Константин Полторанин: "Мигрантов не умеют правильно готовить"
Федеральная миграционная служба выступает за облегчение процедуры въезда гастарбайтеров в Россию. Только так мы уменьшим количество нелегалов и преступлений на этнической почве, считает один из руководителей ФМС.
- Какие нашей стране нужны мигранты?
- Не мы определяем, какие специалисты нам нужны. Есть экономика страны, есть различные ведомства, есть фирмы, учреждения, которые определяют сами, кто им нужен. И, исходя из того, что на рынке труда есть дефицит специалистов, они берут, соответственно, иностранных граждан либо высокой квалификации, что очень редко, либо разнорабочих - это труд непрестижный и малооплачиваемый. Это наш контингент.
- Получается, сейчас мигрант - это человек, который выполняет низкоквалифицированную работу.
- Да, их большинство - процентов 70 тех, кто приехал выполнять неквалифицированную работу и трудятся у частных лиц. Это разного рода помощники, помогающие по хозяйству, высвобождающие рабочие руки.
- В заявках указывается, в каком регионе должен работать мигрант?
- Если мы говорим о предприятиях, которые нанимают себе рабочих-мигрантов, а не о частных лицах, то да. Они участвуют в заявочной кампании региона, обосновывают свое предложение занятости иностранных граждан в местных органах занятости. Те, соответственно, выступают в местном правительстве по размерам квот, и правительство утверждает эти квоты.
- Имеет ли смысл перераспределять миграционный поток в области, которые страдают от нехватки кадров и населения вообще?
- Этим вопросом занимается главным образом Минздравсоцразвития. Наверное, думать надо в первую очередь о коренных жителях. Поэтому, раз есть проблема малонаселенных регионов, нужно стимулировать внутреннюю миграцию, чтобы российские граждане переезжали жить в те регионы, которые стали малонаселенными, тот же Дальний Восток.
Что касается временной миграции, мы можем направлять туда рабочих, если будут рабочие места. Факт, что за счет миграционного прироста мы сейчас покрываем естественную убыль населения. Причем в первую очередь за счет мигрантов славянской группы.
"Квоты только плодят коррупцию"
- Почему механизм привлечения мигрантов так сложен и бюрократичен?
- Во-первых, уже не настолько сложен. Частным лицам стало гораздо легче нанимать рабочих из ближнего зарубежья после того, как с 1 июля 2010 года начали выдавать патенты на мигрантов. Они просто оформляются: платите в банке 1000 рублей, это ежемесячный налог, и все - мигрант легально работает.
Было либерализовано законодательство для экспатов - высококвалифицированных иностранных сотрудников, которые зарабатывают более 2 млн. рублей в год. Теперь сняты бюрократические проволочки, их оформление занимает две недели (раньше заявки на экспатов подавались так же, как на мигрантов-разнорабочих, - за год). Но в целом механизм квотирования, конечно, несет значительную коррупционную составляющую.
- Может быть, этот механизм и существует только потому, что он коррупционноемкий?
- Я думаю, что да. Работодателю трудно планировать на год или на полгода вперед, сколько работников у него может появиться. Если кто-то не участвовал в заявочной кампании, а ему вдруг понадобилось 300 работников для стройки, то ему будет сложно их нанять. Это раз.
А во-вторых, если квота выбрана, включить механизм дополнительных квот очень сложно. И из-за сложности здесь процветает коррупция.
Но у квотирования есть свои плюсы. Нынешняя система препятствует деформации внутреннего рынка труда, особенно в кризис, когда безработица, нашим гражданам работать негде.
Мигранты приезжают на те рабочие места, куда наши граждане не идут хоть ты тресни, хоть ты лопни. Но механизм квотирования, который существует сейчас, не совсем отвечает требованиям компаний. Я не считаю, что нужно безоговорочно прислушиваться к рекомендациям работодателей - это не те специалисты, которые владеют полной информацией. На мой взгляд, нужно делать организованный набор.
- Чем он отличается от существующей системы?
- Это особый способ привлечения мигрантов, когда работодатель берет на себя соцобеспечение гастарбайтеров и обязуется в случае расторжения договора отправить их обратно. В этом случае иностранцы понимают, куда они едут, а работодатель знает, что они из себя представляют.
