В-четвертых, следует отказаться от ошибочной политики интеграции иностранных граждан в российское общество при помощи различных диаспоральных образований. Это, по сути, тот способ поддержания порядка, который практикуется в российской армии и тюрьмах, когда начальство говорит "дедам" или "авторитетам": делайте что хотите, только чтобы все было тихо.
Такими методами мы никого не интегрируем. Потому что мигранты просто сделают вывод, что слушаться надо не российских законов, а руководителей диаспоры. То есть сотрудничать с диаспорами, конечно, нужно, но превращать их в главных акторов работы с мигрантами ни в коем случае нельзя.

Мифы общества

В-пятых, невозможно интегрировать мигрантов в жизнь общества, если само общество этого не желает.
Интернет порой просто поражает меня вспышками ксенофобии и ненависти к приезжим. Да и вообще у многих наших людей существует представление, что мигранты живут как-то плохо, нечестно, что они мешают Москве и другим крупным городам быть красивыми, хорошими и спокойными. Поэтому необходима грамотная информационная политика, направленная на искоренение тех мифов, которые живут в массовом сознании российского общества.
Так, если речь идет о межнациональных конфликтах, то несложно заметить, что здесь главная "линия фронта" проходит не между русскими и, например, таджиками, а между русскими и кавказцами, с которыми связаны все знаковые, резонансные преступления или столкновения последних лет. Причем под кавказцами я подразумеваю не иностранцев, а главным образом северокавказских граждан России.
Нужно также понимать, что причиной этой ситуации во многом оказались мы сами. Жители Северного Кавказа восприняли ту модель поведения, которая очень активно транслировалась Москвой: кто сильнее, тот и прав.

Работяги, а не преступники

Что касается уровня преступности в среде мигрантов из стран СНГ, то нельзя забывать, что большинство из них приезжает сюда работать. У большинства есть жены и дети, которые остались на родине. Поэтому для них совершить преступление и сесть в тюрьму - значит обречь все свое семейство на голодную жизнь, а то и смерть.
Такой мигрант десять раз подумает перед тем, как совершить преступление. Да и по официальной статистике, только 3,7% мигрантов, проживающих в Москве, совершают преступления. В то время как 40-50% приходится на граждан РФ, приехавшие в Москву из других регионов.
С другой стороны, не надо, конечно, стыдливо говорить, что "у преступников нет национальности". Есть. И многие страны мира имеют в структуре правоохранительных органов специальные подразделения, отвечающие за работу с этнической преступностью. Например, в США есть отделы, которые занимаются мексиканской, латиноамериканской преступностью, русской мафией. Такая работа необходима.
Но выход тут, конечно, может быть только один - верховенство закона и его строгое соблюдение. Наказание за преступление должно быть неотвратимым и справедливым, не зависящим от национальности преступника.

Вячеслав ПОСТАВНИН. «Московские новости», 4 августа 2011 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.