Rambler's Top100

№ 441 - 442
1 - 14 ноября 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование на экспорт

Международный рынок образовательных услуг быстро развивается

Среднее профобразование не пользуется успехом у россиян и иностранцев

Очное высшее образование приносит наибольший доход

Заочное обучение в российских вузах становится все более популярным у выходцев из стран СНГ и Балтии

Российское образование по ту сторону границы

Сколько Россия зарабатывает на экспорте образовательных услуг?

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Вся статья
(в формате PDF)

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Монастырская школа. Французская миниатюра XV века. L'ecole d'un monastere. Miniature francaise du XVe siecle. Российское образование на экспорт

Над темой номера работал

Александр АРЕФЬЕВ

Александр АРЕФЬЕВ

Российское образование по ту сторону границы

Крупным (по числу иностранных потребителей российских образовательных услуг), но до последнего времени мало изучавшимся сегментом экспорта отечественного образования является деятельность зарубежных филиалов и других структурных подразделений российских вузов (представительств, учебно-консультационных пунктов, совместных университетов и т.п.), связанных с распространением российских образовательных стандартов, академических программ, технологий обучения за пределами страны. В широком смысле экспорт образовательных услуг служит поддержке культурного и политического влияния России, содействует распространению русского языка, ибо процесс обучения в зарубежных филиалах и представительствах российских вузов, в совместных образовательных учреждениях, как правило, осуществляется на русском.

В период существования СССР с его помощью более чем в 30 странах были созданы 66 университетов, институтов, университетских центров, их специализированных факультетов и филиалов. В них, с участием командируемых советских преподавателей, по советским академическим программам и по изданной в СССР учебно-методической литературе получили образование более 100 тысяч человек. Среди этих вузов можно упомянуть Политехнические институты в гг. Кабуле (Афганистан), Бомбее (Индия), Рангуне (Бирма), Конакри (Гвинея), Высшую техническую школу в г. Пномпене (Камбоджа), Горно-металлургический институт в г. Аннаба (Алжир) и многие другие. В 1990/1991 академическом году во всех этих вузах, их филиалах, учебных центрах и т.п. насчитывалось почти 30 тысяч студентов. Практически все они обучались по очной форме. После 1991 года советская помощь данным учебным заведениям прекратилась, и освободившееся место, в качестве новых партнёров и спонсоров, стали занимать образовательные структуры других стран.

За рубежом существовали и собственные филиалы советских вузов. Например, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина имел филиалы в 14 странах мира. В них ежегодно обучались тысячи местных преподавателей-русистов (с распадом СССР и резким снижением государственного финансирования образования все эти филиалы были закрыты).

Экспорт российских образовательных услуг (обучение иностранных граждан по российским программам и с участием российских преподавателей за рубежом) возобновился в середине 1990-х годов, когда в бывших советских республиках открылись первые филиалы и иные образовательные структуры российских вузов, как государственных, так и недавно учреждённых негосударственных образовательных учреждений. Местная русскоязычная молодежь стала охотно пользоваться предоставившейся возможностью получения российского диплома о высшем образовании по месту жительства. В 2000 году суммарное число обучавшихся в СНГ и Балтии по российским образовательным программам студентов (по очной и заочной форме) составило оценочно около 50 тысяч человек, и в последующий период оно увеличивалось в среднем на 5 тысяч человек в год. Филиалы и представительства российских вузов стали появляться и в странах т.н. дальнего зарубежья.

По состоянию на 2007/2008 академический год показатели данного сегмента экспорта российских образовательных услуг были достаточно внушительны: в 45 странах в 10 совместных университетах, институтах, колледжах, в 50 зарубежных филиалах и более чем в 190 различных зарубежных структурных подразделениях российских вузов (как государственных, так и негосударственных) или ассоциированных с ними национальных образовательных учреждений обучались свыше 95 тысяч человек, из которых 81,2 тысячи человек занимались по российским образовательным программам, ведущим к получению различных академических степеней и российских дипломов о высшем образовании, 11 тысяч человек занимались по российским программам, не предусматривающим получения российских академических дипломов, а 3 тысячи человек под эгидой российских вузов занимались по российским школьным общеобразовательным программам.

Основными потребителями российских академических программ за рубежом являются страны СНГ, и прежде всего Казахстан (22,3 тысячи человек), Киргизия (14,9 тысячи) и Украина (9,2 тысячи человек) (рис. 14).Основные потребители российских образовательных услуг в странах дальнего зарубежья – Китай (1,5 тысячи человек) и Монголия (1,2 тысячи человек). Среди европейских стран больше всего пользующихся российскими образовательными услугами по месту жительства в Македонии (308 человек) и Чехии (216 человек).

Рисунок 14. Доля граждан различных стран СНГ, обучавшихся в зарубежных филиалах и структурных подразделениях российских вузов и их партнерских (ассоциированных) организаций в 2007/2008 учебном году, %

Основные показатели экспорта всех видов российских образовательных услуг в страны СНГ в 2007/2008 академическом году и изменения в численности пользователей этих услуг в сравнении с 2005/2006 академическим годом отражены в табл. 6.

