Ответственная партия формирует осмысленную миграционную политику
Незаконную миграцию Владимир Путин назвал проблемой, требующей безотлагательного решения. В президентском Послании Федеральному собранию, в частности, говорится: "Мы заинтересованы в притоке квалифицированных и легальных трудовых ресурсов. Однако речь должна идти не только о сокращении размеров теневого сектора, но и о реальной пользе для всего российского государства и общества. В конечном итоге каждый легальный иммигрант должен получить возможность стать гражданином России. Меры по созданию условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения иммиграции, должны реализовываться одновременно".
Социологические опросы показывают, что значительная часть россиян с некоторой опаской и настороженностью относится к приезжим. В свою очередь мигранты не очень успешно адаптируются в российском обществе, предпочитая общаться со своими земляками. На бытовом уровне это подчас вызывает напряженность.
В то же время - и это объективный фактор - трудовая миграция стала неотъемлемой частью мировой экономики и ежегодно растет на 20%. Россия в этом смысле не исключение. Владимир Путин охарактеризовал этот процесс коротко и емко: "Принципиальной особенностью современного мира является интернационализация экономики и общества". В этом контексте первостепенная задача государства заключается в том, чтобы социальная адаптация мигрантов протекала безболезненно как для коренного населения страны, так и для них самих. В свою очередь ответственная политическая партия, имеющая большинство в парламенте, глубоко изучив проблему, обеспечивает ее решение необходимыми законами. Так, как это делает "Единая Россия", формирующая через своих депутатов в Госдуме "осмысленную миграционную политику", на создание которой глава государства отвел 10 лет.
На "круглом столе" в Госдуме, посвященном вопросам правового регулирования трудовой миграции, глава ФМС Константин Ромодановский высоко оценил работу депутатов: "Мы благодарны депутатскому корпусу, и особенно фракции "ЕР", за конструктивный подход в рассмотрении наших инициатив. С 2006 года был принят один новый закон и внесены поправки в десять действующих. Это большой объем работы. Новое миграционное законодательство в корне изменило ситуацию в стране. Число нелегалов значительно сократилось. Если раньше их было свыше половины от общего количества, то теперь не более 20%. Мигранты вышли из тени. Они платят налоги, что дает большой доход стране".
Госдумой приняты существенные поправки, в частности, в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Парламентарии предложили конкретные меры по наведению порядка в сфере трудовой миграции. В результате упростилась, например, процедура получения разрешения на работу для граждан тех государств, у которых с Россией нет визового режима. Иностранцу теперь нужно лишь подать заявление установленного образца, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность, миграционную карту с отметкой о въезде на территорию России и квитанцию об уплате госпошлины. Территориальные органы ФМС обязаны в течение 10 дней выдать разрешение на работу.
"Результаты подтверждают, что принятые законодательные меры в сфере миграции принесли ощутимый положительный эффект. На учет в органы ФМС поставлены почти 6,3 млн. человек. Повысилась прозрачность миграционных потоков, а государство получило инструменты для более гибкого регулирования процессов миграции", - констатировал руководитель федеральной службы.
Сегодня граждане СНГ вправе самостоятельно получать разрешение на работу, поэтому значительно выросло число законно работающих иностранцев. Количество выданных разрешений на работу по сравнению с прошлым годом возросло почти в четыре раза. По словам Ромодановского, более 2 млн. иностранцев имеют право работать в России. Соответственно увеличилось количество трудовых мигрантов, защищенных и юридически, и в социальном плане.
Одновременно с мерами по либерализации порядка трудовой миграции в России были предприняты шаги по усилению административной ответственности за незаконное привлечение и использование иностранных работников. Ранее сумма штрафа за каждого нелегального гастарбайтера в среднем составляла 8 тысяч, сейчас она может доходить до 800 тысяч рублей. В этом году было наложено штрафов на 3 млрд. рублей. За 9 месяцев текущего года к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства привлечено 89 тысяч 133 человека. Для сравнения: в 2005 году аналогичных правонарушений выявлено свыше полутора миллиона.
