|
|
Статистика
миграции знает не все |
|
Над темой номера
работала
Ольга ЧУДИНОВСКИХ
|
Можно ли пользоваться при анализе миграции статистикой,
собираемой на границе?
Данные о лицах, пересекающих границы, собирают в России
два ведомства: Пограничная служба ФСБ России учитывает события пересечения
границы гражданами РФ и иностранцами, а Федеральная миграционная
служба посредством миграционных карт собирает информацию только
по иностранцам40,
въехавшим в Россию и выбывшим за ее пределы. Понятно, что похожая
информация по иностранцам, собираемая двумя ведомствами, по сути
дела дублируется, и с точки зрения статистики параллельный учет
не имеет особого смысла. В феврале 2008 года Правительство РФ утвердило
правила взаимодействия органов пограничного контроля с федеральной
миграционной службой41.
В частности, предусмотрена ежедневная передача в органы ФМС индивидуальных
сведений об иностранцах, пересекающих границы РФ.
В первые годы после введения миграционных карт в подразделениях
ФМС не было возможностей для ввода и обработки всей информации,
существовавшая отчетность по картам ограничивалась сведениями о
распространенных бланках. Судя по данным ФМС, к настоящему времени
положение улучшилось, однако по-прежнему пока нет сведений об опыте
регулярной разработки массивов, а также о публикациях какой-либо
развернутой отчетности42.
Возможно, в ближайшее время потенциал этого источника информации
будет использоваться более продуктивно43.
Управление пограничного контроля Пограничной службы
(ПС) России со второй половины 90-х годов передает в органы статистики
отчетность о фактическом количестве иностранцев, въехавших в Российскую
Федерацию и выехавших из нее по целям поездок и по видам транспорта44.
Также в органы статистики передаются сведения о гражданах
России, выехавших за рубеж по целям поездок45.
На первый взгляд, эта статистика достаточно понятна, но при внимательном
изучении, можно задать ряд вопросов, которые показывают, что и здесь
не всё так просто.
Трудности, возникающие при интерпретации данных, публикуемых
пограничной службой ФСБ России, связаны, в первую очередь со значительно
большим числом въехавших на территорию РФ по сравнению с числом
выехавших. Эта разность стала для некоторых чиновников удобным аргументом
при обосновании числа нелегальных мигрантов, ежегодно «остающихся»
в России. При таком подходе следовало бы полагать, что за период
с 1999 по 2007 год в России «осели» почти 26 миллионов человек (табл.
3).
Таблица 3. Количество иностранных граждан, въехавших
в Российскую Федерацию и выехавших за ее пределы, по данным пограничного
контроля, 1999-2006 гг., млн. человек
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Въезд
|
18,9
|
21,2
|
21,6
|
23,3
|
22,5
|
22,1
|
22,2
|
24,2
|
22,9
|
Выезд
|
14,3
|
17,9
|
18,7
|
20,9
|
20,6
|
20,9
|
20,8
|
20,4
|
18,2
|
Разность
|
4,5
|
3,3
|
2,9
|
2,4
|
1,9
|
1,1
|
1,4
|
3,8
|
4,7
|
Значительные расхождения между числом въехавших на территорию
РФ и числом выбывших (в среднем 2-3 миллиона человек ежегодно),
объясняется тем, что при выезде из РФ пограничный контроль осуществляется
скорее формально, т.к. свою основную задачу работники пограничной
службы видят в том, чтобы не пропустить на территорию РФ нежелательных
лиц.
Расхождения между числом прибытий и числом событий регистрации
иногда комментируются как игнорирование мигрантами этой процедуры.
В 2007 году на миграционный учет были поставлены 7,9 миллиона иностранцев,
что примерно втрое меньше числа въехавших. Но при отсутствии данных
о числе краткосрочных визитов, которые не предполагают регистрации
иностранца, оценивать такие расхождения только как следствие правонарушений
было бы неверно.
Наибольшие трудности вызывает интерпретация распределения
иностранцев по целям поездок (табл. 7, рис. 6). Как отмечалось,
в перечне нет варианта «работа», а такие категории, как «служебная»
или «частная» практически не поддаются анализу. Можно заметить,
что цели, обозначенные в миграционных картах, и фиксируемые при
пограничном контроле, не совпадают. Остается открытым вопрос, каким
образом файлы пограничной службы будут интегрироваться с базой данных
ФМС.
