Правительство Москвы вчера опубликовало новые значения прожиточного минимума для москвичей — условной величины, основанной на "минимальной потребительской корзине" для различных категорий населения города. Величины минимумов установлены на четвертый квартал 2009 года — Москва традиционно устанавливает эти значения постфактум, опережая РФ на квартал, но пока последние федеральные минимумы утверждены правительством РФ на второй квартал 2009 года.
С точки зрения правительства крупнейшего города РФ, стоимость минимального набора товаров и услуг в Москве, несмотря на положительные значения индексов потребительских цен на местном рынке, снижается второй квартал подряд. Для работающего населения на четвертый квартал минимум установлен в размере 7406 руб. (в третьем квартале — 7493 руб.), для пенсионеров — 5057 руб. (против 5124 руб.). "Учитывая незначительный размер снижения, можно говорить о стабилизации средних цен на продовольственном рынке. Величина прожиточного минимума снижалась и в третьем квартале, в среднем на 15-20 руб., однако по итогам четвертого квартала достигнуто более значительное снижение — порядка 90-100 руб.",— пояснил собеседник "Интерфакса" в правительстве Москвы.
Теоретически и московский, и общероссийский прожиточные минимумы, используемые исполнительной властью для расчета пособий и как ориентир социальной политики, не могут существенно расходиться с трендами, фиксируемыми Росстатом. Впрочем, сопоставление данных федерального и московского прожиточных минимумов (см. график) демонстрирует другие тренды. Так, исторического минимума соотношение московской и российской норм достигло во второй половине 2005 года. Соотношение минимумов для работающего населения с 2001 по 2009 год в целом не изменилось: несмотря на существенные колебания соотношений средних зарплат в Москве и в РФ в среднем (отметим, оно на 20-30% выше, чем соотношение минимумов) в этот период, московский минимум удерживался на уровне 150% от российского.
В случае же с "пенсионным минимумом" очевидно существенное снижение соотношения — московский минимум последовательно приближался к российскому, в начале 2006 года соотношение составляло 116% при почти двукратном превышении средних располагаемых доходов жителей Москвы и РФ. Это обстоятельство положено в основу системы "московских" доплат к пенсиям — очевидно, что систематическое занижение минимумов позволяет мэрии и экономить, и демонстрировать последовательный рост "лужковских" доплат к пенсиям.
Дмитрий БУТРИН. «Коммерсантъ», 25 февраля 2010 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)