|
|
Статистика
миграции знает не все |
|
Над темой номера
работала
Ольга ЧУДИНОВСКИХ
|
Верные цифры и сомнительная интерпретация
Международные стандарты статистики миграции определяют
две основные статистические категории – потоки (flows) - это число
лиц, сменивших место жительства или совершивших переезд в течение
отчетного периода, и т.н. «число мигрантов на данной территории
на определенную дату» (stocks).
Потоки, например, регистрирует текущий учет миграции
(число лиц, сменивших место жительства в текущем году), пограничная
статистика (потоки въехавших и выехавших за год), статистика разрешений
на работу, выданных в течение года, и статистика иностранных работников,
нанятых в течение года, иностранных студентов, поступивших в российский
учебные заведения и пр.
Число мигрантов на определенную дату может быть получена
также из разных источников данных. Чаще всего используется перепись,
которая показывает число иностранцев, проживающих в стране, или
число лиц, родившихся за рубежом. ФМС ведет учет числа лиц, которые
проживают в России на основании вида на жительство или разрешения
на временное проживание, имеющих статус беженца и т.п. К такой же
категории учета относится число иностранцев имеющих действительные
разрешения на работу на момент отчета47.
Мы хотим обратить внимание читателя на эти, на первый
взгляд, технические вопросы статистики, по ряду причин. Часто в
СМИ приводятся данные из докладов международных организаций без
дополнительных комментариев, некоторые цифры, на мой взгляд, дезориентируют
аудиторию. В последнем докладе Всемирного Банка «Миграция и денежные
переводы», приводятся объемы иммигрантов в России (более 12 млн.
человек и более 11 млн. эмигрантов из России, проживающих за границей)48.
При этом акцентируется, что Россия стала второй после США страной
приема мигрантов. Иногда журналисты по собственной инициативе «уточняют»,
что речь идет о трудовых мигрантах49,
а иногда еще добавляют, что это «поток» мигрантов и т.д. В итоге
становится совершенно непонятно, как эти цифры согласуются (и согласуются
ли вообще) с данными Росстата об иммиграции и эмиграции, с отчетами
Федеральной миграционной службы о трудовых мигрантах, с данными
пограничной службы и т.д. Ответ довольно прост: стандартные методики,
применяющиеся международными организациями (ООН, Мировым банком
и др.) для оценки численности иммигрантов и эмигрантов, по моему
убеждению, не вполне применимы для России и других государств, которые
недавно составляли единое целое.
Переезд из одной части страны в другую совершался гражданами
одной и той же страны и в границах одной страны. Большинство событий
миграции произошло до распада СССР, по крайней мере, данные последних
переписей населения Украины и Белоруссии показывают, что соответственно
85% и 68% лиц, родившихся за пределами этих стран, совершили переезд
до распада СССР и не могут считаться международными мигрантами в
полном смысле этого слова.
Приблизительно так же можно прокомментировать величину
эмиграции из России. Согласно публикациям Всемирного Банка50,
число эмигрантов из РФ, проживающих в других странах, составляет
около 11,5 миллиона человек. Ориентируясь на эту оценку многие СМИ
включили в свои сводки сообщение о том, что «по данным Всемирного
банка, Россия вышла на первое место по числу трудовых эмигрантов»51.
Понятно, что 68 тысяч граждан РФ, выехавших на работу за рубеж
и официально учтенных в 2007 году по линии лицензированных агентств,
это лишь некоторая часть всего потока трудовых мигрантов из РФ (к
тому же с очень специфической профессиональной структурой), но и
11 миллионов «трудовых эмигрантов» представить себе достаточно трудно.
Если же принять во внимание, что речь идет о всех поколениях людей,
родившихся на территории России, переехавших в разные годы в другие
места (в том числе не только в страны дальнего зарубежья, но и бывшие
республики СССР), тогда всё встает на свои места. Заметим, что это
число могло быть и бóльшим, если бы свои коррективы не вносили
процессы смертности и возвратной миграции52.
Понятие «Stock», или «число мигрантов в стране» пока
не прижилось в нашей литературе, причем не только массовой, но и
научной. Отражает оно в данном случае, число лиц, родившихся за
пределами России (по оценкам переписи 2002 года с соответствующими
корректировками на основании вероятностей дожития), а число т.н.
