|
|
Демографические изменения
и экономика
Статья первая
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Сергей
ВАСИН
|
Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ
|
Михаил
ДЕНИСЕНКО
|
|
Рост социальных расходов ограничивает инвестиционные
возможности
Наиболее желательным кажется первое направление – модернизация
экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности, ускорение
научно-технического и организационно-технологического прогресса,
увеличение отдачи капиталовложений, рост производительности труда.
Все это необходимо независимо от предстоящих демографических
изменений, они лишь делают модернизацию экономики еще более настоятельной.
Однако такая модернизация весьма капиталоёмка, а те же самые неблагоприятные
тенденции демографического развития, которые усиливают необходимость
модернизации, будут серьезно ограничивать инвестиционные возможности
российской экономики, ибо потребуют значительного увеличения социальных
расходов.
Уже сейчас российская экономика явно не справляется
с поддержанием необходимого уровня социальных расходов, у нас они
намного ниже, чем в европейских странах. В 2008 году из консолидированного
бюджета на нужды социальной политики (включая пенсионное обеспечение,
социальное обслуживание населения, социальное обеспечение, охрану
семьи и детства) было затрачено 3766,3 трлн. рублей, на здравоохранение
- 1546,3, всего, стало быть, 5312,5 трлн., или 12,7% ВВП. В 2005
году примерно такую долю ВВП на социальные расходы тратили страны
Балтии. В богатых же странах она была близка к 30% (в Швеции 32,0%,
во Франция 31,5, в Дания 30,1, в Бельгии 29,7,в Германии 29,4, в
Австрия 28,8, в Нидерландах 28,2%). В среднем по ЕС – 27,2%5.
Низкие социальные расходы ограничивают возможности решения
ключевых демографических вопросов, прежде всего, возможности увеличения
продолжительности жизни, в том числе и здоровой жизни россиян, обеспечения
достойной жизни пожилых людей, число которых быстро увеличивается.
В развитых странах львиную долю социальных расходов
составляют расходы на пенсии, медицинское обслуживание и примыкающие
к ним. В 2005 году в Европейском Союзе 46% всех социальных пособий
и выплат расходовались на выплату пенсий и пособий в связи со старостью
и по случаю смерти члена семьи, 28,6% - на пособия по случаю болезни
и на медицинское обслуживание, 7,9% - на пособия по инвалидности6.
Таким образом, эта группа расходов, на которую стареющее российское
население будет предъявлять все больший спрос, поглощает более 80%
всех социальных расходов.
Соответственно неизбежен рост этой категории расходов
и в России. Уже из сказанного ранее ясно, что сокращение уровня
смертности и укрепление здоровья населения могло бы стать одним
из главных источников количественного прироста трудового потенциала
страны. Но к этому надо добавить, что преждевременная смерть человека
в трудоспособном возрасте, равно как и его уход с рынка труда из-за
инвалидности, – это одновременно и безвозвратная утрата его
знаний и компетенций, на приобретение которых нередко затрачиваются
многие годы и немалые средства, существенное снижение отдачи от
инвестиций в человеческий капитал, источник огромных экономических
потерь. Но эти потери во многом – следствие многолетней неоправданной
экономии на затратах, без которых невозможно вывести Россию на современный
уровень продолжительности как общей, так и здоровой жизни. Об этом
писал Демоскоп (линк на №417), об этом же говорил недавно и премьер-министр
России В. Путин. Выступая на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития,
Путин сказал: «Не будет у нас нормального здравоохранения, если
мы денег не будем на это тратить. Мы пока за экономику возьмемся,
все туда направим, но если мы все вымрем, то для кого тогда эта
экономика?»7
В то же время, при всей остроте и приоритетности проблем
плохого здоровья и низкой продолжительности жизни россиян, нельзя
не видеть и других нарастающих острейших проблем, связанных с необходимостью
крупных социальных расходов и тоже отражающих новые демографические
реальности. Прежде всего, это проблема пенсионного обеспечения растущего
числа пожилых людей.
Но возможности увеличения социальных расходов не в меньшей
мере, чем потребности в них, теснейшим образом связаны с параметрами
демографического развития страны, в частности, с динамикой демографической
нагрузки. В ближайшее время эта нагрузка очень сильно вырастет (см.
Демоскоп № 417 - 418), что сделает проблему роста социальных
расходов почти неразрешимой.
Стоящая перед Россией задача увеличения величины социальных
расходов на душу населения, в них нуждающегося, равно как и наращивания
доли социальных расходов в ВВП, никуда не денется. Но эта задача
всегда вступает в конкуренцию с потребностями экономического роста.
Решать же ее в условиях роста численности и доли экономически не
активного населения и увеличения иждивенческой нагрузки на одного
трудоспособного намного труднее. Это неизбежно требует перераспределения
ресурсов в пользу потребителей социальных расходов, ведет к увеличению
налоговой нагрузки на население и на бизнес, ограничению инвестиционных
возможностей экономики, в конечном счет, замедляет, а то и блокирует
рост производительности труда. Экономика попадает в замкнутый круг,
из которого очень трудно найти выход.
5 Eurostat - Social
protection in the European Union // Statistics in focus. Population
and Social Conditions. 46/2008
6 Ibid
7 www.premier.gov.ru/events/news/10586/
|