Есть у проблемы нелегальной миграции и еще одна, сугубо экономическая сторона. По данным Центробанка РФ, в прошлом году мигранты вывезли из страны более 3 млрд. долларов в виде денежных переводов и не менее 10 млрд. долларов наличными. Но это примерно лишь 65% всех средств, заработанных иностранными гражданами в России. Таким образом, весьма актуальной становится проблема увода денежных потоков в теневой сектор экономики. А это уже напрямую связано с безопасностью страны. Незаконная миграция, считают эксперты, связана с такими формами международной преступности, как терроризм, незаконный оборот наркотиков, торговля людьми. Для обеспечения контроля над въездом в РФ и борьбы с использованием поддельных документов, подчеркнул глава Федеральной службы, "мы считаем важным внедрение документов, содержащих биометрические параметры".
По мнению первого заместителя председателя комитета ГД по безопасности Михаила Гришанкова, создавая благоприятные условия пребывания в России тем, кто едет сюда честно трудиться, государство обязано жестко реагировать на любые факты нарушения действующего законодательства как со стороны самих мигрантов, так и тех, кто использует их труд. "В полном соответствии с указаниями, содержащимися в Посланиях Президента Владимира Путина Федеральному собранию, - заявил Гришанков, выступая на заседании "круглого стола", - "Единая Россия" рассматривает проблему незаконной миграции как одну из острейших и важнейших проблем современной России. Вот почему партия энергично взялась за ее комплексное решение и намерена добиться его в нужном для нашей страны ключе". По словам депутата, правовые основания для депортации нелегалов существуют. Надо только активнее использовать предоставленные законом возможности. "После распада Советского Союза на территорию России хлынула многомиллионная армия нелегальных мигрантов со всего пространства Евразии. В условиях разрушения отлаженной системы пограничного и ослабления миграционного контроля, пользуясь несовершенством действующего законодательства, перемещенные лица начали активно проникать на внутренний рынок труда, энергично вытесняя с него российских граждан". Ситуацию пришлось выравнивать уже в новом веке.
"В то же время, - заметил Гришанков, - речь ни в коем случае не идет о попытке бросить тень на многие сотни тысяч людей, прибывающих в нашу страну в поисках лучшей доли, готовых к честному и плодотворному труду, готовых уважать наши законы и традиции". Такие мигранты, заверил первый заместитель председателя думского комитета, имеют полное право рассчитывать на понимание и покровительственное отношение со стороны государства. Их необходимо обеспечить пусть строгими, но ясными и четкими правилами.
При условии неукоснительного соблюдения ими этих правил вновь легализуемых мигрантов можно будет в перспективе рассматривать в качестве дополнительного ресурса успешного решения наших демографических проблем".
Парламентарий отметил, что единороссы сделали для распутывания миграционного клубка немало. Но и работа впереди еще большая. Одна цифра: по сведениям ФМС, в 2006 году сотрудники иммиграционной службы отправили за пределы России 55 тысяч 800 иностранцев.
Впрочем, эксперты, отслеживающие миграционные процессы, считают, что целесообразнее отсекать нелегалов и всех сомнительных лиц непосредственно на границе, чем затем отлавливать их по всей стране. Но для этого нужно наладить четкое правовое взаимодействие государственных служб. Разговоры об этом идут давно. Однако нормативного документа, который позволил бы наладить совместную работу пограничного контроля и иммиграционных постов, пока нет. По мнению статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел РФ Николая Овчинникова, появление такого документа жизненно необходимо для более полного контроля над миграционными потоками.
В качестве первоочередных мер правового регулирования миграции участники "круглого стола" назвали и введение уголовной ответственности за действия, которые создают почву для нелегального проживания иностранцев на территории страны. Согласно российскому УК отдельным составом преступления сейчас считается лишь организация незаконной миграции (статья 322). Но, таким образом, из поля зрения правоохранительных органов совершенно выпадают, например, чиновники, штампующие за мзду липовые разрешения или закрывающие глаза на деятельность нелегалов.
- Усилиями "Единой России" иммиграционное законодательство существенно обновлено, - подвел итог обсуждению Михаил Гришанков. - В результате только с начала января 2007 года регистрацию прошли более 5 млн. мигрантов, наблюдается улучшение в области обеспечения прав человека, ослабевает межэтническое напряжение. Не могу сказать, что мы полностью решили проблему. Но те законы, которые приняты в последние годы, позволили навести порядок, создать надежный фундамент регулирования миграционных потоков. "Единая Россия" продолжит эту важную работу и после победы на выборах 2 декабря в следующей Думе.
Сергей ТЕПЛОВ. «Единая Россия», 29 октября 2007 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)