«эмигрантов» из России является не чем иным как суммой лиц, родившихся
на территории России, но в настоящее время постоянно проживающих
за ее пределами. На мой взгляд, более понятны те статистические
категории, которые могут быть предметом миграционной, социальной,
или экономической политики, т.е. относящиеся к вполне определенным
группам мигрантов. Например, иностранные студенты, работники, иммигранты
определенных этнических групп, если речь идет об интеграции, и т.д.53
Понятно, что для измерения внутренней миграции также
можно применить такой подход. Число лиц прибывших или выбывших из
региона или сменивших место жительства в его пределах, покажет потоки
миграции, лица, проживающие в регионе, но не являющиеся его уроженцами,
относятся к мигрантам, проживающим на данной территории, отдельно
можно рассмотреть показатель численности иногородних студентов в
регионе и т.д. Исследователи часто используют этот прием для оценки
объемов «накопленной» миграции и последствий перераспределения населения
между регионами страны.
* * *
За рамками этой статьи осталось рассмотрение работы
административных систем по регистрации граждан России и миграционному
учету иностранцев, а также консульский учет граждан России, находящихся
за рубежом, учет международной и внутренней миграции студентов и
ряд других систем сбора данных о миграции.
Наибольшее число вопросов остается, конечно, в области
административного учета мигрантов. При регистрации граждан России
по месту пребывания до сих пор не решена проблема «симметрии» учета.
Главным недостатком системы регистрации считается ее малая приспособленность
для учета выбытий, в первую очередь, на длительное время за рубеж.
Также плохо учитывается выбытие граждан России в другие регионы
страны: если на новом месте они оформляют регистрацию по месту пребывания,
никакого уведомления по месту жительства не поступает. Мигранты
могут жить годами в другом регионе, оставаясь «на балансе» там,
где он или она зарегистрированы по месту жительства.
Эти несоответствия не столь безобидны, как это может
показаться. Говоря о праве человека выбирать самостоятельно, где
и как долго ему пребывать, нельзя забывать о таких очевидных вопросах,
как формирование местных бюджетов, работа избирательной системы54,
системы социального обеспечения и здравоохранения, которые прямо
зависят от населения, зарегистрированного по месту жительства в
этом муниципальном образовании, населенном пункте, регионе. Известны
случаи, когда администрация на местах предъявляла претензии органам
статистики за малую численность населения, учтенного переписью.
Между тем, если бы местные власти через органы регистрации населения
получали бы своевременно статистические данные о числе лиц, фактически
проживающих в других регионах, для подобных претензий не оставалось
бы оснований.
Отдельного внимания заслуживает система учета лиц, обратившихся
за выдачей разрешения на временное проживание и вида на жительство,
хотя здесь основная проблема связана с перечнем разрабатываемых
переменных. Помимо общего числа граждан той или иной страны, получивших
в отчетном периоде статус резидента России, желательно знать, в
каком году был совершен переезд и подано ходатайство, а также основные
социально-демографические характеристики этих мигрантов.
Учебная миграция также является самостоятельным предметом
исследования. Заметим, что статистика по международной миграции
собирается Росстатом на основании утвержденной формы отчетности
(с весьма ограниченными аналитическими возможностями). Эти недостатки
частично компенсируются собственными данными Федерального агентства
по образованию, которое силами своего Центра социологических исследований
ежегодно собирает разнообразную и интересную статистику, а также
проводит обследования.
На основании сделанного обзора мы можем сделать вывод,
что в России в настоящее время имеются возможности для учета мигрантов
большинства категорий, однако, многие из них используются неэффективно
или существуют лишь в потенциале. Например, существующие методики
не позволяют получить адекватных данных по сезонной миграции, сбор
данных по маятниковой миграции планируется в рамках предстоящей
переписи, но пока что нет уверенности в том, что эти планы осуществятся55.
Необходимо помнить, что учет собственно мигрантов или
территориальной подвижности населения, недостаточен для понимания
миграционной обстановки и, особенно, последствий миграции – демографических,
экономических, социальных и прочих. Бесценные сведения могут в будущем
предоставить актовые записи гражданского состояния, которые, вне
зависимости от типа регистрируемого события, содержат сведения о
гражданстве, месте рождения и месте жительства лиц, в отношении
которых производится эта запись. Эти сведения позволят показать
степень участия международных и внутренних мигрантов в процессах
естественного движения населения, формировании брачного рынка и
т.д. Большим потенциалом обладают и репрезентативные выборочные
обследования, которые должен курировать Росстат или иные органы
исполнительной власти56.
