Rambler's Top100

№ 335 - 336
2 - 15 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Статистика миграции знает не все

В миграционной статистике наметились улучшения?

Текущий учет: знаем больше, но многого еще не знаем

За 1992-2006 годы гражданство России приобрели более 6 миллионов человек

Внешняя трудовая миграция: проблемы полноты и качества данных

Можно ли пользоваться при анализе миграции статистикой, собираемой на границе?

Верные цифры и сомнительная интерпретация

Приложение

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Франциско Инфанте. Из серии "Актуальная мобилография 2" Francisco Infante. From the series  "Actual mobilography-2" Статистика миграции знает не все

Ольга ЧУДИНОВСКИХ

Над темой номера
работала
Ольга ЧУДИНОВСКИХ

Внешняя трудовая миграция: проблемы полноты и качества данных

Вопросы регулирования трудовой миграции, оценка ее масштабов и последствий в последние годы вышли в число приоритетных направлений миграционной политики в России и стали одним из самых востребованных сюжетов в области миграции. 2007 год ознаменовался еще большим интересом к этой теме. В январе вступило в силу новое законодательство в области трудовой миграции и миграционного учета, и на протяжении всего года шел своеобразный публичный мониторинг его эффективности на основе «количественных» показателей. Данные о числе лиц, получивших разрешение на работу и трудоустроенных в России, практически ежемесячно озвучивались представителями миграционной службы и специалистами, проводились сравнения с показателями на ту же дату предыдущего года и т.д. Между тем, практически никогда на страницах печати или в выступлениях не обсуждались методики формирования этой отчетности, хотя в учете трудовой миграции в России имеются свои особенности, без понимания которых, нельзя правильно интерпретировать опубликованные ФМС сведения.

Потоки международной трудовой миграции в России многократно превышают миграцию на постоянное жительство (рис. 4), поэтому от точной оценки её масштабов, от знания основных характеристик мигрантов, продолжительности их пребывания в стране, зависит корректность наших представлений о её последствиях. В 2007 году разрешения на работу в России (действительные в течение года) были выданы 2,1 миллиона иностранных граждан, тогда как иммигрантами стали чуть больше 200 тысяч (из них 194 тысячи получили разрешение на временное проживание (РВП) и 14,6 тысячи - виды на жительство). Тысячи иммигрантов стали гражданами России, минуя период проживания по виду на жительство или РВП, однако их число было несоизмеримо меньшим, чем число трудовых мигрантов, прибывших и находившихся в России в этом году.

Рисунок 4. Отдельные показатели, характеризующие прибытие мигрантов в Россию (данные только по иностранцам, не учтены иммигранты, получившие в упрощенном порядке гражданство России в год прибытия - около 160-170 тыс. за год)

Источник: форма 1РД за 2007 год, официальный сайт ФМС России

В России существует несколько специализированных систем сбора данных по вопросам трудовой миграции. Все они курируются Федеральной миграционной службой России. Речь идет о сведениях по выдаче иностранными гражданам - разрешений на работу, работодателям - разрешений на привлечение иностранных работников из стран с визовым режимом въезда, а также приглашений, на основе которых эти иностранцы могут получить рабочую въездную визу. Ведется учет иностранцев, в отношении которых работодатели подали уведомление о найме32. ФМС продлевает рабочие визы, лицензирует деятельность агентств, которые трудоустраивают российских граждан за границей, и вся эта деятельность также является предметом учета. Статистическая отчетность ФМС по иностранным гражданам, работающим в России и россиянам, трудоустроенным за рубежом,  утверждена соответствующим постановлением Росстата33.

Анализ принципов сбора данных о трудовой миграции приводит к выводу, что в этой области имеется ряд существенных особенностей, влияющих на полноту охвата и корректность исчисления показателей. В самых общих чертах эти проблемы состоят в следующем:

1. Часть трудящихся-мигрантов остаются «невидимыми» для статистики. Во-первых, это граждане Белоруссии и иностранцы-постоянные резиденты РФ34, которые трудоустраиваются по тем же правилам, как граждане России. Во-вторых, это мигранты, которые не смогли найти работу, или в отношении которых работодатель не отправил в ФМС уведомление о найме. И, в третьих, это мигранты, которые работают, не имея разрешения на работу. Согласно статистике ФМС России, в 2007 году было выдано 2,1 млн. разрешений на работу и получено только 1,2 млн. уведомлений о найме. Учет безработных иностранцев – нерезидентов РФ в нашей стране не предусмотрен, поэтому остается только гадать, что произошло с почти миллионом иностранцев, получивших разрешение на работу и не заявленных в уведомлениях работодателей.

В отношении «экспорта» мигрантов-россиян также имеет место существенный недоучет выбывших по частными каналам с целью работы, не попадают в отчетность также члены их семей, получающие право на работу в стране прибытия Во многих странах, если глава семьи имеет разрешение на работу, то это предполагает возможность работы для ближайших родственников. По-видимому, эти данные частично можно получить на основании статистики стран приема, если таковая имеется. Также не вполне понятно, можно ли учесть возвратную, (циркулярную) миграцию граждан России, находившихся за границей с целью работы35.