Нужно менять сложившуюся ситуацию, когда один человек приехал, нашел сто рабочих мест, свистнул, и они потянулись всем аулом работать.
А потом неизвестно, трудоустроятся ли они здесь. Если нет, то это головная боль для всех, потому что они начинают попадать в сводки милиции.
И еще одно изменение, которое необходимо ввести, на мой взгляд. В течение года таких организованных наборов мигрантов должно быть несколько.
"Будем учить иностранцев русскому языку еще за границей"
- Но ведь будут приезжать все те же плохо знающие русский язык и правила дорожного движения мигранты?
- Чтобы этого не происходило, нужна подготовка кадров в стране, откуда приезжают мигранты, нужно, чтобы уже там они изучали русский язык. Тогда будет идти интеграция. Есть страны, которые к этому подключились, - Таджикистан, Киргизия. Узбекистан готов подключиться к этой теме.
- Расскажите подробнее о наборе, проводящемся в Таджикистане, Киргизии. Как это происходит на практике?
- По сути, это кадровое агентство. По заказу работодателя оно подбирает людей, может проверить их квалификацию. Затем приезжает представитель работодателя и уже окончательно их отбирает. Подобрали, например, 150 арматурщиков на стройку. После этого на основании договоренности с ними через представительство ФМС в Узбекистане будут заключены трудовые договоры. И они поедут в Россию уже с трудовым договором на руках, имея представление о том, где и как они будут работать, что делать, какую зарплату получать.
- Получается что-то вроде кадрового агентства за границей. Разве сейчас рекрутеры не работают по такой схеме?
- Работают, набирают либо через своих представителей, либо через местные агентства, но "в серую". Возможностей взаимодействия с ФМС у них нет.
- Эти кадровые агентства, которые сейчас организуют в Киргизии и Таджикистане, - они государственные?
- Киргизы выстраивали на уровне государства эту структуру - до недавней революции. В сущности, для нас непринципиально - частное или государственное агентство по найму персонала. Нам важно, чтобы они набирали и готовили мигрантов.
В качестве баз могут быть бывшие ПТУ в Киргизии или Таджикистане, там они могут готовить, к примеру, сварщиков. Вот на этих базах и стоит работать агентствам.
- Не проще ли обратиться к крупным российским кадровым агентствам и предложить им льготы со стороны ФМС, чтобы они взяли обязательство открывать филиалы в бывших республиках СССР и готовить организованный набор?
- Почему бы нет. Для нас главное - чтобы это был организованный набор. Он станет гарантией того, что люди будут приезжать и уезжать цивилизованно. Пусть это будет российское кадровое агентство, которое ориентировано на набор такого рода сотрудников и готово сотрудничать с иностранными кадровиками.
Нам важно, чтобы был работодатель, с которого мы можем спросить. Например, мы будем знать, что какой-то работодатель нанял 10 тысяч сотрудников-мигрантов. Если кто-то убежал или уволился, он нас предупредит: "Этот убежал" или "Он уволился, мы его домой отправили". Организованный набор сделает рынок труда мигрантов прозрачным.
- Кто будет заниматься адаптацией мигрантов?
- Оргнабор и эту проблему решает. Мигрантам будут преподавать русский язык, объяснять правила поведения иностранца в России - как вести себя в метро, как обращаться к людям.
К тому же в сентябре предполагается создать управление интеграции и адаптации иностранных граждан, которое этим вопросом должно заниматься. Да и нет в нашей стране большой ксенофобии. Люди из Средней Азии стараются больше заработать и удрать к себе домой. Задача гастарбайтера - потратить на себя минимум и уехать. Нет смысла из-под палки гнать его интегрироваться в общество, тратить на это деньги, снимать, например, недешевое столичное жилье. Ему проще на стройке в бытовке перекантоваться три месяца со своими друзьями.
"Не успел - плати большую взятку"
- Какая может быть альтернатива квотам, чтобы при этом защитить коренное население?
- Квота должна существовать, но реализовывать ее нужно проще, прозрачнее, а не как сейчас. Важно, чтобы этот механизм не тормозил производство.
