|
Российское
образование в поисках ответа на новые вызовы |
|
Над темой номера работала Татьяна КЛЯЧКО
|
Начальное профессиональное образование не устраивает
никого
Начальное профессиональное образование в последние годы
рассматривается как один из наиболее проблемных секторов системы
образования, все его количественные характеристики снижаются (рис.
6).
Рисунок 6. Учреждения начального профессионального образования*
* По данным Рособразования
** В образовательных учреждениях начального, среднего и высшего
профессионального образования, реализующих программу начального
профессионального образования.
Источник: Росстат, Россия в цифрах.
При том, что в структуре занятых доля лиц с начальным
профессиональным образованием увеличивалась, в растущей экономике
достаточно остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих кадров.
Привлечение мигрантов (в том числе нелегальных), которое шло все
более интенсивно, проблемы не решало, поскольку они в основном используются
на рабочих местах, требующих тяжелого, неквалифицированного труда.
Крупный бизнес постепенно стал фактически включать учебные заведения
НПО в свои структуры, вкладывать значительные средства в подготовку
рабочих. Однако такая политика не может быть реализована предприятиями
среднего, а особенно малого, бизнеса: они не имеют на это необходимых
ресурсов. Кроме того, подростки, которые оканчивают учебные заведения
НПО в возрасте 17–18 лет, практически сразу уходят служить в армию,
поэтому у обучающихся нет мотивации к полноценной учебе, к получению
востребованной рынком профессии. Как показывают социологические
исследования5, образовательные
устремления выпускников системы НПО имеют следующий вид (рис. 7):
Рисунок 7. Образовательные устремления выпускников учебных
заведений НПО
Как следует из рис. 7, в настоящий момент эффективность
деятельности учебных заведений НПО весьма низкая: только 25% окончивших
идут работать по полученной профессии, остальные либо стремятся
продолжить образование (поэтому их мотивация к хорошей работе
слаба), либо ждут призыва в армию, даже не пытаясь трудоустроиться.
Работодатели недовольны как личностными качествами подготовленных
в системе НПО кадров, так и уровнем их квалификации6
(рис. 8).
Рисунок 8. Основные недостатки выпускников системы НПО
по мнению работодателей
Проблемы развития начального профессионального образования
уже в ближайшие годы могут стать серьезным препятствием на пути
экономического роста в России.
5 См.: Беляков С.А.
и др. Мониторинг непрерывного образования. Инструмент управления
и социологические аспекты. М.: МАКС ПРЕСС, 2006. 340 с.
6 См.: Авраамова Е.М.
и др. Требования работодателей к системе профессионального образования.
М.: МАКС ПРЕСС, 2006. 160 с.
|