У россиян открылся новый талант: они умудряются выпивать водки больше, чем официально производится в нашей стране! Впрочем, никакой магии здесь нет. Во всем виновата фальсифицированная продукция, которая становится фактором, чрезвычайно опасным не только для алкогольного бизнеса, но и для здоровья наших граждан.
Согласно суровым данным Росстата, в первом квартале 2009-го Россия снизила производство водки и ликеро-водочных изделий на 17,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 21,6 миллиона декалитров). Так, по словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, начиная с октября 2008-го ежемесячное падение в отрасли составляло 20%. Впрочем, причины сего феномена лежат на поверхности: с одной стороны, кризис ударил по финансовой потенции производителей, с другой - безжалостно кастрировал потребительский спрос.
Однако, несмотря на все это, по оценкам участников рынка, потребление горькой внутри страны растет. Виной этому является фальсификат, который отлично себя чувствует в мутной водичке кризиса. Ведь по подсчетам экспертов, самая дешевая бутылка легальной водки с учетом НДС и прочих накруток не может стоить дешевле 85-90 рублей. Зато продавцы контрафакта до сих пор реализуют свою продукцию по цене 40-50 рублей за пол-литра и при этом получают ощутимую прибыль. Экспертные оценки ежегодных потерь бюджета из-за нелегальных производителей от 1 до 7 млрд. долларов и более! И дело, увы, не только в голых цифрах. Ведь счет уже давно идет не только на абстрактные литры, но и на вполне конкретные человеческие жизни! Результат употребления подпольного алкоголя, как говорится, налицо: только в Москве с начала этого года от некачественной спиртосодержащей продукции умерли более тысячи человек. Тогда как за весь 2008 год от разного рода суррогатов скончалось приблизительно такое же количество жителей и гостей столицы.
При этом эксперты опасаются того, что к концу 2009-го контрафактная продукция превысит 50% ассортимента на отечественных винно-водочных прилавках. А значит, и кривая алкогольной смертности резко поползет вверх!
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)