Rambler's Top100

№ 333 - 334
19 мая - 1 июня 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

ООН представила очередной обзор политики стран мира в области населения

Наибольшую озабоченность национальных правительств вызывает распространение СПИДа и ВИЧ-инфекции

37% стран считают темпы прироста населения слишком высокими, 20% - слишком низкими

Последствиями старения населения озабочены правительства 55% стран мира

Доля стран, удовлетворенных сложившимся уровнем рождаемости, снизилась с 53% в 1976 году до 35% в 2007 году

Доля стран, считающих приемлемым сложивший уровень смертности, понемногу увеличивается за счет развивающихся стран

Правительства половины стран мира желают значительных изменений в расселении

Уровень иммиграции считают удовлетворительным в 77%, а эмиграции – в 67% стран мира

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Правительства половины стран мира желают значительных изменений в расселении

Урбанизация привела к значительной трансформации общественной жизни, особенно в ХХ веке. За 1950-2005 годы численность городского населения мира возросла более чем в 4 раза, увеличившись с 732 миллионов до 3,2 миллиарда человек. Если в 50-е годы на городских территориях проживали каждый третий, то теперь - каждый второй. В 2008 году число горожан впервые превзойдет численность сельских жителей. Тенденции роста доли городского населения, по оценкам экспертов ООН, сохранятся и в будущем. К 2020 году многие страны, долгое время остававшиеся преимущественно сельскими (Китай, Гватемала, Нигерия), станут преимущественно городскими.

Изменение тенденций расселения, произошедшее за последние 60 лет, совпало с беспрецедентным ростом мировой экономики. Так называемая "зеленая революция" и механизация сельского хозяйства привели к увеличению производительности труда и одновременно способствовали возникновению переизбытка рабочей силы на селе. Концентрация населения и бизнеса в городах явились основой для развития экономики, привлекательной для капитала, поощряющей быстрый рост производительности труда, торговлю и различные инновации. Как среди развитых, так и среди развивающихся стран страны с более высоким уровнем урбанизации, как правило, отличаются более высокими среднедушевыми доходами, более стабильной экономикой и более развитыми и сильными политическими структурами. Поэтому урбанизация все чаще признавалась как процесс, сопутствующий экономическому развитию и могущий сыграть положительную роль в общем развитии страны.

Однако изменение тенденций расселения привело и к возникновению определенных проблем. Во многих странах урбанизация, приводя к концентрации богатства и инфраструктуры в больших городах, лишала сельские территории ресурсов, в том числе трудовых. По некоторым оценкам, около 75% бедного населения мира проживало в 2002 году именно на сельских территориях. Во многих странах сельское население отстает от городского в достижении целей развития, согласованных международным сообществом (в том числе Целей развития тысячелетия). Кроме того, во многих странах быстрый рост городского населения сопровождался быстрым образованием трущоб с тесным и малопригодным жильем при отсутствии необходимого санитарного обустройства. По оценкам ООН, треть горожан в развивающихся странах проживает в трущобах, условия проживания в которых подчас хуже, чем в беднейших сельских районах. Однако если рост сельского населения постепенно стабилизируется, то городское население продолжает быстро увеличиваться, в результате чего бедное население все больше концентрируется в городах. Так, за 1993-2002 годы численность городской бедноты увеличилась на 50 миллионов человек, в то время как численность сельских бедняков, напротив, снизилась на 150 миллионов человек.

Поэтому все большее число политиков выражают озабоченность пространственным размещением населения: если в 1996 году ее высказали 72% национальных правительств (137 из 192 стран), то в 2007 году - уже 85% (166 из 195 стран), почти столько же, сколько было в середине 80-х и 70-х годов.

О желательности значительных изменений в расселении заявили в 2007 году 51% правительств против 42% в 1996 году и 46% в 1986 году. Только в 1976 году эта доля была несколько выше - 52%. О желательности значительных изменений в расселении чаще заявляли правительства наименее развитых стран (почти две трети), но и среди развитых стран их доля в 2007 году превысила треть (рис. 15).

