Rambler's Top100

№ 429 - 430
1 - 22 августа 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Демографические изменения и экономика. Статья первая

Сокращение и старение трудовых ресурсов неблагоприятно для рынка труда

Высокая смертность уменьшает фонд рабочего времени

Низкая продолжительность здоровой жизни - еще один источник потерь фонда рабочего времени

Низкий уровень экономической активности препятствует использованию имеющихся ресурсов труда

Возможные ответы на сжатие рынка труда

Рост социальных расходов ограничивает инвестиционные возможности

Старение работающего населения противодействует модернизационным процессам

Увеличивать возраст выхода на пенсию преждевременно

Рост продолжительности рабочего времени имеет свои границы

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Дейнека. Бег. Alexandre Deineka. Runners. (1932)

Демографические изменения и экономика
Статья первая

Над темой номера работали

Сергей ВАСИН Анатолий ВИШНЕВСКИЙ Михаил ДЕНИСЕНКО

Сергей
ВАСИН

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Михаил
ДЕНИСЕНКО

Рост социальных расходов ограничивает инвестиционные возможности

Наиболее желательным кажется первое направление – модернизация экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности, ускорение научно-технического и организационно-технологического прогресса, увеличение отдачи капиталовложений, рост производительности труда.

Все это необходимо независимо от предстоящих демографических изменений, они лишь делают модернизацию экономики еще более настоятельной. Однако такая модернизация весьма капиталоёмка, а те же самые неблагоприятные тенденции демографического развития, которые усиливают необходимость модернизации, будут серьезно ограничивать инвестиционные возможности российской экономики, ибо потребуют значительного увеличения социальных расходов.

Уже сейчас российская экономика явно не справляется с поддержанием необходимого уровня социальных расходов, у нас они намного ниже, чем в европейских странах. В 2008 году из консолидированного бюджета на нужды  социальной политики (включая пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, социальное обеспечение, охрану семьи и детства) было затрачено 3766,3 трлн. рублей, на здравоохранение - 1546,3, всего, стало быть, 5312,5 трлн., или 12,7% ВВП. В 2005 году примерно такую долю ВВП на социальные расходы тратили страны Балтии. В богатых же странах она была близка к 30% (в Швеции 32,0%, во Франция 31,5, в Дания 30,1, в Бельгии 29,7,в Германии 29,4, в Австрия 28,8, в  Нидерландах 28,2%). В среднем по ЕС – 27,2%5.

Низкие социальные расходы ограничивают возможности решения ключевых демографических вопросов, прежде всего, возможности увеличения продолжительности жизни, в том числе и здоровой жизни россиян, обеспечения достойной жизни пожилых людей, число которых быстро увеличивается.  

В развитых странах львиную долю социальных расходов составляют расходы на пенсии, медицинское обслуживание и примыкающие к ним. В 2005 году в Европейском Союзе 46% всех социальных пособий и выплат расходовались на выплату пенсий и пособий в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи, 28,6% - на пособия по случаю болезни и на медицинское обслуживание, 7,9% - на пособия по инвалидности6. Таким образом, эта группа расходов, на которую стареющее российское население будет предъявлять все больший спрос, поглощает более 80% всех социальных расходов.

Соответственно неизбежен рост этой категории расходов и в России. Уже из сказанного ранее ясно, что сокращение уровня смертности и укрепление здоровья населения могло бы стать одним из главных источников количественного прироста трудового потенциала страны. Но к этому надо добавить, что преждевременная смерть человека в трудоспособном возрасте, равно как и его уход с рынка труда из-за инвалидности,  – это одновременно и безвозвратная утрата его знаний и компетенций, на приобретение которых нередко затрачиваются многие годы и немалые средства, существенное снижение отдачи от инвестиций в человеческий капитал, источник огромных экономических потерь. Но эти потери во многом – следствие многолетней неоправданной экономии на затратах, без которых невозможно вывести Россию на современный уровень продолжительности как общей, так и здоровой жизни. Об этом писал Демоскоп (линк на №417), об этом же говорил недавно и премьер-министр России В. Путин. Выступая на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития, Путин сказал: «Не будет у нас нормального здравоохранения, если мы денег не будем на это тратить. Мы пока за экономику возьмемся, все туда направим, но если мы все вымрем, то для кого тогда эта экономика?»7

В то же время, при всей остроте и приоритетности проблем плохого здоровья и низкой продолжительности жизни россиян, нельзя не видеть и других нарастающих острейших проблем, связанных с необходимостью крупных социальных расходов и тоже отражающих новые демографические реальности. Прежде всего, это проблема пенсионного обеспечения растущего числа пожилых людей.

Но возможности увеличения социальных расходов не в меньшей мере, чем  потребности в них, теснейшим образом связаны с параметрами демографического развития страны, в частности, с динамикой демографической нагрузки. В ближайшее время эта нагрузка очень сильно вырастет (см. Демоскоп № 417 - 418), что сделает проблему роста социальных расходов почти неразрешимой.

Стоящая перед Россией задача увеличения величины социальных расходов на душу населения, в них нуждающегося, равно как и наращивания доли социальных расходов в ВВП, никуда не денется. Но эта задача всегда вступает в конкуренцию с потребностями экономического роста. Решать же ее в условиях роста численности и доли экономически не активного населения и увеличения иждивенческой нагрузки на одного трудоспособного намного труднее. Это неизбежно требует перераспределения ресурсов в пользу потребителей социальных расходов, ведет к увеличению налоговой нагрузки на население и на бизнес, ограничению инвестиционных возможностей экономики, в конечном счет, замедляет, а то и блокирует рост производительности труда. Экономика попадает в замкнутый круг, из которого очень трудно найти выход.


5 Eurostat - Social protection in the European Union // Statistics in focus. Population and Social Conditions. 46/2008
6 Ibid
7 www.premier.gov.ru/events/news/10586/

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.