В нынешних условиях, если я не успел заявить о необходимости привлечения иностранцев на следующий год, то я буду платить большую взятку - рабочие-то мне все равно нужны. А должен быть простой механизм - скажем, уведомительный. Представил работодатель рабочие места на биржу труда или опубликовал их в газете либо через интернет, и все. А дальше - как открытый тендер.
"На чайна-тауны у мигрантов нет денег"
- Как избежать появления чайна-таунов в России, когда мигранты отдельно, а коренные жители - отдельно?
- В России нет настоящих чайна-таунов: у наших мигрантов на это нет денег. Есть компактные поселения. Чайна-тауны могут стать проблемой, когда создаются целые иммигрантские районы.
Но у нас - в лучшем случае - это одно отдельное общежитие мигрантов. Оно может вносить определенный криминогенный дисбаланс просто в силу нелюбви местного населения к чужакам.
- А если мигрантов в нашей стране станет больше?
- А откуда их больше станет? Население среднеазиатских республик не удвоится и не утроится в ближайшее время. Те, кто едет сейчас, - это уже максимум. Это все активное, работоспособное население, которое может поехать. Оно уже здесь.
Увеличиться оно не может, только уменьшиться - если будут улучшаться условия труда в их родной стране.
В нашей стране идет спад активности приезжих. В этом году мы в лучшем случае повторим результат прошлого. Так что все это политиканство вокруг "невиданных армий" мигрантов - шарлатанство и мошенничество.
Если говорить о китайцах, то из 12 млн. граждан, прибывших в Россию в прошлом году, из Китая приехали только 200 тысяч. Тот ресурс мигрантов, который мы сейчас имеем, - это максимум, что может давать Средняя Азия, Закавказье и Украина.
- Всего 200 тысяч китайцев? Мне кажется, официальная цифра занижена.
- Вряд ли. Китай - проблематичная страна с точки зрения перехода границы. Им только если под колючей проволокой. Пограничники рапортуют, что граница там закрытая.
Да и нет у китайцев большого желания пересекать границу нелегально. Если они так делают, то только с целью транзитом через Россию очутиться в Западной Европе. А здесь и на Дальнем Востоке не оседают.
- Трудовые мигранты совершают много правонарушений?
- В Москве доля преступлений иностранцев самая высокая, она составляет 18%, хотя господин Лужков и ему подобные постоянно говорят о 46-50%.
Но это преступления иногородних, в их число попадают, например, жители Московской области. При чем здесь мигранты?
70% совершаемых мигрантами преступлений вызваны запутанным механизмом оформления: они вынуждены идти на подделку миграционных карт, они избегают учета, платят милиции и так далее.
- Для ФМС что предпочтительнее - нелегальный мигрант или мигрант с патентом, работающий на стройке?
- Пусть он купит себе патент и будет продлевать себе жизнь на территории России, не работая. Главное для нас - он себя легализовал, представил документы. Мы знаем - он есть. И это уже его дело, нашел он себе работу или нет. Долго без работы сидеть не будет: закончатся деньги - уедет домой. А уйдет в нелегальщину - выдворим сами. Они мимо милиции не проскакивают, как правило.
Кто работает в РФ
2 млн. человек из Украины
1,2 млн. человек из Таджикистана
1 млн. приезжих из Грузии
0,7 млн. работников из Киргизии
0,5 млн. тружеников из Туркменистана
Источник: данные общин
4 шага к идеальному гастарбайтеру
Предлагает Константин Полторанин
1. На базе ПТУ в странах бывшего СССР надо создавать центры обучения мигрантов русскому языку .
2. Работодатели должны вкладывать деньги в повышение квалификации иностранных сотрудников.
3. Уже приехавшим в Россию гастарбайтерам нужно пройти курс адаптации к местным законам.
4. Разрешить кадровым агентствам подбирать для компаний иностранных работников.