Рисунок 6. Распределение иностранцев, въехавших на территорию
России в 2007 году, по целям поездок
Источник: данные пограничной службы ФСБ России
Способ определения цели поездки зависит от направления
следования и гражданства мигранта. Для лиц из стран с визовым режимом
цель устанавливается на основании типа визы, лицам из «безвизовых»
стран задается вопрос о цели поездки и никакого документального
подтверждения ответа не требуется. Для граждан России, возвращающихся
в страну, цель поездки не дифференцируется. Учитывая, что лица из
стран с безвизовым режимом въезда в РФ составляют более 60% всего
потока иностранцев, некоторые мигранты имеют двойное (в т.ч. российское)
гражданство, степень надежности сведений о распределении иностранных
граждан по целям поездок представляется крайне низкой.
Распределение выбывающих из РФ по целям поездок понятно
только в отношении граждан (и резидентов) России. Для граждан других
государств эта информация практически лишена смысла. Это мнение
разделяют и специалисты ФПС, однако, как изменить ситуацию, пока
что никто себе не представляет. Для граждан «визовых стран», покидающих
РФ цель указывается по типу визы, на основании которой этот человек
прибыл в Россию. Для граждан стран с безвизовым порядком,
возвращающихся в свою страну, как правило, указывается цель «к месту
постоянного жительства». В отношении граждан России информация о
целях поездки формируется на основании типа визы, если таковая имеется46,
или со слов, если поездка осуществляется в безвизовом порядке. В
2007 году, по данным Пограничной службы, из 34,3 миллионов поездок
россиян за рубеж 27% были осуществлены с туристическими целями,
59% - частными, 6% - служебными, примерно 0,2% - с целью постоянного
проживания и 7% поездок пришлось на обсуживающий персонал транспортных
средств.
Полнота и корректность учета зависит от степени технической
оснащенности пунктов пограничного контроля. Еще в начале 2000-х
годов самые протяженные – российско-казахстанская и российско-украинская
были и самыми проблемными. В последние годы интенсивно производится
обустройство этих границ, что улучшило учет лиц, следующих по данным
направлениям. В связи с особыми условиями, имеются проблемы учета
на российско-белорусской границе, как по количеству, так и по целям
поездки. Это делает учет лиц, следующих через этот участок российской
границы, весьма проблематичным.
При пограничном контроле данные о мигранте вводятся
непосредственно в компьютер при следовании всеми видами транспорта,
кроме железнодорожного Здесь применяются списки пассажиров поездов,
следующих через государственную границу РФ, и ввод данных осуществляется
позднее. Сведения о целях поездок пассажиров поездов также собираются
хуже, чем на других видах транспорта, а объем этого потока весьма
велик.
Рисунок 7. Распределение иностранных граждан, прибывших
в Россию, по видам транспорта в 2007 году
В целом, можно предположить, что данные пограничного
контроля относительно достоверны по абсолютной величине в отношении
въезда, а регистрация выбытий производится хуже. Больше всего вопросов
вызывает аналитическая ценность сведений о распределении потоков
по целям поездок.
У статистики пограничного контроля имеются свои, достаточно
ограниченные функции, и она не должна заменять регулярных систем
учета мигрантов. Но её потенциал также следует использовать, разумеется,
при наличии корректно собранных и понятных данных. Не будем также
забывать, что развитых странах круг публикуемых или хотя бы доступных
по запросу пользователя показателей пограничной статистики значительно
шире. В частности, для оценки масштабов нелегальной миграции широко
используется статистика задержаний на границе с выделением подгрупп
в зависимости от вида нарушения.
40 За исключением
немногочисленных привилегированных категорий иностранцев
41 См. Постановление
Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №
77
42 Миграционная
карта содержит сведения о дате рождения, поле, гражданстве иностранца,
предполагаемой продолжительности пребывания и цели поездки (в том
числе - служебная, коммерческая, учеба, частная, туризм, работа,
транзит и прочие)
43 В некоторых странах
СНГ, (например в Таджикистане), миграционные карты с успехом применяются
для оценки территориальной подвижности не только иностранцев, но
и своих граждан, выбывающих на работу за рубеж. В США информация
из форм I-94, которые заполняют все иностранцы при въезде в страну,
публикуется Департаментом национальной безопасности США в виде многостраничного
«Ежегодника иммиграционной статистики» и бесплатно размещается в
Интернете (см. http://www.dhs.gov/ximgtn/statistics/publications/yearbook.shtm)
44 В соответствии
с пунктом 15 статьи 30 Федерального Закона РФ «О государственной
границе Российской Федерации» и на основании совместного Приказа
ФПС России, ГТК России и Госкомстата России № 282/273/70 от 22 апреля
1997 года
45 Статистика публикуется
в ежегодниках «Численность и миграция населения» и «Туризм в цифрах»,
но во втором издании исключена цель поездки «на постоянное жительство»
46 Можно предположить,
что государства, выдающие россиянам визы, применяют разную классификацию,
поэтому, скорее всего, цель поездки также уточняется со слов путешественника
|