|
|
Российское
образование на экспорт |
Над темой номера работал
|
|
Александр АРЕФЬЕВ
|
|
Российское образование по ту сторону границы
Крупным (по числу иностранных потребителей российских
образовательных услуг), но до последнего времени мало изучавшимся
сегментом экспорта отечественного образования является деятельность
зарубежных филиалов и других структурных подразделений российских
вузов (представительств, учебно-консультационных пунктов, совместных
университетов и т.п.), связанных с распространением российских образовательных
стандартов, академических программ, технологий обучения за пределами
страны. В широком смысле экспорт образовательных услуг служит поддержке
культурного и политического влияния России, содействует распространению
русского языка, ибо процесс обучения в зарубежных филиалах и представительствах
российских вузов, в совместных образовательных учреждениях, как
правило, осуществляется на русском.
В период существования СССР с его помощью более чем
в 30 странах были созданы 66 университетов, институтов, университетских
центров, их специализированных факультетов и филиалов. В них, с
участием командируемых советских преподавателей, по советским академическим
программам и по изданной в СССР учебно-методической литературе получили
образование более 100 тысяч человек. Среди этих вузов можно упомянуть
Политехнические институты в гг. Кабуле (Афганистан), Бомбее (Индия),
Рангуне (Бирма), Конакри (Гвинея), Высшую техническую школу в г.
Пномпене (Камбоджа), Горно-металлургический институт в г. Аннаба
(Алжир) и многие другие. В 1990/1991 академическом году во всех
этих вузах, их филиалах, учебных центрах и т.п. насчитывалось почти
30 тысяч студентов. Практически все они обучались по очной форме.
После 1991 года советская помощь данным учебным заведениям прекратилась,
и освободившееся место, в качестве новых партнёров и спонсоров,
стали занимать образовательные структуры других стран.
За рубежом существовали и собственные филиалы советских
вузов. Например, Государственный институт русского языка им. А.С.
Пушкина имел филиалы в 14 странах мира. В них ежегодно обучались
тысячи местных преподавателей-русистов (с распадом СССР и резким
снижением государственного финансирования образования все эти филиалы
были закрыты).
Экспорт российских образовательных услуг (обучение иностранных
граждан по российским программам и с участием российских преподавателей
за рубежом) возобновился в середине 1990-х годов, когда в бывших
советских республиках открылись первые филиалы и иные образовательные
структуры российских вузов, как государственных, так и недавно учреждённых
негосударственных образовательных учреждений. Местная русскоязычная
молодежь стала охотно пользоваться предоставившейся возможностью
получения российского диплома о высшем образовании по месту жительства.
В 2000 году суммарное число обучавшихся в СНГ и Балтии по российским
образовательным программам студентов (по очной и заочной форме)
составило оценочно около 50 тысяч человек, и в последующий период
оно увеличивалось в среднем на 5 тысяч человек в год. Филиалы и
представительства российских вузов стали появляться и в странах
т.н. дальнего зарубежья.
По состоянию на 2007/2008 академический год показатели
данного сегмента экспорта российских образовательных услуг были
достаточно внушительны: в 45 странах в 10 совместных университетах,
институтах, колледжах, в 50 зарубежных филиалах и более чем в 190
различных зарубежных структурных подразделениях российских вузов
(как государственных, так и негосударственных) или ассоциированных
с ними национальных образовательных учреждений обучались свыше 95
тысяч человек, из которых 81,2 тысячи человек занимались по российским
образовательным программам, ведущим к получению различных академических
степеней и российских дипломов о высшем образовании, 11 тысяч человек
занимались по российским программам, не предусматривающим получения
российских академических дипломов, а 3 тысячи человек под эгидой
российских вузов занимались по российским школьным общеобразовательным
программам.
Основными потребителями российских академических программ
за рубежом являются страны СНГ, и прежде всего Казахстан (22,3 тысячи
человек), Киргизия (14,9 тысячи) и Украина (9,2 тысячи человек)
(рис. 14).Основные потребители российских образовательных услуг
в странах дальнего зарубежья – Китай (1,5 тысячи человек) и Монголия
(1,2 тысячи человек). Среди европейских стран больше всего пользующихся
российскими образовательными услугами по месту жительства в Македонии
(308 человек) и Чехии (216 человек).
Рисунок 14. Доля граждан различных стран СНГ, обучавшихся
в зарубежных филиалах и структурных подразделениях российских вузов
и их партнерских (ассоциированных) организаций в 2007/2008 учебном
году, %
Основные показатели экспорта всех видов российских образовательных
услуг в страны СНГ в 2007/2008 академическом году и изменения в
численности пользователей этих услуг в сравнении с 2005/2006 академическим
годом отражены в табл. 6.
