|
|
Российское
образование на экспорт |
Над темой номера работал
|
|
Александр АРЕФЬЕВ
|
|
Среднее профобразование не пользуется успехом у россиян
и иностранцев
В период Советского Союза профессионально-техническая
подготовка и переподготовка квалифицированных рабочих и технических
специалистов среднего уровня для различных отраслей промышленности
и сельского хозяйства дружественных СССР стран Азии, Ближнего Востока
и Африки в советской системе образования осуществлялась в масштабах,
превышавших подготовку иностранных специалистов в высших учебных
заведениях. С помощью советских преподавателей и инженеров были
обучены многие сотни тысяч квалифицированных рабочих, техников,
мастеров. Например, численность граждан одной только Монголии, получивших
среднее специальное образование в СССР и обучившихся различным рабочим
профессиям в период с 1922 по 1992 годы, составляла почти 90 тысяч
человек (одновременно в советских вузах прошли обучение оклоло 50
тысяч монгольских граждан). Огромное значение придавалось производственной
практике и стажировкам данной категории иностранных учащихся, в
ходе которых они осваивали советскую технику и оборудование, использовавшееся
у них на родине.
Советские специалисты обучали граждан развивающихся
стран рабочим и техническим профессиям не только в СССР, но и у
них на родине, в процессе строительства (с помощью советской техники
и за счёт советских кредитов) крупнейших промышленных, сельскохозяйственных
и энергетических объектов, железнодорожных и автомобильных магистралей,
глубоководных морских и речных портов и т.д. в Алжире, Афганистане,
Бангладеш, Бирме, Гвинее, Египте, Индии, Ираке, Иране, Ливии, Мали,
Непале, Нигерии, Пакистане, Сирии, Сомали, Турции, Уганде, Эфиопии
и других странах. Только за период с 1957 по 1976 годы таким методом
было подготовлено около 350 тысяч квалифицированных рабочих и среднего
технического персонала.
Советский Союз помогал развивающимся государствам и
в организации собственной системы обучения рабочих кадров и среднего
технического персонала. Начиная с послевоенного периода и вплоть
до распада государства при экономическом и техническом содействии
СССР в 36 странах были созданы 23 средних специальных учебных заведения
(техникумов) и свыше 400 учебных центров профессионально-технического
образования. В них с участием советских преподавателей прошли обучение
более 150 тысяч человек.
После 1992 года советская система профессиональной ориентации
молодежи и среднего профессионально-технического образования претерпела
серьезные изменения, международная котировка отечественного начального
и среднего профессионального образования упала очень низко. Число
иностранных учащихся в этих сегментах российского образования составляет
в общей сложности 10 тысяч человек (на 95% они являются выходцами
из бывших советских республик) и в течение последних 8 лет почти
не растёт, а их удельный вес среди российских учащихся учреждений
начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального
образования (СПО) символичен (0,2%).
В российских образовательных учреждениях НПО
обучались в 2007/2008 учебном году около 3 тыс. иностранных граждан,
практически все - по очной форме и на бесплатной основе. Подавляющее
их большинство – выходцы из стран СНГ, преимущественно дети трудовых
мигрантов, поступившие, после приезда с родителями в Россию, учиться
в российские начальные и средние общеобразовательные школы. Бесплатное
обучение трёх тысяч иностранных учащихся учреждений НПО обошлось
российскому бюджету примерно в 90 миллионов рублей или 3,6 миллиона
долларов США (из расчёта содержания одного учащегося системы НПО
в 2007/2008 академическом году в среднем в 30 тысяч руб.). В то
же время родители этой группы иностранных учащихся внесли в российскую
экономику в качестве оплаты питания, проживания, одежды, учебников,
досуга и т.п. своих детей в течение 10 учебных месяцев сумму, эквивалентную
9 миллионам долларов США (из расчета суммы прожиточного минимума
учащегося учреждения НПО в РФ в 2007/2008 году, эквивалентной 300
долл. США в месяц).
Численность обучавшихся в российских учреждениях
среднего профессионального образования - колледжах и техникумах
(6-7 тысяч человек), и на протяжении последних 10-15 лет она почти
не меняется (рис. 1).
Рисунок 1. Общая численность иностранных граждан, обучавшихся
в учреждениях среднего профессионального образования Российской
Федерации в 1995/1996 - 2007/2008 академических годах, человек
Основную часть потребителей образовательных услуг российских
учреждений СПО формируют представители стран СНГ, среди них доминируют
граждане трех стран – Белоруссии, Казахстана и Украины (рис. 2).
Рисунок 2. Доля граждан различных стран СНГ, обучавшихся
в российских учреждениях СПО в 2007/2008 учебном году, %
Доля граждан стран дальнего зарубежья, желающих получить
в России среднетехническую профессию, сократилась в последние годы
особенно сильно: ещё в 1993/1994 году она составляла более 20% всех
иностранных учащихся российских учреждений СПО, в 2003/2004 году
– 5,6%, а в настоящее время – 4,0%. Абсолютная численность их ничтожна
– 280 человек, в основном это выходцы из стран Азии (Монголии, Вьетнама,
Китая, Афганистана и некоторых других). Ещё меньше желающих учиться
в российских СПО среди граждан стран Балтии (173 человека).
Российская Федерация ежегодно выделяет для бывших советских
республик в среднем по 100 мест (госстипендий) для бесплатного обучения
их граждан в учреждениях СПО по очной форме. В 2009 году почти половина
из этих мест (44) была предоставлена Таджикистану. Кроме того, ещё
около тысячи выходцев из Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана
поступают учиться на бюджетные места на общих основаниях (по конкурсу)
наравне с российскими гражданами. Большинство же иностранцев (85%)
получает в России среднее профессиональное образование на контрактной
основе (в том числе на заочных отделениях – все 100%).
Доходы от подготовки иностранных граждан в отечественных
учреждениях среднего профессионального образования в 2007/2008 академическом
году составили около 192 миллионов рублей или 7,7 миллиона долларов
США в качестве совокупной оплаты за их обучение на контрактной основе.
Кроме того, эти иностранные учащиеся принесли российской экономике
ещё 543 миллиона рублей или 21,7 миллиона долларов США в качестве
оплаты за своё проживание, питание и т.д.
Слабая международная конкурентоспособность российского
среднего профессионального обучения связана не только с отсталостью
её учебного оборудования, сложностями организации производственной
практики, но и с сохраняющимися различиями в системах образования
с другими ведущими странами. Например, если колледжи и ПТУ в России
выпускают мастеров и техников, то выпускник европейского или североамериканского
колледжа с дипломом бакалавра, обучавшийся по формально сходной
программе профессионально-технического уровня (МСКО-5В), считается
инженером.
Низкая популярность российского среднего профессионального
обучения даже в большинстве стран СНГ приводит к тому, что они обращаются
за помощью в этой области к промышленно более развитым государствам,
применяющим современные производственные технологии и оборудование.
Например, Казахстан недавно заключил соглашения о сотрудничестве
по вопросам подготовки и переподготовки специалистов системы технического
и профессионального образования с Европейским фондом образования
(ЕФО), образовательной службой РКК (Норвегия), немецким обществом
In WENT, фирмой “Koica HRD” (Республика Корея). А британская компания
“LJ Create” уже открыла в г. Астане свой крупный учебный центр по
подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников технического
и обслуживающего труда.
|