Rambler's Top100

№ 331 - 332
28 апреля - 18 мая 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Демографическая политика России: от размышлений к действию

Демографическая дезорганизация России: 1897-2007. Избранные демографические труды В.А.Борисова

Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении

Здоровье в исправительных учреждениях

Проблема детской бедности в перспективе обзор благополучия детей в богатых странах

По страницам журналов «Народонаселение» и «Социальная реальность»

Содержание журнала «Gender and Development»


Google
Web demoscope.ru

И.М.Шейман

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

2-е издание

М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007, 318 станиц


Варианты потребительского выбора в здравоохранении (стр. 16)

Форма финансирования

Поставщик медицинских услуг

Объем и условия оказания медицинской помощи

Оплата медицинской помощи из собственных средств в момент ее потребления

Медицинская организация, оказывающая первичную медицинскую помощь

Отказаться от лечения

Приобретение полиса добровольного медицинского страхования (ДМС): выбор страховщика и страхового плана

Врач первичного звена (участковый врач или врач общей практики)

Вариант лечения и связанный с ним набор медицинских услуг и лекарственных средств

Выход из системы ОМС и приобретение полиса ДМС, если такой выход допускается законом

Узкий специалист, оказывающий амбулаторную помощь

Время ожидания лечения (в порядке очереди или без очереди)

Выбор страховщика в конкурентной системе ОМС

Больница или другая организация, оказывающая стационарную и реабилитационную помощь

Сервисные характеристики оказания медицинской помощи

Выбор страховщика и страхового плана в объединенной системе ОМС и ДМС

Врач в стационарном учреждении

Условия получения лекарственных средств при амбулаторном обслуживании

Изъяны рынков медицинских услуг и медицинского страхования (стр. 34-36)

Изъяны рынков медицинских и страховых услуг

Последствия изъянов рынка

Механизмы преодоления или ограничения действия изъянов рынка

Часть услуг имеют свойства общественных благ

Рынок не обеспечивает необходимый объем этих услуг

Для оказания этих услуг государство создает специальный сектор «общественного здравоохранения» (санитарный надзор и проч.)

Информационная ассиметрия

Усложняется потребительский выбор
Ослабевает влияние потребителей на качество медицинской помощи
Нарушается принцип независимости сторон рыночной сделки
Усиливаются рыночные позиции поставщика медицинских услуг

Коллективные покупатели медицинской помощи (например страховщики) действуют в интересах населения
Предоставляется информация о результатах деятельности медицинских организаций для облегчения потребительского выбора

Эффект спроса, спровоцированного предложением

Создаются условия для затратного функционирования здравоохранения

Устанавливается глобальный бюджет для медицинских организаций
Используются методы оплаты медицинской помощи, основанные на разделении финансовых рисков между покупателем и поставщиком медицинских услуг
Проводится контроль обоснованности медицинской помощи
Вводятся клинические стандарты

Медицинские услуги имеют свойства социально значимых благ; особая роль принципов доступности и равенства в получении медицинской помощи

Снижается стимулирующее воздействие платежеспособного спроса
Ограничиваются условия конкуренции страховщиков

В государственном здравоохранении вводятся механизмы кваирыночного типа: «деньги следуют за пациентом»
Вводятся дополнительные программы медицинского страхования

Эффект морального риска

Создаются условия для затратного функционирования здравоохранения

Вводятся соплатежи населения
Устанавливается система обязательных направлений пациентов врачом первичного звена к узким специалистам
Страховщики контролируют обоснованность медицинской помощи
Устанавливаются «листы ожидания»

Эффект неблагоприятного отбора

Ограничивается вероятностный характер страхования
Застрахованные с низкими рисками выходят из страхового пула,  что ведет к повышению страховых премий (эффект «страховой спирали»)
Часть населения оказывается незастрахованной

Проводится оценка индивидуальных рисков
Повышаются интервалы проведения регистрации застрахованных в определенной страховой организации
Страховые организации страхуют большие группы работников
Медицинское страхование становится обязательным

Сфера планирования здравоохранения в отдельных западных странах (стр. 193-194)

Канада

Планирование только больничной помощи – государственных и частных больниц

Великобритания

Планирование больничной и амбулаторной помощи, оказываемой в Национальной системе здравоохранения (включая частные врачебные практики)

Германия

Планирование только больничной помощи – государственных и частных больниц

Франция

Планирование только больничной помощи – государственных и частных больниц

Италия

Планирование только больничной помощи – государственных и частных больниц

Дания

Планирование больничной помощи, оказываемой в государственных больницах, и  амбулаторной помощи, оказываемой частными врачебными практиками

Финляндия

Планирование больничной помощи, оказываемой в государственных больницах, и  амбулаторной помощи, оказываемой частными врачебными практиками

Новая Зеландия

Планирование больничной помощи, оказываемой в государственных больницах, и  амбулаторной помощи, оказываемой частными врачебными практиками