Таблица 6. Оказание российских образовательных услуг
иностранным гражданам в зарубежных филиалах, представительствах
и других структурных подразделениях российских вузов и их партнерских/асоциированных
организациях в 2007/2008 академическом году в странах СНГ, по видам
услуг, человек
Страны
|
Обучение по программам, ведущим к получению различных
академических степеней и российских дипломов о высшем образовании
|
Обучение по программам, не предусматриваю-щим получения
российских академических степеней и дипломов
|
Обучение по школьным общеобразо-
вательным программам
|
Итого обучались в 2007/ 2008 году
|
Всего
|
Очно
|
Заочно
|
Азербайджан
|
1949
|
651
|
1298
|
0
|
0
|
1949
|
Армения
|
5943
|
2994
|
2949
|
900
|
50
|
6893
|
Белоруссия
|
8674
|
1020
|
7654
|
900
|
0
|
9574
|
Грузия
|
1436
|
0
|
1436
|
0
|
80
|
1516
|
Абхазия
|
76
|
76
|
0
|
0
|
0
|
76
|
Казахстан
|
21567
|
3402
|
18165
|
700
|
0
|
22267
|
Киргизия
|
14194
|
9435
|
4759
|
690
|
0
|
14884
|
Молдавия (включая ПМР)
|
7501
|
1831
|
5670
|
0
|
0
|
7501
|
Таджикистан
|
4951
|
2465
|
2486
|
0
|
780
|
5731
|
Туркмения
|
75
|
75
|
0
|
0
|
764
|
839
|
Узбекистан
|
3414
|
849
|
2565
|
725
|
0
|
4139
|
Украина
|
7987
|
2740
|
5247
|
0
|
1200
|
9187
|
Итого
|
77767
|
25538
|
52229
|
3915
|
2874
|
84556
|
Общее количество зарубежных филиалов российских вузов,
действовавших в странах СНГ в 2007/2008 академическом году, сократилось
по сравнению с 2005/2006 годом на 42% (с 64 до 37), в то время как
количество иных структурных подразделений российских вузов, совместных
и ассоциированных образовательных учреждений и организаций осталось
примерно тем же.
Некоторое увеличение общей численности обучавшихся по
российским образовательным программам студентов в странах СНГ произошло
в основном за счёт заочной формы обучения (и особенно с применением
дистанционных технологий), в то время как доля обучавшихся очно
за период с 2005/2006 по 2007/2008 годы уменьшилась почти на 20%.
Совокупное число студентов, стажеров, аспирантов зарубежных
филиалов и иных учебных подразделений российских вузов в данной
группе государств по-прежнему превышает число выходцев из бывших
советских республик, обучающихся на дневных, вечерних и заочных
отделениях вузов на территории самой Российской Федерации, однако
этот разрыв постепенно сокращается за счёт ускоренного развития
заочного обучения граждан стран СНГ в России (рис. 15).
Рисунок 15. Число граждан стран СНГ, обучавшихся на
дневных и заочных отделениях российских вузов и в их зарубежных
филиалах, учебных центрах и иных ассоциированных, партнерских, совместных
учебных заведениях в 2005/2006 и 2007/2008 академических годах,
тысяч человек
Средняя стоимость обучения в зарубежных филиалах и других
структурных подразделениях российских вузов и в их совместных, дочерних
и ассоциированных учреждениях составляла в 2007/2008 академическом
году 750 долларов, а общие доходы отечественных вузов от данного
вида экспорта образовательных услуг равнялись примерно 60 миллионам
долларов США (в 2005/2006 году они составили 44,5 млн. долл. США).
Представляется, что в ближайшие 2-3 года рост числа
потребителей образовательных услуг в филиалах и представительствах
российских вузов в СНГ в целом замедлится, а возможно даже и сменится
его сокращением.
Отдельным субъектом экспорта российских образовательных
услуг является Россотрудничество (ранее – Росзарубежцентр),
под эгидой которого функционирует зарубежная сеть курсов
русского языка, в основном на хозрасчетной (платной) основе.
Общее количество этих курсов русского языка – 44. Они
работают при Центрах российской культуры и науки, подведомственных
Россотрудничеству, в 39 странах мира. В 2008 году на них обучались
14170 человек (в 2007 году – 11681 чел.). Самые большие контингенты
слушателей курсов русского языка были в Египте (3420 чел.), Франции
(1088 чел.), Болгарии (960 чел.), Венгрии (860 чел.), Индии (748
чел.), Финляндии (505 чел.) и Узбекистане (485 чел.). Наиболее востребованы
данные образовательные услуги в Европе: там русский язык на курсах
Россотрудничества изучали в 2008 году 6935 человек. Для сравнения:
в конце 1980-х годов по линии Союза советских обществ дружбы - ССОДа
(предшественника Росзарубежцентра и Россотрудничества) русский язык
на курсах в 90 странах мира изучали 600 тысяч человек (наибольшая
доля - в странах Восточной Европы и Азии). Кроме того, ССОД направлял
за границу для пропаганды русского языка, образования, культуры,
научно-технических достижений и т.д. до 10000 различных выставок
в год, рассылал более 450 периодических изданий, а также издавал
на четырех языках свой ежемесячный журнал "Культура и жизнь",
который распространялся в 130 странах.14
Стоимость обучения на зарубежных языковых курсах Россотрудничества
различна – от 0,2 - 0,4 доллара США за занятие в Индии, Эфиопии,
Египте и до 10 евро за одно занятие в группе (или до 40 евро за
индивидуальное занятие) во Франции. Общий доход от данной сети зарубежных
курсов русского языка составил в 2008 году оценочно 4,9 миллиона
долларов США (в 2002/2003 учебном году, когда на этих языковых курсах
занимались 6,5 тысячи человек, доход от их обучения составлял 1,7
миллиона долларов США).
14 См.:
Дорогами дружбы и сотрудничества. М. 2000, с. 71-72.
|