|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Правительства половины стран мира желают значительных
изменений в расселении
Урбанизация привела к значительной трансформации общественной
жизни, особенно в ХХ веке. За 1950-2005 годы численность городского
населения мира возросла более чем в 4 раза, увеличившись с 732 миллионов
до 3,2 миллиарда человек. Если в 50-е годы на городских территориях
проживали каждый третий, то теперь - каждый второй. В 2008 году
число горожан впервые превзойдет численность сельских жителей. Тенденции
роста доли городского населения, по оценкам экспертов ООН, сохранятся
и в будущем. К 2020 году многие страны, долгое время остававшиеся
преимущественно сельскими (Китай, Гватемала, Нигерия), станут преимущественно
городскими.
Изменение тенденций расселения, произошедшее за последние
60 лет, совпало с беспрецедентным ростом мировой экономики. Так
называемая "зеленая революция" и механизация сельского
хозяйства привели к увеличению производительности труда и одновременно
способствовали возникновению переизбытка рабочей силы на селе. Концентрация
населения и бизнеса в городах явились основой для развития экономики,
привлекательной для капитала, поощряющей быстрый рост производительности
труда, торговлю и различные инновации. Как среди развитых, так и
среди развивающихся стран страны с более высоким уровнем урбанизации,
как правило, отличаются более высокими среднедушевыми доходами,
более стабильной экономикой и более развитыми и сильными политическими
структурами. Поэтому урбанизация все чаще признавалась как процесс,
сопутствующий экономическому развитию и могущий сыграть положительную
роль в общем развитии страны.
Однако изменение тенденций расселения привело и к возникновению
определенных проблем. Во многих странах урбанизация, приводя к концентрации
богатства и инфраструктуры в больших городах, лишала сельские территории
ресурсов, в том числе трудовых. По некоторым оценкам, около 75%
бедного населения мира проживало в 2002 году именно на сельских
территориях. Во многих странах сельское население отстает от городского
в достижении целей развития, согласованных международным сообществом
(в том числе Целей развития тысячелетия). Кроме того, во многих
странах быстрый рост городского населения сопровождался быстрым
образованием трущоб с тесным и малопригодным жильем при отсутствии
необходимого санитарного обустройства. По оценкам ООН, треть горожан
в развивающихся странах проживает в трущобах, условия проживания
в которых подчас хуже, чем в беднейших сельских районах. Однако
если рост сельского населения постепенно стабилизируется, то городское
население продолжает быстро увеличиваться, в результате чего бедное
население все больше концентрируется в городах. Так, за 1993-2002
годы численность городской бедноты увеличилась на 50 миллионов человек,
в то время как численность сельских бедняков, напротив, снизилась
на 150 миллионов человек.
Поэтому все большее число политиков выражают озабоченность
пространственным размещением населения: если в 1996 году ее высказали
72% национальных правительств (137 из 192 стран), то в 2007 году
- уже 85% (166 из 195 стран), почти столько же, сколько было в середине
80-х и 70-х годов.
О желательности значительных изменений в расселении
заявили в 2007 году 51% правительств против 42% в 1996 году и 46%
в 1986 году. Только в 1976 году эта доля была несколько выше - 52%.
О желательности значительных изменений в расселении чаще заявляли
правительства наименее развитых стран (почти две трети), но и среди
развитых стран их доля в 2007 году превысила треть (рис. 15).
Рисунок 15. Доля национальных правительств, указавших
желательность значительных изменений в расселении, 1976, 1986, 1996
и 2007 гг., % стран
Более половины прироста городского населения обеспечивается
его естественным приростом. Однако чистая миграция из сельских поселений
в городские и преобразование сельских поселений в городские также
играют важную роль в увеличении численности горожан. Ожидается,
что за 2005-2015 годы от 250 до 350 миллионов жителей развивающихся
стран станут горожанами в результате внутренней миграции или преобразования
сельских поселений в городские.
Политическое вмешательство в эти процессы чаще всего
связано со стремлением снизить или даже обратить вспять миграционные
потоки из сельских поселений в городские. Миграция из села в город
приводит к разрушению традиционного уклада жизни и ускоряет старение
сельского населения, поскольку молодежь отправляется в город на
поиски работы. В некоторых странах пытались использовать различные
стратегии, чтобы удержать сельское население, вводя меры контроля
внутренней миграции, перераспределяя земельные участки и создавая
региональные зоны развития. В последние годы в развитых странах
сформировалась новая парадигма, основывающаяся на признании взаимозависимости
сельских и городских территорий и предполагающая развитие диверсификации
и конкурентоспособности, мобилизацию инвестиций вместо субсидий
и улучшение условий жизни сельских жителей. Более чем в трети стран
ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) на сельских
территориях создается рабочих мест больше, чем на городских территориях.
По данным 2007 года, 70% стран (117 из 167) проводили
политику, направленную на снижение миграционных потоков из села
в город, среди развитых стран таких было 63%, а среди наименее развитых
- 77% (рис. 16). Чаще всего такой политики придерживались государства
Африки (83%), Азии и Океании (по 73%).
Рисунок 16. Направленность политики государств в отношении
внутренней миграции (потоки из села в город и из одного города в
другой), 2007 г., % стран
Другим наиболее распространенным типом политики в отношении
внутренней миграции является ограничение потоков в крупные городские
агломерации. Во многих странах, прежде всего, развивающихся, значительный
приток мигрантов в крупные города резко снижает способность местных
органов управления обеспечить население жизненно необходимыми видами
жилищно-коммунального и транспортного обслуживания. За 1970-2005
годы число городов с число жителей 10 миллионов и более возросло
с 3 до 20. И хотя большинство горожан до сих пор проживает в малых
и средних городах, доля проживающих в крупнейших мега-городах увеличивается.
Уже с середины 70-х годов все большее число развивающихся стран
проводит политику ограничения миграции в крупные агломерации (рис.
17). Среди развитых стран она сокращалась до недавних пор, но в
последние годы также стала возрастать. В 2007 году 65% стран (112
из 172) проводили политику ограничения миграции в крупные агломерации
против 45% в 1996 году, 53% в 1986 году и 47% в 1976 году.
Другие направления политики расселения находят меньше
сторонников. Однако в 2007 году примерно в 40% стран мира поощряли
миграцию из городов и крупных городских агломераций в сельские поселения
с целью снижения нагрузки на городскую инфраструктуру и безработицы
в городе, побуждая мигрантов возвращаться на их малую родину. Подобная
политика практикуется чаще в развивающихся странах (в 44% против
19% развитых стран, в Азии - 64%, Африке - 55%).
В относительно небольшом числе стран мира - 14% в 2007
году - поощряется миграция из одного города в другой. Обычно под
этим подразумевается переезд из крупной городской агломерации в
малые и средние города или новые поселения. Обоснованием для такой
политики служит то, что при достижении определенного размера крупные
города становятся менее эффективными и продуктивными. Чаще всего
подобной политики придерживаются страны Латинской Америки и Карибского
бассейна (21%), Океании (20%), Африки (17%) и Азии (16%).
Рисунок 17. Направленность политики государств в отношении
миграции в городские агломерации, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., %
стран
|