2. Некорректной представляется методика расчета основного показателя трудовой миграции в России: «Работало в отчетном периоде» (табл. 2). По данным ФМС России, число иностранцев, работавших в РФ за 2003-2007 годы увеличилось с 378 до 1717 тысяч человек. Эти показатели рассчитываются как сумма двух величин: числа занятых на начало года и числа «прибывших» (т.е. нанятых) в течение года. При этом, во-первых, не принимается во внимание колебания числа занятых по месяцам, т.е. нет возможности рассчитать средневзвешенную величину, а во-вторых, такая методология однозначно предполагает повторный учет одних и тех же людей, что будет подробно пояснено ниже. По-видимому, методика взята из каких-то других форм отчетности по труду, например, она может применяться для расчета числа занятых на предприятии, но в ней абсолютно не учитываются особенности трудоустройства иностранцев в нашей стране.

Таблица 2. Движение иностранной рабочей силы в 2007 году

 

Всего работало в отчетном периоде

По состоянию на начало отчетного периода

Прибыло за отчетный период

Выбыло за отчетный период

По состоянию на конец 2007 года

1

2 = (3) + (4)

3

4

5

6 = (3)+(4)-(5)

Число иностранных работников

1717137

523178

1193959

634799

1082338

Источник: данные ФМС России.

3. Повторный счет трудовых мигрантов и выданных разрешений на работу происходит и в рамках внутренней административной отчетности ФМС, и в сфере государственного статистического наблюдения. Законом ограничен срок действия разрешения на работу (оно выдается на 1 год), а процедура его продления отсутствует. Т.е. по истечении срока действия прежнего разрешения, каждый год мигрант должен снова получать разрешение на работу и учитываться как вновь прибывший. Такая практика приводит к повторному учету одних и тех же людей в графе «Работало в отчетном периоде» из-за некорректности описанной выше методологии вычислений. Поясним это на простом примере. Если разрешение на работу (и контракт) иностранца истекли в феврале, а новое разрешение было получено и активировано в июне, то этот иностранец будет учтен и в категории «работали на начало отчетного периода», и в категории «прибыли в отчетном периоде». Как отмечалось выше, по методике, утвержденной Росстатом, эти величины в сумме дают показатель «работало в отчетном периоде». В целом, отсутствие сведений о повторном привлечении одних и тех же лиц, о реальных сроках занятости таких мигрантов на территории России, о колебаниях числа занятых по месяцам, не позволяют провести классификацию потока и выделить, к примеру, краткосрочных, долгосрочных и сезонных мигрантов.

В административной отчетности по разрешениям на работу пока что в отчетности ФМС не выделяется категория разрешений, повторно выданных в течение того же календарного года, хотя такие случаи имеют место. Помимо очевидной ситуации утраты пластиковой карточки-разрешения, существуют и другие основания для получения документа во второй раз. «Константами» в разрешении на работу для безвизовых мигрантов являются вид деятельности и территория действия разрешения, (а для визовых ещё и наименование работодателя). Поэтому, если мигрант решит сменить вид деятельности или регион работы, то ему или ей придется получать новое разрешение. На одной из недавних конференций по трудовой миграции приводился пример, когда в разрешении на работу была указана профессия «повар», но женщина-мигрант нашла работодателя, у которого была вакансия кондитера. Несмотря на то, что профессии близки, в классификаторе они не объединяются, и работнице пришлось получать новое разрешение.

Смена работодателя в пределах той же территории и для работы по такой же профессии не предполагает получения нового разрешения, но приводит к повторному уведомлению властей о найме одного и того же работника и двойному отражению в статистической отчетности. Специалисты ФМС, работающие с базой данных по разрешениям на работу, могут «увидеть», что речь идет об одном человеке, но в формах обезличенной статистической отчетности, которые ФМС получает от работодателей, это никак не отражено, т.е. этот работник будет посчитан дважды.

Наем иностранцев из «визовых» стран производится тем работодателем, который оформил приглашение на въезд для работы, на основании чего иностранец получил рабочую визу. В разрешении на работу, которые получают «визовые» иностранцы, указывается ИНН работодателя и, так же, как для «безвизовых» мигрантов, вид деятельности и территория действия разрешения. Поэтому сменить работодателя, специальность или регион пребывания такой мигрант может, только выехав из России и вновь прибыв по новому приглашению. Если это произошло в течение календарного года, то также будет иметь место повторный счет оформленного приглашения, выданного разрешения и факта найма на работу. Можно предположить, что сложность процедуры привлечения «визовых» работников, является барьером для смены места работы и профессии, поэтому такие случаи, вероятно, не часты.

Необходимо отметить, что учет повторно выданных разрешений на работу вполне возможен при разработке соответствующей базы данных ФМС России, поскольку существуют не только региональные, но и централизованная система учета выданных разрешений (позволяющая идентифицировать иностранного работника при смене региона пребывания). Как отмечают ведущие эксперты ФМС, если такая задача будет сформулирована, т.е. данные будут востребованы в официальном порядке, то разработка этих сведений будет производиться.