Рисунок 15. Доля национальных правительств, указавших желательность значительных изменений в расселении, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., % стран

Более половины прироста городского населения обеспечивается его естественным приростом. Однако чистая миграция из сельских поселений в городские и преобразование сельских поселений в городские также играют важную роль в увеличении численности горожан. Ожидается, что за 2005-2015 годы от 250 до 350 миллионов жителей развивающихся стран станут горожанами в результате внутренней миграции или преобразования сельских поселений в городские.

Политическое вмешательство в эти процессы чаще всего связано со стремлением снизить или даже обратить вспять миграционные потоки из сельских поселений в городские. Миграция из села в город приводит к разрушению традиционного уклада жизни и ускоряет старение сельского населения, поскольку молодежь отправляется в город на поиски работы. В некоторых странах пытались использовать различные стратегии, чтобы удержать сельское население, вводя меры контроля внутренней миграции, перераспределяя земельные участки и создавая региональные зоны развития. В последние годы в развитых странах сформировалась новая парадигма, основывающаяся на признании взаимозависимости сельских и городских территорий и предполагающая развитие диверсификации и конкурентоспособности, мобилизацию инвестиций вместо субсидий и улучшение условий жизни сельских жителей. Более чем в трети стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) на сельских территориях создается рабочих мест больше, чем на городских территориях.

По данным 2007 года, 70% стран (117 из 167) проводили политику, направленную на снижение миграционных потоков из села в город, среди развитых стран таких было 63%, а среди наименее развитых - 77% (рис. 16). Чаще всего такой политики придерживались государства Африки (83%), Азии и Океании (по 73%).

Рисунок 16. Направленность политики государств в отношении внутренней миграции (потоки из села в город и из одного города в другой), 2007 г., % стран

Другим наиболее распространенным типом политики в отношении внутренней миграции является ограничение потоков в крупные городские агломерации. Во многих странах, прежде всего, развивающихся, значительный приток мигрантов в крупные города резко снижает способность местных органов управления обеспечить население жизненно необходимыми видами жилищно-коммунального и транспортного обслуживания. За 1970-2005 годы число городов с число жителей 10 миллионов и более возросло с 3 до 20. И хотя большинство горожан до сих пор проживает в малых и средних городах, доля проживающих в крупнейших мега-городах увеличивается. Уже с середины 70-х годов все большее число развивающихся стран проводит политику ограничения миграции в крупные агломерации (рис. 17). Среди развитых стран она сокращалась до недавних пор, но в последние годы также стала возрастать. В 2007 году 65% стран (112 из 172) проводили политику ограничения миграции в крупные агломерации против 45% в 1996 году, 53% в 1986 году и 47% в 1976 году.

Другие направления политики расселения находят меньше сторонников. Однако в 2007 году примерно в 40% стран мира поощряли миграцию из городов и крупных городских агломераций в сельские поселения с целью снижения нагрузки на городскую инфраструктуру и безработицы в городе, побуждая мигрантов возвращаться на их малую родину. Подобная политика практикуется чаще в развивающихся странах (в 44% против 19% развитых стран, в Азии - 64%, Африке - 55%).

В относительно небольшом числе стран мира - 14% в 2007 году - поощряется миграция из одного города в другой. Обычно под этим подразумевается переезд из крупной городской агломерации в малые и средние города или новые поселения. Обоснованием для такой политики служит то, что при достижении определенного размера крупные города становятся менее эффективными и продуктивными. Чаще всего подобной политики придерживаются страны Латинской Америки и Карибского бассейна (21%), Океании (20%), Африки (17%) и Азии (16%).

Рисунок 17. Направленность политики государств в отношении миграции в городские агломерации, 1976, 1986, 1996 и 2007 гг., % стран

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.