Таблица 6. Оказание российских образовательных услуг иностранным гражданам в зарубежных филиалах, представительствах и других структурных подразделениях российских вузов и их партнерских/асоциированных организациях в 2007/2008 академическом году в странах СНГ, по видам услуг, человек

Страны

Обучение по программам, ведущим к получению различных академических степеней и российских дипломов о высшем образовании

Обучение по программам, не предусматриваю-щим получения российских академических степеней и дипломов

Обучение по школьным общеобразо-
вательным программам

Итого обучались в 2007/ 2008 году

Всего

Очно

Заочно

Азербайджан

1949

651

1298

   0

       0

1949

Армения

5943

2994

2949

900

     50

6893

Белоруссия

8674

1020

7654

900

       0

9574

Грузия

1436

0

1436

   0

     80

1516

Абхазия

76

76

0

   0

       0

   76

Казахстан

21567

3402

18165

700

     0

22267

Киргизия

14194

9435

4759

690

     0

14884

Молдавия (включая ПМР)

7501

1831

5670

0

     0

7501

Таджикистан

4951

2465

2486

0

 780

5731

Туркмения

75

75

0

0

 764

839

Узбекистан

3414

849

2565

725

     0

4139

Украина

7987

2740

5247

0

1200

9187

Итого

77767

25538

52229

3915

2874

84556

Общее количество зарубежных филиалов российских вузов, действовавших в странах СНГ в 2007/2008 академическом году, сократилось по сравнению с 2005/2006 годом на 42% (с 64 до 37), в то время как количество иных структурных подразделений российских вузов, совместных и ассоциированных образовательных учреждений и организаций осталось примерно тем же.

Некоторое увеличение общей численности обучавшихся по российским образовательным программам студентов в странах СНГ произошло в основном за счёт заочной формы обучения (и особенно с применением дистанционных технологий), в то время как доля обучавшихся очно за период с 2005/2006 по 2007/2008 годы уменьшилась почти на 20%.

Совокупное число студентов, стажеров, аспирантов зарубежных филиалов и иных учебных подразделений российских вузов в данной группе государств по-прежнему превышает число выходцев из бывших советских республик, обучающихся на дневных, вечерних и заочных отделениях вузов на территории самой Российской Федерации, однако этот разрыв постепенно сокращается за счёт ускоренного развития заочного обучения граждан стран СНГ в России (рис. 15).

Рисунок 15. Число граждан стран СНГ, обучавшихся на дневных и заочных отделениях российских вузов и в их зарубежных филиалах, учебных центрах и иных ассоциированных, партнерских, совместных учебных заведениях в 2005/2006 и 2007/2008 академических годах, тысяч человек

Средняя стоимость обучения в зарубежных филиалах и других структурных подразделениях российских вузов и в их совместных, дочерних и ассоциированных учреждениях составляла в 2007/2008 академическом году 750 долларов, а общие доходы отечественных вузов от данного вида экспорта образовательных услуг равнялись примерно 60 миллионам долларов США (в 2005/2006 году они составили 44,5 млн. долл. США).

Представляется, что в ближайшие 2-3 года рост числа потребителей образовательных услуг в филиалах и представительствах российских вузов в СНГ в целом замедлится, а возможно даже и сменится его сокращением.

Отдельным субъектом экспорта российских образовательных услуг является Россотрудничество (ранее – Росзарубежцентр), под эгидой которого функционирует зарубежная сеть курсов русского языка, в основном на хозрасчетной (платной) основе.

Общее количество этих курсов русского языка – 44. Они работают при Центрах российской культуры и науки, подведомственных Россотрудничеству, в 39 странах мира. В 2008 году на них обучались 14170 человек (в 2007 году – 11681 чел.). Самые большие контингенты слушателей курсов русского языка были в Египте (3420 чел.), Франции (1088 чел.), Болгарии (960 чел.), Венгрии (860 чел.), Индии (748 чел.), Финляндии (505 чел.) и Узбекистане (485 чел.). Наиболее востребованы данные образовательные услуги в Европе: там русский язык на курсах Россотрудничества изучали в 2008 году 6935 человек. Для сравнения: в конце 1980-х годов по линии Союза советских обществ дружбы - ССОДа (предшественника Росзарубежцентра и Россотрудничества) русский язык на курсах в 90 странах мира изучали 600 тысяч человек (наибольшая доля - в странах Восточной Европы и Азии). Кроме того, ССОД направлял за границу для пропаганды русского языка, образования, культуры, научно-технических достижений и т.д. до 10000 различных выставок в год, рассылал более 450 периодических изданий, а также издавал на четырех языках свой ежемесячный журнал "Культура и жизнь", который распространялся в 130 странах.14

Стоимость обучения на зарубежных языковых курсах Россотрудничества различна – от 0,2 - 0,4 доллара США за занятие в Индии, Эфиопии, Египте и до 10 евро за одно занятие в группе (или до 40 евро за индивидуальное занятие) во Франции. Общий доход от данной сети зарубежных курсов русского языка составил в 2008 году оценочно 4,9 миллиона долларов США (в 2002/2003 учебном году, когда на этих языковых курсах занимались 6,5 тысячи человек, доход от их обучения составлял 1,7 миллиона долларов США).


14 См.: Дорогами дружбы и сотрудничества. М. 2000, с. 71-72.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.