|
|
Российское
образование в поисках ответа на новые вызовы |
|
Над темой номера работала Татьяна КЛЯЧКО
|
Заинтересованы ли регионы финансировать профобразование?
По решению Государственного совета Российской Федерации
от 29 августа 2001 года обязанности несения расходов на общее образование
были распределены между субъектами Федерации и муниципалитетами:
первые должны были обеспечивать финансирование образовательного
процесса (прежде всего заработной платы учителей), вторые – содержание
зданий и сооружений общеобразовательных учреждений. Непосредственным
поводом к принятию такого решения были постоянные и растущие задолженности
по заработной плате учителей и обусловленные ими учительские забастовки.
Это решение было оформлено Федеральным законом от 7 июля 2003 года
№123 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных
учреждений», и с 2004 года некоторые региональные бюджеты стали
выделять субвенции местным бюджетам на оплату расходов на осуществление
образовательного процесса в экспериментальном порядке20.
В 2005 году начался переход на указанную систему большинства субъектов
Федерации. Вследствие этого финансовая ситуация в отрасли в целом
улучшилась, хотя до сих пор феномен задолженности по заработной
плате учителям не преодолен.
В то же время выделение субвенций на образование из
региональных бюджетов местным бюджетам привело к постановке вопроса
о принципах распределения выделяемых бюджетных ассигнований, и фактически
именно это решение дало реальный импульс к переходу на нормативно-подушевой
принцип финансирования общего образования. Субвенции местным бюджетам
на осуществление образовательного процесса стали постепенно рассчитываться
исходя из численности учащихся в том или ином муниципалитете, т.е.
по подушевому принципу.
Однако местные власти при распределении получаемых средств
между школами механизм подушевого финансирования используют не в
полной мере, руководствуясь, как правило, рядом других принципов:
это по большей части стремление к сохранению сети и кадрового состава
школ, обеспечению в условиях роста финансирования социальной стабильности.
Сокращение численности учащихся в силу демографических причин ежегодно
приводит к сокращению числа школ и учителей примерно на 1–2%. Как
уже отмечалось, в 2006–2007 годах этот процесс по отношению к школам
интенсифицировался, что во многом связано с реализацией в некоторых
субъектах Российской Федерации комплексных проектов модернизации
региональных систем образования в рамках приоритетного национального
проекта «Образование». В указанных комплексных региональных проектах
предусматривается доведение принципа нормативного подушевого финансирования
до школ.
В 2005 году в ведение субъектов Российской Федерации
были переданы практически все учебные заведения начального профессионального
образования (более 3,4 тысячи). Началась передача на региональный
уровень и учебных заведений СПО, которую планировалась завершить
в 2007 году.
Такое решение, принятое исходя из вполне рациональных
соображений (учреждения НПО и СПО готовят преимущественно кадры
для локальных - региональных и местных - рынков труда и поэтому
должны управляться и финансироваться на региональном уровне), –
будет иметь далеко идущие и непредсказуемые последствия. Проблематично,
на наш взгляд, представление о том, что, после передачи в ведение
регионов, системы начального и среднего профессионального образования
начнут в большей мере ориентироваться на региональные рынки труда.
Во-первых, финансировавшиеся из федерального бюджета учебные заведения
НПО и СПО уже давно ориентировались на то, кого они могут готовить
(есть оборудование и кадры) или на спрос населения и, в меньшей
мере, на работодателей. Именно эти факторы обусловили переориентацию
многих учебных заведений НПО на подготовку парикмахеров, поваров,
официантов, автослесарей, автомехаников и т.п. Те же процессы происходили
и в учебных заведениях СПО, где стали готовить бухгалтеров и экономистов,
менеджеров и специалистов по ИТ-технологиям. Во-вторых, опыт регионов,
которые в середине 90-х годов взяли в свое ведение учебные заведения
НПО, свидетельствует о том, что в них ситуация со структурой подготавливаемых
кадров практически не отличалась от структуры подготовки в федеральных
учреждениях НПО21
(рис. 20).
Рисунок 20. Отклонение выпуска учреждениями НПО квалифицированных
рабочих от потребностей отраслей экономики Самарской области в 2003
году
В-третьих, для многих субъектов Федерации содержать
систему НПО весьма нелегко, что уже привело к усилению дифференциации
расходов на образование на региональном уровне. В-четвертых, сразу
после окончания учебных заведений НПО и СПО юноши призываются в
армию. После демобилизации многие молодые люди либо приобретают
новую профессию, либо меняют местожительство, либо происходит и
то и другое. В результате никакой ориентации на локальные рынки
труда при подготовке по «мужским профессиям и специальностям» добиться
не удается, и средства региональных бюджетов в этой части тратятся
с крайне низкой эффективностью. Вместе с тем, как показывает опыт
последних лет, передача учреждений НПО и СПО на региональный уровень
приводит к более интенсивной реструктуризации сети учреждений НПО
и СПО (в силу дефицита средств) и созданию интегрированных учебных
заведений профессионального образования, что, в принципе, может
повлечь за собой повышение качества образования. Однако одновременно
закрывается путь к созданию университетских комплексов, куда бы
вошли учреждения НПО, СПО и вузы.
20 В
дополнение к тем субъектам Российской Федерации, которые ранее вошли
в эксперимент по нормативно-подушевому финансированию.
21 См., напр.: Состояние
системы образования Самарской области в 2002/2003 учебном году.
/Аналитическая записка Департамента образования и науки Администрации
Самарской области и Регионального центра мониторинга в образовании.
Самара, 2003.
|