|
Российское
образование в поисках ответа на новые вызовы |
|
Над темой номера работала Татьяна КЛЯЧКО
|
Высшее образование - выше некуда
В России в последние годы наблюдается бум высшего образования:
стремительно росло количество высших учебных заведений – с 1991
по 2007 год более чем в 5,8 раза. В 2007 году произошло незначительное
сокращение числа государственных и муниципальных вузов – всего на
два. Одновременно добавилось 20 новых негосударственных вузов –
их количество увеличилось на 4,7% (рис. 11).
Рисунок 11. Число высших учебных заведений
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Одновременно с ростом количества вузов росло и число
студентов (рис. 12) – с 1992 по 2007 год оно увеличилось в 2,7 раза.
Число студентов увеличивалось как в государственных и муниципальных,
так и в негосударственных высших учебных заведениях, достигнув 7,46
млн. человек. Только с 2006 по 2007 год оно выросло на 151,4 тысячи
человек - в государственной секторе на 75,3 тысячи (на 1,2%),
а в негосударственном – на 76,1 тысячи (на 6,5%).
Рисунок 12. Число студентов в вузах, тысяч человек
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Прием в вузы оторвался от демографической динамики.
Начиная с 2000 года, он стал стабильно превышать число выпускников
средних школ (рис. 13).
Рисунок 13. Прием в вузы и выпуск из средних школ
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Тот факт, что в 2005 и 2006 годах разрыв между числом
поступивших в вузы и окончивших среднюю школу вновь стал увеличиваться
по сравнению с 2004 годом, свидетельствует, на наш взгляд, о том,
что началось интенсивное перераспределение абитуриентов между учебными
заведениями СПО и вузами.
Бум высшего образования стал реакцией на произошедшее
обесценение человеческого капитала в период социально-экономического
кризиса 90-х годов: повышение уровня образования позволяло преодолевать
неопределенность экономического развития и повышало адаптивные возможности
молодежи в новой социальной и экономической среде. При этом получение
высшего образования становится социальной нормой для населения России7.
Этому способствовало и быстрое развитие платного образования.
Уже в 2000 году фактически сравнялись величины бюджетного
и платного приема в государственные и муниципальные вузы (рис. 14).
Рисунок 14. Прием в государственные и муниципальные
вузы на бюджетной и платной основе
Источник: Образование в Российской Федерации 2006. Стат.
сб. М.: ГУ–ВШЭ, 2006; Росстат, Россия в цифрах
В последующие годы платный прием в государственные и
муниципальные вузы стал превышать бюджетный (рис. 15). В 2006/2007
учебном году доля студентов, обучающихся на платной основе, в общей
численности студентов государственных и негосударственных вузов
достигла 66%. Следовательно, в настоящее время уже более 2/3 студентов
в Российской Федерации учатся, платя за свое обучение, и только
треть учится за счет государства.
Рисунок 15. Динамика приема в государственные и негосударственные
вузы
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Общий прием в вузы в 2007 году составил 1681,6 тысячи
человек, что на 24 тысячи человек больше, чем в 2006 году. При этом
прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения
вырос незначительно – всего на 7,3 тысячи человек; соответственно,
основной прирост приема – на 16,7 тысячи человек пришелся на негосударственные
вузы.
Прием на бюджетные места падал три года подряд – его
снижение за 2005-2007 годы составило почти 60 тысяч человек, или
9,5%.
В профессиональном образовании до последнего времени
явно или неявно преобладала задача обеспечения доступности, под
которую оформились все организационно-экономические механизмы. Расширение
доступности, особенно за счет студентов, платящих за свое обучение,
решало для вузов еще одну проблему: компенсировало острую нехватку
бюджетных средств. Однако после того, как формально задача обеспечения
доступности была решена, – Россия перешла фактически ко всеобщему
высшему образованию, – в полной мере встал вопрос о качестве
подготовки специалистов8.