Нидерланды

Ограничнное планирование части больничной помощи

Анализ российской модели обязательного медицинского страхования дает основания для определенных выводов:
1. Сложившаяся система ОМС - это имитация конкурентной модели без всяких шансов обеспечить ее реализацию в будущем.
2. Реальными основаниями для конкурентной модели ОМС является введение дополнительных программ медицинского страхования, соплатежей страхового взноса самими застрахованными и систем обеспечения качества медицинской помощи, реализуемых конкурирующими страховщиками.
3. Задачи и функции СМО (страховые медицинские организации) в конкурентной системе существенно меняются, акцент перемещается в сторону различных форм управляемой медицинской помощи
4. Для реализации конкурентной модели ОМС необходимо обеспечить ряд условий, главные из которых надежная система выравнивания рисков, большой объем информации, сравнимый "продукт" медицинских организаций, экономически обоснованные тарифы, демонополизация рынка медицинских услуг.
5. Наиболее реальные альтернативы псевдоконкурентной модели - система одного покупателя медицинской помощи и модель разделения ответственности за закупку медицинской помощи между ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования) и поликлиниками - фондодержателями.
6. Необходимо принять политическое решение: строим заново конкурентную модель ОМС или принимаем альтернативные системы.

Стр. 313-314.

В монографии исследуются возможности использования рыночных механизмов в общественном здравоохранении (в системах бюджетного финансирования и обязательного медицинского страхования). Рассматриваются теоретические модели рынка в здравоохранении, в том числе различные версии концепции "регулируемой конкуренции". Разрабатывается набор условий реализации рыночной модели, не противоречащей целям политики в области здравоохранения. Неоклассический подход к анализу рынка дополняется аналитическим аппаратом неоинституциональной теории. На этой основе корректируются теоретические представления о рыночной модели здравоохранения.

Теоретический анализ подкреплен анализом практики реализации рыночных моделей в зарубежном здравоохранении (прежде всего в США, Нидерландах, Великобритании), с акцентом на следующих характеристиках: "изъяны" рынка страховых услуг, роль потребительского выбора, формы взаимодействия покупателей и поставщиков медицинских услуг, механизмы разделения финансовых рисков между ними и др. Особое место уделено роли институциональных факторов рыночных реформ. Автор подробно анализирует сложившуюся модель ОМС и выдвигает гипотезу о необходимости формирования новых институциональных условий для конкуренции на рынках медицинских и страховых услуг в системе ОМС Российской Федерации.

Предназначена для экономистов, работников сферы здравоохранения, а также всех интересующихся вопросами медицинского обслуживания; может служить в качестве дополнительной учебной литературы по курсам в рамках направления "Экономика общественного сектора".

Оглавление

Введение

Раздел I. Рыночные отношения в системе частного финансирования здравоохранения

Глава 1. Теоретические аспекты рыночных отношений в здравоохранении

1.1. Характеристики потребительского выбора на рынках медицинских услуг и медицинского страхования
1.2. Особенности рыночных отношений в здравоохранении
1.3. Монополистическая конкуренция на рынке медицинских услуг
1.4. Эмпирические исследования влияния конкуренции на качество больничных услуг

Глава 2. Модель управляемой конкуренции в здравоохранении

2.1. Основные положения модели
2.2. Условия обеспечения эффективной конкуренции
2.3. Изменения в системе оказания медицинской помощи

Глава 3. Рыночные механизмы в здравоохранении США

3.1. Эволюция рыночной модели здравоохранения
3.2. Барьеры для действия рыночных сил
3.3. Поиск новой концептуальной основы
3.4. Есть ли альтернатива рыночному механизму в здравоохранении США?

Раздел II. Рыночные отношения в системе государственного финансирования здравоохранения

Глава 4. Концептуальная основа активизации конкуренции в европейских системах здравоохранения

4.1. Квазирыночные отношения в системе общественного здравоохранения
4.2. Модель регулируемой конкуренции
4.3. Объединение рынков обязательного медицинского страхования
4.4. Концепция внутреннего рынка

Глава 5. Неоинституциональная теория: рынок или сетевая модель?

5.1. Концептуальная основа исследования
5.2. Институциональные условия повышения эффективности деятельности субъектов здравоохранения

Глава 6. Тенденции потребительского выбора на рынках медицинских услуг и обязательного медицинского страхования в западных странах

6.1. Потребительский выбор на рынке медицинских услуг
6.2. Потребительский выбор на рынке обязательного медицинского страхования

Глава 7. Планирование и договоры в системе квазирыночных отношений

7.1. Системы планирования здравоохранения
7.2. Планирование и договорные отношения
7.3. Роль селективных договорных отношений
7.4. Роль договорных отношений в повышении качества медицинской помощи
7.5. Реализация модели внутреннего рынка в здравоохранении Великобритании

Глава 8. Формирование рыночной модели в здравоохранении Нидерландов

8.1. Главные характеристики и проблемы голландского здравоохранения
8.2. Содержание рыночной реформы
8.3. Осуществление рыночной реформы
8.4. Проблемы и противоречия конкурентной модели ОМС

Глава 9. Зарубежный опыт выравнивания условий финансирования и разделения финансовых рисков страховщиков в системе обязательного медицинского страхования

9.1. Роль и методы выравнивания условий финансирования страховщиков
9.2. Механизмы разделения финансовых рисков

Глава 10. Формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

10.1. Основания для эффективной конкуренции страховых медицинских организаций
10.2. Задачи и функции страховщиков в конкурентной модели ОМС
10.3. Как построить конкурентную модель ОМС?
10.4. Альтернативные модели организации ОМС

Заключение

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.