|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Доля стран, считающих приемлемым сложивший уровень смертности,
понемногу увеличивается за счет развивающихся стран
Здоровье и долголетие - важнейшие и неоспоримые ценности
социального развития. За последние десятилетия средняя продолжительность
ожидаемой при рождении жизни значительная выросла за счет усиления
внимания к проблемам здоровья и сокращения детской и младенческой
смертности. Соответственно, возросла доля стран, правительства которых
считают приемлемым сложившийся уровень смертности, - с 37% в середине
1970-х и 1980-х годов до 43% в 2007 году. Более выражена эта тенденция
в группе развивающихся странах, среди которых доля удовлетворенных
уровнем смертности увеличилась с 24% до 36%.
Однако между развивающимися и развитыми странами сохраняются
значительные различия в объективных и субъективных оценках тенденций
смертности. Средняя продолжительность ожидаемой при рождении жизни
составляла в 2000-2005 годах 76 лет в развитых странах, 64 года
в развивающихся и всего лишь 53 года в наименее развитых странах
мира.
Одной из причин стагнации и даже роста смертности в
некоторых африканских странах является эпидемия ВИЧ-инфекции и СПИДа.
Поэтому неудивительно, что оценка приемлемости сложившегося уровня
смертности в существенной степени зависит от уровня развития страны.
В 2007 году неприемлемым считали сложившийся уровень смертности
чуть более трети развитых стран (хотя это и заметно больше, чем
в середине 1970-1980-х годов), а среди развивающихся стран - почти
две трети. Среди 50 наименее развитых стран ни одна не рассматривала
сложившийся уровень смертности как приемлемый (рис. 11).
Рисунок 11. Доля правительств, считающих неприемлемым
уровень смертности, сложившийся в стране, 1976, 1986, 1996 и 2007
гг., %
Из 105 стран (представляющих 50% населения мира), которые,
в соответствии с Всемирной программой действия, поставили перед
собой цель обеспечить к 2000-2005 годам среднюю продолжительность
жизни не ниже 70 лет, 90 не смогли ее достичь. Причем в 48 из этих
стран (14% населения мира), располагающихся в основном на африканском
континенте к югу от Сахары, продолжительность жизни опустилась гораздо
ниже целевого критерия - до уровня ниже 60 лет. Столь низкий уровень
продолжительности жизни объясняется множеством факторов, среди которых
можно назвать военные и политические конфликты, экономические кризисы,
социально-экономические сдвиги, распространенность нездорового образа
жизни и вредных привычек, возвращение таких грозных инфекционных
заболеваний, как малярия, туберкулез, холера, а также эпидемическое
распространение ВИЧ-инфекции и СПИДа. Во многих стран с низкими
доходами населения стоимость минимального пакета медицинского обслуживания
заметно превышает уровень государственных расходов на здравоохранение.
Так, в 2004 году среднедушевые расходы на здравоохранение в развивающихся
странах составляли порядка 91 доллара США в год, а в наименее развитых
- всего 15 долларов США. Ситуация осложняется тем, что в ряде стран
невозможно использовать дополнительные ресурсы и не хватает медицинских
работников из-за низкой оплаты труда, тяжелых условий труда и эмиграции
квалифицированных кадров.
Как уже говорилось выше, проблемы детской и материнской
смертности заняли, по оценкам национальных правительств, соответственно,
второе и третье места среди проблем населения, вызывающих особую
озабоченность государств мира. Правда, за последнее десятилетие
озабоченность этими проблемами несколько ослабела - доля правительств,
считающих приемлемым сложившийся в их странах уровень смертности
детей в возрасте до 5 лет, снизилась с 77% в 1996 году до 73% в
2007 году. Но произошло это в основном за счет развитых стран, а
среди развивающихся стран она, напротив, возросла (рис. 12). Быстрое
снижение детской смертности, наблюдавшееся до 1990 года в развивающихся
странах, сменилось в 90-е годы почти стагнацией. По оценкам за 2006
год, число детей, умерших в возрасте до 5 лет, впервые снизилось
до 10 миллионов в год. Но половина из них до сих пор умирает от
таких предотвратимых причин, как острые респираторные инфекции,
диарея, корь и малярия.
