Россияне живут в самой большой стране с очень низкой (и убывающей) плотностью населения, но при этом почему-то селятся очень тесно и скученно. Долго так продолжатся не может, и города ждет расселение, уверен доцент Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ Роман Захаренко
Анекдот: Через пятьдесят лет население России составит сто миллионов человек, и все они будут жить в Москве
Всякого, кто приезжает с Запада в крупные российские города, ожидает много контрастных впечатлений. С одной стороны, гость увидит, что уровень жизни среднего класса в России мало отличается от западного уровня: тот же уровень образования населения, те же машины, те же товары на полках таких же супермаркетов, быстро улучшающийся уровень сервиса. Вместе с тем, он обнаружит, что жилищные условия среднего класса россиян резко отличаются, скажем, от американского уровня. Многие вполне успешные семьи по-прежнему живут в тех же «хрущобах», что и их родители, в то время как среднестатистическая американская семья уже лет сорок как живет в собственном коттедже. Соответственно, существенно отличается и облик российских городов от облика городов за океаном. В США типичный город-миллионник (например, Питтсбург) выглядит так: десяток-другой офисных небоскребов на одном квадратном километре в центре города, а вокруг него на 10–20 километров во все стороны — безбрежное море двух-трехэтажной застройки. Очень и очень немногие американцы живут выше пятого этажа. В России же высотность зданий мало зависит от удаленности от центра: жилую девятиэтажку можно увидеть с одинаковой вероятностью как на окраине, так и в центре города. Еще сильнее отличаются малые города России и Америки: в заокеанских городках многоквартирные дома практически отсутствуют, редкие пятиэтажки доминируют над городским ландшафтом. В России же, даже в городе с населением 20 тысяч, многие семьи живут не на своей земле, а друг над другом в многоквартирных домах.
В итоге, Россия со стороны кажется очень непонятной страной: россияне, живя в самой большой стране с очень низкой (и убывающей) плотностью населения, почему-то селятся очень тесно и скученно; при этом плотность населения в городах продолжает увеличиваться из-за точечной застройки и увеличения этажности домов. Российские города, будучи самыми многоэтажными в Европе и окруженные самыми пустынными в Европе землями, продолжают расти вверх и внутрь себя, но никак не вширь.
Как долго может продолжаться подобное всасывание России в десяток-другой «черных дыр», и чем оно закончится? Я утверждаю, что в скором времени в России может начаться обратный процесс переезда из города в пригород, который приведет к упадку ныне перегруженных городов России. Чтобы лучше понять возможную траекторию развития российских городов, рассмотрим опыт США сорокалетней давности.
Белый отток
С начала 1970-х годов, с развитием скоростных автомагистралей, в США начался интенсивный отток верхних и средних слоев населения из многоквартирных городских домов на собственные шесть соток с собственным коттеджем в пригороде. Этот феномен получил прозвище «белый отток», ввиду того, что большинство уезжающих имели белый цвет кожи. «Белый отток» сыграл колоссальную негативную роль в развитии американских городов. Во-первых, переселение среднего класса, являющегося основным налогоплательщиком, привело к экономическому упадку городов: например, многие эксперты считают «белый отток» одной из главных причин финансового кризиса в Нью-Йорке в 1975 году, поставившего город на грань банкротства. Во-вторых, средний класс составляет основу социального капитала любого общества; отток «ядра» общества из городов неизбежно привел к социальному упадку и росту преступности. Рост преступности, в свою очередь, вынудил уехать из города даже тех, кто изначально хотел остаться, что привело к дальнейшему упадку. Отток населения был поистине колоссальным: по некоторым оценкам, за 1970-е годы Нью-Йорк потерял миллион человек, при изначальном населении в 8 млн.
Российское будущее
Насколько реален отток среднего класса из российских городов? Хватит ли места под коттедж для всех желающих, скажем, жителей Москвы и Подмосковья? Проведем небольшой расчет. При западном уровне развития транспортной инфраструктуры, человек может жить в пятидесяти километрах от места работы. Территория радиусом в пятьдесят километров вокруг центра города имеет площадь в семь с половиной тысяч квадратных километров. Предположим, из них собственно жилыми кварталами будет занято две тысячи квадратных километров; при населении московского региона в двадцать миллионов человек, получаем одну сотку на человека. Предположим далее, что непосредственно жилой отапливаемой застройкой будет занято десять процентов этой территории — получаем десять квадратных метров на человека, или тридцать квадратов при трехэтажной застройке. Таким образом, двухэтажная Россия и трехэтажная Москва технически вполне реализуемы — и, значит, вполне вероятны в обозримом будущем. Ссылки на холодный климат не в счет — в канадском Виннипеге климат такой же, как в Новосибирске, что не мешает среднестатистической семье в Виннипеге владеть собственным коттеджем.
О надписях в подъездах
Помимо обширного пустого пространства вокруг российских городов, существует еще одна отличительная особенность России от стран Запада, приближающая и ускоряющая отток населения из городов. Подавляющее большинство многоквартирных домов в городах США или Европы построены в частном порядке, по индивидуальному проекту, и принадлежат либо одному владельцу, либо высокоорганизованному товариществу владельцев, которые поддерживают «домашнюю» атмосферу на площадях общего пользования. Немногочисленное «социальное» жилье, централизованно спланированное и профинансированное, как правило, отличается повышенным уровнем преступности и социальным упадком. Такое жилье в США называют «проектным жильем», или просто «проектами», что является синонимом дешевизны, криминала и разрухи. В России же почти все многоквартирное жилье — это «проект» в американской классификации, и явно не воспринимается в Америке как жилье для среднего класса. Вполне вероятно, что американский взгляд на стандарты жилья укоренится и в России уже в обозримом будущем, и что основной костяк российского общества станет нетерпим к изрисованным подъездам так же, как недавно стал нетерпим к еженедельно ломающимся «Жигулям». Повышение запросов к качеству жилья, в свою очередь, станет смертным приговором для российских «хрущоб» и для спальных районов, ими застроенных — так же, как повышенные запросы к качеству автомобилей привели к клинической смерти некоторых российских автопроизводителей.
Можно ли продлить жизнь спальным районам советской застройки? Можно, если упростить иммиграционные законы и заселить эти районы мигрантами из Узбекистана, Вьетнама и прочих густонаселенных стран. Покупка мигрантами жилья в советских спальных районах также поможет коренному населению профинансировать свой переезд в пригородный коттедж. При этом, правда, многочисленные российские районы «Черемушки» будут переименованы народной молвой в районы «Фергана» и «Сайгон».
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)