|
|
Демографические изменения
и экономика
Статья первая
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Сергей
ВАСИН
|
Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ
|
Михаил
ДЕНИСЕНКО
|
|
Возможные ответы на сжатие рынка труда
Перед лицом предстоящих демографических изменений, грозящих
серьезным сжатием предложения на рынке труда, необходим поиск мер,
которые, которые могли бы нейтрализовать неблагоприятные последствия
такого сжатия и минимизировать ущерб, который они могут нанести
экономике. Эти меры можно объединить в несколько групп:
А. Повышение эффективности работы самой
экономики, позволяющее ответить на сокращение предложения на рынке
труда ростом его производительности.
Б. Расширение доступного при сложившихся
демографических условиях фонда рабочего времени за счет расширения
возрастных границ и уровней экономической активности, улучшение
здоровья и снижение смертности, увеличения продолжительности
рабочего времени и т.п.
В. Привлечение трудовых ресурсов извне,
международная трудовая миграция.
Чтобы оценить степень настоятельности таких мер попытаемся
оценить возможные соотношения спроса и предложения на российском
рынке труда (без учета его структурных характеристик).4
Прогнозировать спрос на рабочую силу, тем более без
детального экономического прогноза, можно только в самых общих чертах.
Попытаемся сделать это, отталкиваясь от Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года.
Согласно этой Концепции, в России ожидается среднегодовой
прирост ВВП с 2011 по 2020 годы на уровне 6,3-6,4%, что равнозначно
его удвоению к концу указанного периода. Исходя из этого ориентира,
можно оценить число занятых, которое способно обеспечить решение
поставленной задачи.
Соответствующие оценки приведены в табл.5. Как следует
из таблицы, в случае медленного роста производительности труда для
достижения высоких темпов роста ВВП число занятых должно возрастать
очень быстро. Но если производительность труда будет расти быстрее,
то потребность в рабочей силе соответственно будет сокращаться.
Таблица 5. Оценка численности занятых для обеспечения
удвоения ВВП к 2020 г. (млн. человек)
Рост производительности труда
|
2015
|
2020
|
2%
|
86-87
|
107-108
|
4%
|
78-79
|
91-92
|
6%
|
72-73
|
80-81
|
8%
|
67-68
|
71-72
|
Оценки табл. 5 дают представление о спросе на труд в
ближайшие 10 лет. А каким может быть его предложение?
Чтобы ответить на этот вопросы были выполнены оценки
предложения труда в Российской Федерации на период до 2030 года
на основе среднего варианта демографического прогноза Росстата.
В этот прогноз изначально заложена гипотеза о том, что миграционный
прирост в стране за весь прогнозируемый интервал с 2010 до 2030
года составит 7,3 млн. человек.
Оценка предложения труда была реализована для трех сценариев.
В низком сценарии предполагается, что ситуация на рынке
труда принципиально не изменится: возрастные характеристики экономической
активности и занятости останутся на уровне средних показателей за
2006-2008 годы.
По высокому сценарию допускается, что в результате резкого
повышения спроса на труд, уровень экономической активности населения
России повысится, в первую очередь, за счет молодежных и старших
возрастных групп, и постепенно к середине 2020-х годов приблизится
к скандинавской модели. Соответственно, высокий спрос на рабочую
силу понизит уровень безработицы до «структурного» минимума – почти
до 1% к 2020 году.
Средний сценарий представляет собой арифметическую среднюю
из двух указанных выше сценариев. По этой модели возрастные параметры
экономической активности и занятости умеренно увеличиваются под
влиянием возросшего спроса на труд.
Полученные оценки сведены в табл. 6.
Таблица 6. Предложение труда в РФ до 2030 по трем сценариям
прогноза
Сценарии и показатели
|
2010
|
2015
|
2020
|
2025
|
2030
|
Сценарий 1 «Низкий»
|
Экономически активное население (млн.)*
|
76,2
|
75,1
|
72,3
|
69,5
|
67,8
|
Занятое население (млн.)
|
71,6
|
70,8
|
68,2
|
65,5
|
63,8
|
Безработные (млн.)
|
4,6
|
4,3
|
4,1
|
4,0
|
4,0
|
Уровень экономической активности (%)
|
68,7
|
69,8
|
67,0
|
65,4
|
64,8
|
Уровень занятости (%)
|
93,9
|
94,2
|
94,3
|
94,3
|
94,2
|
Уровень безработицы (%)
|
6,1
|
5,8
|
5,7
|
5,7
|
5,8
|
Сценарий 2 «Высокий»
|
Экономически активное население (млн.)
