Rambler's Top100

375 - 376
1 - 17 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российское образование в поисках ответа на новые вызовы

Дошкольное и школьное образование в новых демографических условиях

Начальное профессиональное образование не устраивает никого

Прием в ССУЗы начал сокращаться

Высшее образование - выше некуда

Массовое высшее образование: потери и приобретения

Болонский процесс и другие судьбоносные перемены

Рост расходов на образование впечатляет, но недостаточен для обеспечения его конкурентоспособности

Заинтересованы ли регионы финансировать профобразование?

Что нового внесли нацпроекты

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Жан Оноре Фрагонар. Ученье. Jean-Honore Fragonard. Study (1769) Российское образование в поисках ответа на новые вызовы Татьяна КЛЯЧКО

Над темой номера работала Татьяна КЛЯЧКО

Начальное профессиональное образование не устраивает никого

Начальное профессиональное образование в последние годы рассматривается как один из наиболее проблемных секторов системы образования, все его количественные характеристики снижаются (рис. 6).

Рисунок 6. Учреждения начального профессионального образования*

* По данным Рособразования
** В образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, реализующих программу начального профессионального образования.
Источник: Росстат, Россия в цифрах.

При том, что в структуре занятых доля лиц с начальным профессиональным образованием увеличивалась, в растущей экономике достаточно остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих кадров. Привлечение мигрантов (в том числе нелегальных), которое шло все более интенсивно, проблемы не решало, поскольку они в основном используются на рабочих местах, требующих тяжелого, неквалифицированного труда. Крупный бизнес постепенно стал фактически включать учебные заведения НПО в свои структуры, вкладывать значительные средства в подготовку рабочих. Однако такая политика не может быть реализована предприятиями среднего, а особенно малого, бизнеса: они не имеют на это необходимых ресурсов. Кроме того, подростки, которые оканчивают учебные заведения НПО в возрасте 17–18 лет, практически сразу уходят служить в армию, поэтому у обучающихся нет мотивации к полноценной учебе, к получению востребованной рынком профессии. Как показывают социологические исследования5, образовательные устремления выпускников системы НПО имеют следующий вид (рис. 7):

Рисунок 7. Образовательные устремления выпускников учебных заведений НПО

Как следует из рис. 7, в настоящий момент эффективность деятельности учебных заведений НПО весьма низкая: только 25% окончивших идут работать по полученной профессии, остальные либо стремятся  продолжить образование (поэтому их мотивация к хорошей работе слаба), либо ждут призыва в армию, даже не пытаясь трудоустроиться.

Работодатели недовольны как личностными качествами подготовленных в системе НПО кадров, так и уровнем их квалификации6 (рис. 8).

Рисунок 8. Основные недостатки выпускников системы НПО по мнению работодателей

Проблемы развития начального профессионального образования уже в ближайшие годы могут стать серьезным препятствием на пути экономического роста в России.


5 См.: Беляков С.А. и др. Мониторинг непрерывного образования. Инструмент управления и социологические аспекты. М.: МАКС ПРЕСС, 2006. 340 с.
6 См.: Авраамова Е.М. и др. Требования работодателей к системе профессионального образования. М.: МАКС ПРЕСС, 2006. 160 с.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.