"Я не сторонник ранних браков, просто я против ничем не обоснованного поднятия брачного ценза". Об этом в беседе с "Эхо" заявил социолог Али Алиев.
По его словам, в ситуации, относительно обсуждения отчета Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей по результатам проведенного им исследования при поддержке азербайджанского представительства Детского фонда ООН, трудно комментировать что-либо, поскольку сообщения СМИ противоречивы и содержат несуразицы.
"Вот, например, согласно информации Day.аz, глава Бакинского представительства ЮНИСЕФ М. Гервард отметил, что в то время как в мире наблюдается рост числа ранних браков, в Азербайджане подобная тенденция себя изживает. А судя по сообщению "Тренда", представители ЮНИСЕФ (включая того же М. Герварда), госкомитет и некоторые парламентарии всерьез озабочены проблемой ранних браков",- говорит социолог.
А. Алиев отметил, что ему не понятно, почему возникли расхождения и кто здесь виноват: журналист или источник информации. "Но, похоже, один из них явно говорит о том, в чем не разбирается",- считает социолог.
Между тем, приводя цитату главы представительства ЮНИСЕФ М.Герварда, "часто молодежь, не подготовленная к семейной жизни, страдает различными заболеваниями. Молодые женщины подвергаются половой эксплуатации, кроме того, ранние браки имеют другие негативные последствия", А.Алиев задается вопросом: что это, как не оксюморон? При этом социолог сомневается, что этот словесный набор мог озвучить представитель ЮНИСЕФ.
"Простите, какими заболеваниями и как часто, есть ли официальные подтверждения? И почему вообще здоровье связывают с подготовленностью к семейной жизни? Получается, что чаще болеют именно те, кто собирается вступить в ранний брак? Но это нонсенс!" - говорит А.Алиев.
При этом социолог задается вопросом, почему М.Гервард решил, что молодые жены подвергаются половой эксплуатации, выходит, их вынуждают заниматься проституцией?
"Эти фразы (если они произнесены) имеют отношение к Азербайджану или сказаны ради красного словца? Не напутал ли чего журналист? Если глава представительства ЮНИСЕФ действительно это сказал, и его высказывания относятся к Азербайджану, то это скандал. Если эти фразы не имеют отношения к нашей стране, то зачем они прозвучали? Чтобы усилить негативное отношение к ранним бракам?" - вновь задается вопросом А.Алиев.
Социолог напомнил, что речь идет о проекте "Ранние браки: нарушение прав детей", который был реализован госкомитетом вместе с представительством ЮНИСЕФ в 2008-2009 годах на Абшероне, в Агстафе, Губе и Лянкяране. В нем задействованы 40 фокус-групп из 488 человек (молодожены и их родители).
Напомним, что в статье "Особенности национальной социологии", опубликованной на днях в "Эхо", А.Алиев прокомментировал выводы, к которым пришел Международный центр социальных исследований, непосредственно работавший над проектом. При этом социолога поразил оригинальный вывод относительно того, что девочки младше 16, вступившие в брак, не готовы к супружеству.
"А стоило ли городить весь этот бостан ради подобных банальностей? Ведь ясно, что в таком возрасте мало кто готов к браку. Сейчас выясняется, что этот прокол - не единственный. По словам шефа программы ЮНИСЕФ по защите детей М.Мамедзаде, проект выявил "три основные причины вступления в ранний брак: желание молодых, сложная социальная ситуация и давление родителей". Правительству Азербайджана представлены предложения по устранению проблемы ранних браков, в частности, рекомендовано поднять планку вступления в брак для девушек с 17 до 18 лет. Он отметил необходимость проведения агитационной работы среди подростков и их родителей".
В свою очередь А.Алиева интересует, а почему среди рекомендаций ЮНИСЕФ нет такого средства, как чтение мантр? Социолог считает, что эффект был бы не меньшим.
"Если причины ранних браков - желание молодых, сложная ситуация и прессинг родителей, то поднятие брачного ценза ничего не даст. Это должно быть ясно, не правда ли?"
При этом социолог позволил себе заметить, что три главные причины ранних браков, обнаруженные в итоге напряженных поисков разработчиков проекта, лежат на поверхности. Для таких выводов достаточно здравого смысла.
"Учитывая, что поднятие брачного ценза ничем не обосновано, упускается из виду главное - ранние браки нелегитимны. И если они заключаются, да еще в массовом порядке, значит закон игнорируется. А если не работает старый закон, то где гарантия, что заработает новый?"
Впрочем, А.Алиев считает, что внятного и дельного ответа на этот вопрос мы не услышим. Во всяком случае, от тех, кто лоббирует повышение брачного ценза, а таких, как оказывается, не мало.
Кстати, как отметил социолог, многие важные моменты, связанные с ранними браками, так и не прояснились.