|
76,2
|
76,9
|
75,6
|
74,7
|
73,4
|
Занятое население (млн.)
|
71,6
|
74,1
|
74,6
|
73,6
|
72,4
|
Безработные (млн.)
|
4,6
|
2,8
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
Уровень экономической активности (%)
|
68,7
|
71,4
|
71,4
|
71,4
|
71,4
|
Уровень занятости (%)
|
93,9
|
96,4
|
98,7
|
98,6
|
98,6
|
Уровень безработицы (%)
|
6,1
|
3,6
|
1,3
|
1,4
|
1,4
|
Сценарий 3 «Средний»
|
Экономически активное население (млн.)
|
76,2
|
76,0
|
73,9
|
72,1
|
70,6
|
Занятое население (млн.)
|
71,6
|
72,4
|
71,4
|
69,6
|
68,1
|
Безработные (млн.)
|
4,6
|
3,6
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
Уровень экономической активности (%)
|
68,7
|
70,6
|
68,5
|
67,8
|
67,5
|
Уровень занятости (%)
|
93,9
|
95,3
|
96,6
|
96,5
|
96,5
|
Уровень безработицы (%)
|
6,1
|
4,7
|
3,4
|
3,5
|
3,5
|
*в возрасте 15-72 года
Согласно низкому сценарию, сокращение экономически активного
населения и занятых составит соответственно почти 9 и 8 млн.
человек. Под влиянием старения ухудшатся общие показатели экономической
активности и занятости для возрастной группы от 15 до 72 лет.
В случае перехода к скандинавской модели экономической
активности предложение рабочей силы в ближайшие годы может даже
увеличиться. Но в последующие годы оно все равно сократится на 3
млн. человек (рис. 12). Однако рост занятого населения продолжится
до 2020 года. В 2030 году численность занятых по этому сценарию
превысит ту, которая наблюдалась в 2010 году.
Как показывает средний вариант прогноза, даже
небольшое увеличение экономической активности и снижение уровня
безработицы может в количественном отношении компенсировать падение
предложения на рынке труда, вызванного демографическими тенденциями.
Тем не менее, в дальнейшем численность экономически активного населения
и занятых будет сокращаться достаточно быстро из-за ускоряющегося
процесса старения.
Рисунок 12. Численность экономически активного населения
в Российской Федерации до 2030 года (тыс. человек)
Если сопоставить результаты прогнозных оценок предложения
труда со сделанными выше оценками спроса на него, то можно видеть,
что даже при высоком сценарии роста числа занятых, который сам по
себе не очень реалистичен, предложения труда в 2015 году будет достаточно,
чтобы покрыть спрос на него только при условии столь же мало реалистичного
ежегодного роста производительности труда на 6%. На 2020 год недостаточно
и таких темпов роста производительности труда, они должны повыситься
до 8% в год – только в этом случае спрос на труд может быть покрыт
его предложением, соответствующим высокому сценарию роста числа
занятых.
Возникающий разрыв между спросом и предложением можно
интерпретировать как оценку потребности в дополнительной рабочей
силе, которая может быть покрыта за счет труда временных иностранных
работников. Эта оценка приведена в табл. 7.
Таблица 7. Среднегодовая потребность во временных трудовых
мигрантах для удвоения ВВП к 2020 году, миллионов человек
Темпы рост производительности труда
|
2015
|
2020
|
4%
|
6-7
|
20
|
6%
|
1
|
10
|
8%
|
Нет
|
Нет
|
Как видно из табл. 7, без очень быстрого роста производительности
труда для обеспечения удвоения ВВП к 2020 году в страну должен направляться
нереально большой поток трудовых мигрантов (при условии возрастающего
притока постоянных мигрантов, который заложен в демографическом
прогнозе). Только при росте производительности труда в 6-8% в год
объем необходимой трудовой миграции получает реальные очертания.
При всей условности и приблизительности приведенных
расчетов, они дают схематическое представление о разрывах между
желаемым и действительным и указывают направления, на которых следует
искать решения возникающих проблем. В любом случае, оставаясь реалистами,
надо двигаться в двух направлениях: повышать производительность
труда и расширять доступный для экономики фонд рабочего времени.
4 Прогнозные оценки
выполнялись в конце 2009 - начале 2010 г
|