Представляется, что в ближайшей перспективе именно задача повышения
качества начнет формировать требования к изменению экономики высшей
школы. Все отчетливее встает вопрос о доступности именно качественного
высшего образования для различных слоев и групп населения. Однако,
как показал опыт последних двух лет, государственные высшие учебные
заведения в своей массе к такому изменению задач пока не готовы.
К тому же круг социальных функций высшей школы существенно
расширился. Во многих дотационных регионах она превращается в «социальный
сейф», предотвращающий высокую молодежную безработицу. Она служит
также механизмом уклонения юношей от армии, компенсацией низкого
уровня школьного образования, все больше превращается в институт
социализации, а не профессионализации молодежи до 22 лет. Кроме
того, она функционирует как машина по присвоению определенного социального
статуса для многих работающих, когда формальными требованиями к
занятию должности является наличие высшего образования9.
На фоне общего роста студенческого контингента в России
произошло серьезное переформатирование всей системы высшего образования
и более широко – всей системы профессионального образования.
Прежде всего, обращает на себя внимание то, что темп
роста контингента студентов-заочников в последние годы превышает
темп роста числа студентов очной формы обучения (рис. 16). В результате
если в 1992 году на очную форму обучения принималось 69% общего
приема, а на заочную – 24,8%, то в 2006 году прием на заочную форму
обучения превысил 43%, а на очную – снизился до 49,8% общей численности
принятых на 1-й курс.
Рисунок 16. Число студентов государственных и частных
вузов, обучающихся на различных отделениях, тысяч человек
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Общепризнанно, что качество заочного обучения ниже,
чем очного, а качество образования в филиалах ниже, чем в головном
вузе. Вместе с тем в последние годы наиболее быстро рос прием в
филиалы государственных вузов и негосударственный сектор высшего
образования. В 2007 году доля студентов-заочников в негосударственных
вузах достигла 66,6%. Соответственно можно сделать вывод: столь
быстрое расширение системы высшего образования происходит в форме
развития массового высшего образования невысокого качества, доступного
для подавляющего большинства поступающих. Другими словами, в результате
произошедших изменений в 1990-е – начало 2000-х годов в России сложилась
система массового и преимущественно дешевого образования. В силу
того, что стоимость заочного обучения составляет 10% стоимости очного,
повышение бюджетных расходов в расчете на 1 студента-бюджетника
может привести не только к оттоку студентов в негосударственный
сектор, но и к еще большему развитию заочной формы обучения в государственных
вузах.
В 2000-2007 годах существенно изменилась структура подготовки
кадров в системе высшего профессионального образования. Прежде элитные
(престижные) специальности уступили в новых условиях место другим,
которые в советское время не пользовались особой популярностью.
Центр тяжести сместился явно в сторону экономических, управленческих
и юридических специальностей, специальностей сервиса и гуманитарно-социальных
специальностей. В последние годы к этому списку добавляется и специальность
«информатика и вычислительная техника». Вместе с тем нельзя не отметить,
что при всей выраженности тенденций ситуация достаточно сильно различается,
если сравнивать государственный и негосударственный сектора высшего
образования. В государственном секторе наличие бюджетного сегмента
приводит к тому, что сохраняется рост по тем специальностям, которые
в целом рыночным спросом не пользуются.
7 Превращение
высшего образования в социальную норму впервые было отмечено А.
Левинсоном (Б.В.Дубин, Л.Д.Гудков, А.Г. Левинсон, А.С.
Леонов, О.И. Стучевская. Доступность высшего образования: социальный
и институциональный аспекты. В: Доступность высшего образования
в России. М.: НИСП, 2004) и затем получило подтверждение в других
исследованиях. См., напр.: Мониторинг экономики образования.
Анализ взаимосвязей системы образования и рынка труда в России //
Информационный бюллетень. 2005. № 1 [9]; Требования работодателей
к системе профессионального образования. М.: МАКС Пресс, 2006.
8 В последние годы
требование повышения качества высшего образования все активнее
звучит как требование работодателей.
9 Этим во многом
объясняется быстрый рост заочного образования.
|