3. Группировка видов деятельности не позволяет получить точной картины занятости иностранцев в России. Виды экономической деятельности в форме отчетности приводятся по названиям разделов нового общероссийского классификатора (ОКВЭД). Ряд категорий оказались избыточно укрупненными, что не позволяет получить точное представления о некоторых видах деятельности иностранных работников. В частности, только один раздел ОКВЭД «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» включает в себя несколько десятков  подразделов, в том числе, торговлю многочисленными видами продукции.

Для компетентного анализа, безусловно, необходимо иметь более точные и «чистые» данные по видам деятельности мигрантов в России. В частности, довольно трудно оценить реальные последствия введенного с прошлого года запрета иностранцам торговать на рынках, поскольку соответствующий раздел ОКВЭД, помимо розничной торговли, включает в себя множество видов деятельности, с торговлей не связанных. В 2007 году доля занятых в этой укрупненной категории составила 19% против почти 27% в 2006 году (рис. 5). Если бы в эту группу не входил ремонт автотранспорта и другие виды деятельности, сокращение было бы еще более значительным.

Рисунок 5. Распределение иностранных работников по основным видам деятельности в 2006 и 2007 годах, %

Источник: данные ФМС России

4. Неадекватны сведения о сроках занятости иностранцев в России. Согласно постановлению Росстата36, период занятости иностранных работников в России выражается в месяцах по следующим интервалам: менее 3 месяцев, 3-6, 6-9 и 9-12 месяцев. Такая градация не отражает реальной картины. Определенный контингент мигрантов в действительности работает в России свыше 12 месяцев, изредка и ненадолго выезжая за пределы нашей страны. К сожалению, официальная отчетность не позволяет выделить таких мигрантов. По закону период действия разрешения на работу и период пребывания иностранца из безвизовой страны не может превышать года37. Согласно данным ФМС, в 2006 году 97 процентов мигрантов работали в России от 9 до 12 месяцев, и ни одного – свыше года. Выборочные обследования мигрантов показывают, что около трети мигрантов в действительности работают в России свыше года38, по-видимому, сами мигранты не рассматривают ежегодное получение нового разрешения на работу как перерыв в пребывании или занятости в России.

Однако, основная проблема отчетности по срокам занятости иностранцев, лежит в другой плоскости. Данные о сроках занятости в отчетности формируются, как отмечалось выше, в отношении «визовых» иностранцев – на основании сведений о выданных разрешениях на работу, поскольку разрешение практически эквивалентно найму и выдается «под работодателя». Данные о безвизовых мигрантах основаны на уведомлениях, присланных в ФМС работодателями сразу после найма мигрантов.

Разрешение на работу выдается на срок до 1 года.

Контракт также может заключаться на срок, по меньшей мере, превышающий 183 дня39, чтобы налог на доходы иностранного работника составлял не тридцать, а тринадцать процентов. Уведомление также отправляется с указанием предполагаемого срока найма. Между тем, отчетность должна быть основана на действительных фактах.

В России назрела необходимость пересмотра схем привлечения иностранной рабочей силы, необходим переход к более гибким и разнообразным формам, в том числе – к заключению долгосрочных контрактов (на 2 года с продлением), к введению процедуры продления разрешения (а не выдачи нового) и т.д. Без корректных сведений о сезонных и даже ежемесячных колебаниях реальной численности работников невозможно классифицировать трудовую миграцию, выделить из нее сезонную и долгосрочную компоненты. Соответственно, миграционная политика не имеет адекватных ориентиров для разработки гибких схем привлечения иностранной рабочей силы.


31 Автор выражает признательность заместителю начальника Управления внешней трудовой миграции ФМС России Н.И. Власовой и ведущему научному сотруднику ИСЭПН Е.В. Тюрюкановой за ценные замечания, высказанные на этапе подготовки данного материала к публикации
32 Это относится к мигрантам из стран с безвизовым режимом въезда
33 Отчетность по формам 1-Т и 2-Т  передается из ФМС в Росстат с 1996 г., недавно было принято решение о переходе от полугодовых к ежеквартальным отчетам
34 Т.е. лица, имеющие вид на жительство. В эту категорию также будут включены лица, прибывшие в рамках Программы содействия добровольному переселению соотечественников. Мигранты, имеющие разрешение на временное проживание, получают разрешение на работу по схеме, предусмотренной для иностранцев из безвизовых стран.
35 В проекте программы переписи населения 2010 года присутствует вопрос о проживании за границей свыше года, стране проживания и годе возвращения в Россию, но не уточняется цель пребывания за рубежом
36 Постановление Росстата от 23 июня 2005 г. №33 об утверждении статистического инструментария для организации ФМС России статистического наблюдения в области внешней трудовой миграции
37 Хотя новый контракт может быть заключен уже на следующий день после окончания предыдущего
38 Предотвращение и противодействие распространению рабства и торговли людьми в Российской Федерации. ЕС, МОМ, МОТ. Представительство европейской комиссии в России, 2008. с 41
39 Это временной порог, отличающий налогового резидента РФ от нерезидента

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.