Антон ЗАЙНИЕВ. «Труд», 18 августа 2010 года
Любить мигранта
России нужна качественно иная система трудовых отношений с иностранными специалистами
СЕГОДНЯ кадры, как и прежде, решают все. А для малого бизнеса кадровая проблема по своей остроте - в первой пятерке. И нужны малым предприятиям не чернорабочие, как это могло бы показаться на первый взгляд, а высококвалифицированные специалисты
Усугубляют ситуацию неутешительные демографические прогнозы. Количество трудоспособного населения сокращается. Одновременно с этим современную Россию отличает большое число экономических ниш, в которых могут создаваться новые бизнесы, а значит и новые рабочие места. Но этот процесс тормозит отсутствие рабочей силы
Для нашей организации вопросы миграционной политики выходят на передний план. Для анализа проблем в этой сфере, для определения степени влияния миграционных процессов на развитие малого бизнеса в России, для содействия изменению качества миграционных потоков мы создали специальную структуру, которую назвали "ОПОРА-ДРУЖБА". Опрос предпринимателей, проведенный "ОПОРОЙ-ДРУЖБА", показал, что 3/4 российских компаний испытывают дефицит рабочей силы на локальных рынках труда. И по мере завершения кризиса спрос на работников будет только возрастать.
Но, например, система формирования квот на привлечение иностранных работников, мягко говоря, затруднительна для участия малых и средних предприятий. Региональные органы власти на основании информации от предпринимателей о необходимом им количестве иностранных работников формируют заявку и направляют ее в федеральный центр, где и принимается решение о числе квот на следующий год. Таким образом, процесс квотирования, по сути, зависит не от потребностей экономики, а от воли конкретных чиновников. Не говоря о том, что подача заявок на следующий год происходит до 1 мая текущего года. Покажите мне малое предприятие, которое сможет спрогнозировать свое развитие и потребность в кадрах на такую перспективу
Именно поэтому бизнес сейчас подает сигнал власти и обществу о том, что необходимо качественно изменять условия для привлечения иностранной рабочей силы. Во всем мире развернулась борьба за так называемый креативный класс, который в России, в том числе из-за продолжающейся утечки мозгов, представлен крайне слабо. Наша общая задача - стать опорой для этих людей, вселить в них уверенность, что, приехав в Россию, они будут обеспечены достойными условиями для работы и жизни. И это совсем не фантастика. Многие из тех, кто в свое время покинул Россию и сумел добиться успеха за ее рубежами, теперь хотели бы быть полезны своей Родине
Но что на практике делать нашим бывшим соотечественникам, а также тем мигрантам, которые хотели бы попробовать свои силы в России?
Я коротко опишу один из механизмов, которые уже действуют на практике. Мы активно используем информационные каналы наших дружественных организаций за рубежом, более того: на их базе, а также на базе иностранных представительств ОПОРЫ создается международная сеть информационно-справочных центров. Обратившись в них, можно получить исчерпывающую информацию об условиях организации и ведения предпринимательской деятельности в России, порядке трудоустройства, существующих вакансиях. Кроме того, важен активный диалог с посольствами и бизнес-ассоциациями иностранных государств, а также постоянная сверка часов с таможенными органами. Надеюсь, что в ближайшее время и торговые представительства изменят свою тактику, и мы начнем взаимодействовать, ведь у нас огромное поле для совместной работы. Хотя есть торгпредства в ряде стран, где работают по-настоящему грамотные специалисты и к тому же ответственные и неравнодушные люди.
Но очевидно, что помимо информационной, правовой, языковой помощи определяющую роль для иностранных граждан играют бытовые условия в России. Попросту говоря, любой человек, особенно человек семейный, всегда хочет знать, где он будет жить, где будут учиться дети, и т.д
Об этом мало говорят сегодня, но Россия может стать для мигрантов не только местом работы, но и уникальным объектом для изучения. Думаю, никому не нужно объяснять, сколько интересного кроют в себе наша история, природа, обычаи. Сегодня ОПОРА России совместно с Российским географическим обществом создает проект по организации туристического досуга для иностранцев, работающих в нашей стране.
По-настоящему позитивным фактом мы считаем то, что возобновилась работа над Концепцией государственной миграционной политики. Мы надеемся, что в ближайшее время государство, наконец, определит стратегию действий в этом направлении и документ будет принят. Главное, чтобы бизнес-сообщество приняло в этой работе активное участие.
Сергей БОРИСОВ, Президент "ОПОРЫ России".
«Российская Бизнес-Газета», 17 августа 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)