Серьезной проблемой, на мой взгляд, также является недостаточное
использование достижений современных технологий с области накопления
и обработки данных, инертность взаимодействия региональных и центральных
структур, отвечающих за сбор данных. Большие ожидания, связанные
с Центральным банком данных по учету иностранных граждан и лиц без
гражданства пока не вполне оправдываются, отчетность центрального
аппарата ФМС пока что, насколько нам известно, в основном формируется
на основании агрегированных показателей, присланных территориальными
органами. Пока что нет ни одной публикации, подготовленной специалистами
ФМС о тех проблемах, с которыми они столкнулись при разработке данных.
Между тем, критическое осмысление ситуации является необходимым,
ключевым моментом, для улучшения работы любой системы сбора и обработки
данных.
В эру компьютеризации не вполне целесообразным представляется
сохранение колоссального объема бумажной работы в сфере статистики
миграции. Органы статистики до сих пор получают индивидуальные данные
о мигрантах на бумажных носителях, при том что в большинстве отделов
ФМС регистрация мигрантов производится в электронном виде. Представим,
что ежегодно вручную в органах статистики обрабатываются свыше двух
миллионов листков статистического учета мигранта. Единственным оправдывающим
моментом тут может быть только возможность, имея оригинал документа,
исправить ошибки, неизбежные при вводе.
В целом, можно достаточно оптимистично оценить нынешнюю
ситуацию в области учета миграции. Если принятые в 2006-2007 годах
нормативные акты будут исполняться должным образом, то это позволит
сделать статистический учет мигрантов более полным. В России сформировалась
миграционная система, которая нуждается в применении разных способов
контроля и статистического учета миграции и мигрантов. Насколько
успешным и эффективным будет взаимодействие ведомств, ответственных
за эти процедуры, покажет время. Однако, ряд проблем и «узких мест»
в области учета стали очевидными уже сейчас, и нет смысла откладывать
их решение на отдаленное будущее.
47 Критерии учета
мигрантов обеих категорий, (в т.ч. трудовых), которые применяются
в зарубежных странах, приводятся в ежегодных докладах Организации
экономического сотрудничества и развития. См., например: International
Migration Outlook Annual report 2007 / OECD SOPEMI
48 Migration &
Remittances Factbook 2008. См:
www.worldbank.org/prospects/migrationandremittances
49 См.,
например, www.newizv.ru/news/2008-03-21/86936/
В материале Михаила Калмацкого сказано, что «Число въехавших в РФ
и выехавших из нее примерно равно. С 12,1 млн. человек, которые
приехали к нам трудиться, страна заняла второе место после США,
принявших 38,4 млн. мигрантов. А вот 11,5 млн. покинувших Россию
поставили нас на первое место вместе с Мексикой». При этом автор
статьи не уточняет, и, видимо, сам не знает о том, что на самом
деле речь идет о людях, совершивших переезд в разные годы, и, можно
сказать, в разные эпохи, и, конечно, по разным причинам
50 Чаще всего ссылки
делаются на отчет Всемирного банка «Migration and Remittances 2008»,
хотя ВБ использует данные Отдела населения ООН на 2005 год. Согласно
применяемой методике, иммигрантами считаются все постоянные жители
данного государства, родившиеся за пределами страны, а эмигрантами
– лица, родившиеся в этой стране, но проживающие вне страны рождения.
См.: World Migrant Stock: The 2005 Revision. Population Database.
UN DESA Population Division; World Bank Migration and Remittances
Factbook 2008
51 См., например,
www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=818798
52 Оценка численности
международных мигрантов после переписи выполняется с привлечением
текущего учета международной миграции, что некорректно, т.к. не
учитывается место рождения мигрантов
53 Так, например,
в 2007 году в России было выдано 193 тысячи разрешений на временное
проживание и 14,6 тысяч видов на жительство, а проживали на основании
этих документов, соответственно 218 тыс. и 68,2 тыс. человек. Первые
две величины характеризуют потоки, а вторые две – численность мигрантов
с соответствующим статусом
54 Проблемы
формирования списков избирателей в связи с существующей системой
регистрации и учета населения показаны в работе М.Н. Арбатской «Трансформация
публичной политики в электоральное пространство», Иркутск, 2006
55 При подготовке
к переписи населения 2002 г. также обсуждался вопрос о проведении
обследования маятниковой миграции в Москве и Московской области,
однако оно проведено не было
56 С 1991 года Росстат
не проводил обследований миграции, существующие опросы выполнялись
отдельными исследователями, международными и неправительственными
организациями или институтами. Часто репрезентативность этих обследований
была недостаточно хорошей.
|