"Нам говорили, что чаще всего они заключаются в южных регионах, но так ли это? Действительно ли молодые жены в раннем браке, подвергаются половой эксплуатации? Удовлетворены ли они семейной жизнью или мучаются, как нас пытаются уверить? Дал ли ответ на эти вопросы проект, который усилиями трех организаций реализовывался два года, и в который бухнули кучу сил, времени и денег? Увы, они повисли в воздухе..."
Между тем А.Алиев высказался о том, что возникает резонное сомнение: не очередная ли перед нами "мышь, которую родила гора"?
"Почему-то вспомнился старый анекдот: продают старый загородный дом, и продавец, расхваливая развалюху, говорит, что это выгодное приобретение. Есть сад, огород, да и Кура рядом, можно рыбу ловить, купаться. Но покупатель пугается, а вдруг наводнение? На что следует ответ, напоминающий стиль рекомендаций ЮНИСЕФ: "Где Кура и где дом?!" Действительно, масштабный проект выдает результаты, которые можно было предположить еще до его начала, важные моменты, связанные с ранними браками, остались в тени, зато возникли рекомендации, полезность которых сомнительна. Получается, проект нужен "для блезиру", ибо его сомнительные выводы и рекомендации никак не стыкуются".
А.Алиев считает, что не стоит, наверное, "тыкать в глаза" ранние браки. "Ситуация в мире не так единообразна и стандартна, как нам внушают. В Греции, например, минимальный брачный возраст установлен в 14 лет для женщин и 18 - для мужчин. В Великобритании - 16 (16), Венгрии - 14 (14), Венесуэле, Ирландии, Уругвае, Боливии и Колумбии - 12 (14), Италии, Португалии и Мексике - 14 (16), в Японии - 16 (18). И этот список далеко не полон. Так что не будем комплексовать, мы вовсе не "белые вороны". Да и стоит ли нам жить по всем европейским нормам?! Тогда легализуем, как в Голландии, проституцию, как в Великобритании - однополые браки, как в Швейцарии - запретим минареты. Станем это делать или повременим? Может, ЮНИСЕФ начнет агитацию за повышение брачного возраста с Греции, Великобритании, Венгрии, Венесуэлы, Ирландии, Уругвая, Боливии, Колумбии, Италии, Португалии, Мексики и Японии? А мы посмотрим, как это скажется на тамошней демографической ситуации, и решим: повышать брачный ценз или нет. В конце концов умный учится на чужих ошибках, не так ли? "
Между тем, как отметил А.Алиев, ЮНИСЕФ уверяет, что ранние роды опасны для женского организма.
"Спорить не буду, но напомню, что Франция подняла минимальный брачный возраст для женщин до 18 лет только в 2005 году. До того тамошние мадемуазель могли выходить замуж с 15 лет (эту норму ввел Наполеон еще в 1804 году). Получается, 200 лет подряд юные француженки не были физически способны создавать здоровые семьи, но создавали их и рожали?"
Между тем социолог отмечает, что трансформации возрастной нормы вызваны ранними браками и высокой рождаемостью мигрантов, кардинально ухудшившими этнокультурную ситуацию.
По его словам, эксперты утверждают, что возникла угроза основам французской цивилизации.
"Иными словами, повышение или снижение возрастной планки способно привести к далеко идущим последствиям. Знают ли о них наши депутаты, ратующие за увеличение брачного возраста?"- задается вопросом А.Алиев
Социолог обратил внимание и на что, что международные структуры считают 15 лет нормальным для начала интимной жизни.
"По программам, которые ЮНИСЕФ, Фонд населения ООН и прочие организации внедряют в разных странах, в том числе и в Азербайджане, сексуальное просвещение (включая бесплатную и массовую раздачу контрацептивов) начинают именно с этого возраста. Какая схема демографического поведения может сложиться сейчас? Ранний секс - ранняя беременность - ранний брак - увеличение рождаемости. А к чему приведет программа, навязываемая международными структурами, и которую резонно можно называть "контрацептивной геополитикой"? Ранний секс - поздний брак - поздний ребенок - падение рождаемости. То есть с активной помощью международных организаций мы усугубляем и без того непростую демографическую ситуацию",- говорит А.Алиев.
Социолог напомнил, что, как подчеркнуто в Концепции Национальной безопасности Азербайджана, нехватка трудовых ресурсов - одна из угроз нашей безопасности.
"Есть и прогноз ООН, по которому уже с 2035 года страна может столкнуться с вымиранием населения. Иными словами, ситуация критическая, и решая проблемы, связанные с проблемами семьи, нужно выделить главное. К чему приведут предлагаемые решения: росту или снижению рождаемости, к ухудшению или улучшению демографической ситуации? Лично для себя я ответил на эти вопросы и потому считаю предложения ЮНИСЕФ неприемлемыми", - резюмировал А.Алиев.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)