Рисунок 12. Доля правительств, считающих неприемлемым
уровень детской смертности, сложившийся в стране, 1976, 1986, 1996
и 2007 гг., %
Высокая материнская смертность также вызывает серьезную
озабоченность. В 2007 году 70% национальных правительств (135 из
193 стран) считали неприемлемым сложившийся уровень материнской
смертности, среди развитых стран - 33% (16 из 49 стран), среди развивающихся
- 83% (119 из 144), в том числе среди наименее развитых - 98% (48
из 50). По оценкам, около полумиллиона женщин умирает ежегодно во
время беременности или родов, в большинстве своем - в странах Африки,
расположенных к югу от Сахары, и в Азии.
Эпидемия ВИЧ-инфекции и СПИДа является одним из наиболее
серьезных вызовов, с которыми столкнулось международное сообщество
в последние годы. С 1981 года, когда это заболевание было впервые
диагностировано, от него умерло более 25 миллионов человек. В 2007
году более 33 миллионов человек были ВИЧ-инфицированы. Распространение
этой инфекции в ряде стран практически перечеркнуло многие достижения
социально-экономического развития, приведя к повышению уровня заболеваемости
и смертности и подорвав основы существования домохозяйств, предприятий,
отдельных отраслей (сельского хозяйства, образования, здравоохранения)
и национальных экономик. Если в 1996 году серьезную озабоченность
распространением ВИЧ-инфекции высказывали 71% национальных правительств
(89 из 125 стран), то в 2007 году уже 90% (175 из 194). При этом
в наибольшей степени озабочены правительства наименее развитых стран
мира - 98% (рис. 13).
Рисунок 13. Оценка национальными правительствами распространения
ВИЧ-инфекции и СПИДа, 1996 и 2007 гг., %
Уже с середины 1980-х годов некоторые правительства
стали предпринимать определенные меры, чтобы противостоять натиску
эпидемии, однако они, чаще всего, были разрознены и направлены,
в основном, на решение проблем здоровья. Но в последние годы было
выработаны целые стратегии противостояния ВИЧ-инфекции и СПИДу,
которые включают в себя следующие направления:
- превентивные меры, направленные на предотвращение распространения
заболевания;
- лечение и уход за заболевшими;
- защита от дискриминации и отчуждения заболевших;
- развитие скоординированных межведомственных стратегий;
- создание органов, координирующих деятельность по борьбе со
СПИДом и ВИЧ-инфекцией;
- развитие партнерских отношений между гражданским обществом,
групп людей, проживающих с ВИЧ-инфицированными, местными сообществами,
неправительственными организациями и частным сектором экономики.
Для лучшего общественного осознания проблемы, правительства
стремятся привлечь к ним внимание, поддерживая специальные информационно-образовательные
программы в средствах массовой информации и коммуникации. Участие
в этих программах неправительственных организаций, людей, зараженных
ВИЧ-инфекцией, религиозных деятелей и международных организаций-доноров
в значительной степени повышают эффективность таких программ.
Антиретровирусная терапия способна существенно увеличить
продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных и облегчить их страдания,
но до сих пор она остается весьма малодоступной. Хотя почти 85%
стран (165) заявили о своей поддержке доступности антиретровирусной
терапии в 2007 году, во многих из них фактический охват таким лечением
остается крайне низким. Несмотря на совместные международные и национальные
усилия снизить стоимость медицинских препаратов, только 2 из 7,1
миллиона человек, нуждающихся в таком лечении в развивающихся странах,
получали его по состоянию на конец 2006 года.
Программы поддержки практики использования презервативов
(безопасного секса) достаточно широко распространены (в 86% стран
мира), однако спрос на них до сих пор остается неудовлетворенным,
а качество низким. По оценкам экспертов ООН, предложение презервативов
на 50% ниже необходимого.
В 2007 году правительства 182 из 195 стран (93%) отметили,
что в их странах производятся профилактические анализы крови на
наличие ВИЧ. Среди развивающихся таких стран было 135, или 92%,
среди развитых - 47, или 96% (рис. 14). Однако важно подчеркнуть,
что страны различаются степенью охвата населения такими программами.
Правительства все большего числа стран принимают законодательные
акты в целях защиты людей, пострадавших от ВИЧ-инфекции. О проведении
мер, обеспечивающих недопущение дискриминации ВИЧ-инфицированных
людей, в 2007 году заявили 63% национальных правительств. Среди
развитых стран их доля достигает 76%, среди развивающихся - только
58%, в том числе среди наименее развитых - 38%. В Африке, где эпидемия
распространена особенно широко, о реализации таких мер заявили 47%
стран.
Рисунок 14. Применение мер контроля в отношении ВИЧ-инфекции
и СПИДа, 2007, % стран
|