|
Испытание подъемом рождаемости
С. Аксенова
Огромная популярность темы повышения рождаемости в
начале ХХI века в значительной степени обязана определенным мероприятиям,
имеющим политическую окраску. Гордость за полученный результат,
к сожалению, мешает политикам увидеть то множество порожденных ими
же проблем, с которыми столкнулись семьи, поверившие в помощь государства.
После рождения ребенка семья остается «один на один» с проблемами,
которые ей самостоятельно не под силу решить. Выплачиваемые пособия
также бессильны решить эти проблемы.
Одной из них оказалась катастрофическая нехватка мест
в детских садах. С 1991 по 2004 гг. в Украине значительная часть
детских садов была перепрофилирована: обычным явлением была сдача
помещений в аренду, а иногда свободные помещения продавались фирмам
под офисы. За этот период количество детских садов в стране уменьшилось
в 1,6 раза. В 1991-2001 годах их сокращение можно было «оправдать»
снижением рождаемости, уменьшением спроса семей на услуги дошкольных
учреждений в связи с ростом безработицы, особенно среди женщин.
Но их сокращение продолжалось и в годы усиления репродуктивной активности
населения (2002–2006 гг.), что свидетельствовало об инерционности
многих процессов в социальной сфере, неспособности быстро реагировать
на изменения демографических тенденций. Происходило непропорциональное
по отношению к динамике рождаемости сокращение мест в детских садах.
Неготовность дошкольных учреждений принять увеличившуюся численность
детей подтверждается и тем, что если бы все дети в возрасте 3–5
лет пользовались услугами детских садов, то количество мест для
детей 3 года и старше необходимо было бы увеличить в 1,4 раза. Кроме
количественных диспропорций серьезной проблемой является низкое
качество услуг по уходу, воспитанию и обучению детей в дошкольных
учреждениях государственной и коммунальной формы собственности,
удельный вес которых составляет почти 94% от общей численности дошкольных
учреждений. С целью повышения качества услуг в настоящее время осуществляется
переход к работе по Новой Программе обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. В ней предпринята попытка отойти от «обезличенного
воспитательного процесса», а сосредоточиться на вопросах развития
личности ребенка. Однако внедрению в практику этой Программы мешают
переполненность групп, устаревшие нормативы организации жизнедеятельности
дошкольных учреждений, ограничение самостоятельности педагогов жесткими
директивами «сверху», устарелый монологизованый способ профессиональной
подготовки воспитателей детских учреждений1.
Рациональное сочетание воспитания и обучения детей в дошкольных
учреждениях и в семье способствовало бы полноценной социализации
ребенка.
Рисунок 1. Количество мест в дошкольных учреждениях
и количество родившихся в Украине в 1995–2008 годах
Следующей важнейшей проблемой, связанной с подъемом
рождаемости, является неготовность медицинских учреждений к повышению
уровня рождаемости у женщин среднего и старшего репродуктивного
возраста, беременность и роды у которых часто сопровождаются осложнениями,
и поэтому требуют более внимательного наблюдения врачей. Темпы роста
рождаемости у женщин 35–39 лет в 2000–2008 гг. не имеют аналогов
в демографической истории Украины последнего полувека. Например,
рост рождаемости у 35–39-летних женщин в начале 1980-х годов обеспечил
повышение вклада женщин этой возрастной группы в суммарный показатель
рождаемости лишь на 15%, тогда как в течение последних восьми лет
вклад увеличился в 1,8 раза. В тоже время проблемы финансирования
здравоохранения, устаревшая организационная структура, низкий уровень
качества обслуживания и предоставляемых медицинских услуг помешали
этой сфере быстро отреагировать на изменение ситуации. Вполне логично,
что уменьшение численности новорожденных сопровождалось сокращением
количества коек (врачебных и акушерских) для беременных женщин и
рожениц, но сокращение количества коек продолжалось даже тогда,
когда рождаемость стала повышаться. Соответственно ухудшилась обеспеченность
женщин фертильного возраста койками (врачебными и акушерскими) для
беременных женщин и рожениц, возросла "нагрузка" на врачебно-акушерскую
койку (количество родов в расчете на одну койку).
Рисунок 2. Обеспеченность женщин фертильного возраста
койками для беременных и рожениц и специальный коэффициент рождаемости
в Украине в 1995–2007 годах
1
Гаврик Н.В. Проблеми існують. Їх треба розв’язувати.
Моделі освітнього процесу // Дошкільне виховання, №6. – 2009. –
С. 7 - 11
|